Зерновой фрахт: ставки Азова снижаются, чтобы начать расти
На 42 неделе ставки в Азовском регионе продолжили снижаться. Фрахт по маршруту Ростов – Мармара достиг 30 USD за тонну пшеницы. Это на 1 USD меньше, чем на прошлой неделе.
Несмотря на тенденцию к снижению ставок на Азове, участники рынка предсказывают возобновление роста фрахта в ближайшее время. Согласно информации от Фрахтователей, повышенным спросом в Турецкой Республике пользуется фуражная пшеница. Именно за счет данного вида товара возможно увеличение объема экспорта в Турцию, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.
Еще одна причина, которая может привести к росту фрахта – появление на рынке зерна из интервенционного фонда РФ. Правительство выпустило для реализации 1,5 млн пшеницы. С помощью данной меры власти намерены снизить цены на пшеницу, чтобы увеличить темпы и объемы экспорта. В ближайшее время спрос на русско-флажный тоннаж вырастет еще больше, поскольку перед Экспортерами стоит задача – вывести зерно с речных элеваторов до закрытия навигации.
По этой же причине наиболее активно на рынке ведут себя владельцы судов без ледового класса. Как только в Азовском бассейне (конец ноября) в силу вступят ледовые ограничения, акватория станет для них закрытой, а значит, количество доступных для работы маршрутов сократиться. Таким образом, они пытаются сейчас сделать больше рейсов на коротком плече и избегают дальних рейсов, чтобы увеличить оборачиваемость флота по текущим ставкам.
В результате колебания уровня воды в Азовском бассейне из-за сгонных ветров и временного обмельчания акваторий портов Азов, Ростов и Ейск, многие теплоходы не смогли отойти от причалов. Тоннаж был вынужден простаивать в ожидании восстановления оптимального уровня воды (3.8 – 4 метра), так как осадка большинства судов в полном грузу больше 3 метров. Данная ситуация привела к задержкам в отправках и нарушению расписания движения флота в регионе.
Вместе с тем, сгонные ветра в районе Волго-Каспийского морского судоходного канала привели к росту ставок. Из-за уменьшения уровня воды подход судов к порту Астрахань было затруднено. Так, в акватории канала сел на мель сухогруз с иранским флагом. Теплоходы не могли осуществлять рейсы с полной загрузкой, и на 42 неделе существенная часть Судовладельцев переориентировалась на работу в глубоководные порты (Актау, Баку, Туркменбаши). Даже несмотря на то, что астраханские грузоотправители готовы были платить выше рынка, чтобы выполнить ранее согласованные контракты. Данная ситуация усугубила проблему нехватки флота в регионе, и подтолкнула фрахт вверх. Ставка на базисе Самара – Иран достигла 60 USD за тонну ячменя, что на 2 USD больше, чем на 41 неделе.
На Каспии по-прежнему актуальна проблема нехватки русско-флажного тоннажа для отправок кукурузы с портов Волги. Спрос на такой флот повышается, поскольку основной объем зерна поступает на речные элеваторы, откуда преимущественно и работают владельцы судов с русским флагом. Кроме того, Судовладельцы продолжают выводить флот из Каспийского бассейна. Также напряженность на рынке создают американские санкции против Ирана, которые вступят в силу 5 ноября и будут направлены на судоходную отрасль государства. Предчувствуя трудности на фрахтовом рынке в ближайшем будущем, вызванные санкциями, многие Фрахтователи пытаются законтрактовать доступный флот на последовательные рейсы из Актау и Астрахани на длительное время до того, как начнут действовать ограничения.