Рынок зернового фрахта вступил в зимний период
В преддверии введения ледовых ограничений (на 48 неделе) в Азовском бассейне падение фрахтового рынка остановилось. Более того, за последнее время ставки из Азовских портов выросли, в среднем, на USD 2. Участники рынка связывают это, с небольшим количеством флота, способного совершать рейсы из Азовского бассейна в период ледовых ограничений. Как показывает практика, с каждым годом численность такого тоннажа уменьшается, как следствие, ставки на «редкий» тоннаж с ледовым классом повышаются. Кроме того, стоимость фрахта растет и благодаря турецким Импортерам. По сообщению зерновых Трейдеров, турецкая сторона за полгода текущего зернового сезона закупила меньше половины необходимого объема пшеницы, поэтому в ближайшей перспективе повышение ставок возможно из-за большого количества запросов от турецких Трейдеров.
Фрахтователи грузов из портов ice free заняли выжидательную позицию. Как только на 48 неделе в силу вступит постановления о введении ограничений, ставки на рейсы из незамерзающих портов Черного моря и Причерноморского региона упадут, так как число желающих работать оттуда значительно возрастет. В начале 47 недели вышло постановление капитана порта Ростов-на-Дону, согласно которому в связи с прогнозируемым понижением температуры воздуха и перспективой появления ледяного покрова в акватории морского порта, с 26 ноября 2018 объявляется начало периода ледокольной проводки судов в морском порту и на подходах к нему. Пока необходимости в помощи ледоколов нет. Вместе с тем, к плаванию в акватории порта допускаются только те суда, которые имеют запасы топлива, продовольствия и воды не менее чем 14 ходовых суток.
Азовские Судовладельцы уже начинают планировать свои позиции таким образом, чтобы не оказаться в новогодние праздники в российских портах в период длительных выходных. Поэтому большим спросом в середине декабря будут пользоваться дальние рейсы, ставки на эти направления будут снижаться из-за повышенного предложения тоннажа.
Эксперты предсказывают, что на Каспии в этом году доступного флота зимой будет больше примерно на 15% по сравнению с прошлым годом. А учитывая тот фактор, что урожай в этом году меньше прошлогоднего, участники рынка выражают уверенность, что в ближайшие месяцы может произойти обвал фрахтового рынка в регионе. Поэтому Фрахтователи не спешат брать лодки на текущем очень высоком рынке и предпочитают дождаться окончания навигации и расстановки всех позиций в Каспийском море. На 47 неделе ставки на Каспии значительно возросли, фрахт на базисе Астрахань – Иран прибавил USD 3 и составляет USD 51 за тонну ячменя. Фрахтователи объясняют такую динамику возникшим дефицитом флота. К концу навигации большинство Судовладельцев старались брать рейсы с реки, за это время в порту Астрахани скопилось достаточно груза, который сейчас активно экспортируется в Иран.
Из-за нехватки тоннажа, приспособленного к проведению полной фумигации, многие каспийские Трейдеры вынуждены искать иные способы доставки груза в Иран. Так, например, некоторые Фрахтователи фиксуют те теплоходы, на которых возможно проведение только профилактической фумигации груза. Поэтому первая дезинфекция зерна осуществляется в порту погрузки, а последующая полная – уже после выгрузки в Иране на таможенном складе. Зачастую такие рейсы оказываются для Фрахтователей более выгодными, поскольку Судовладельцы незерновых теплоходов готовы снижаться по ставкам.