ФАС предоставит РЖД право давать долгосрочные скидки с их регистрацией в ведомстве
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предоставит ОАО "Российские железные дороги" право давать долгосрочные скидки с их регистрацией в ведомстве.
"Мы РЖД дадим в ближайшее время право предоставлять скидки на перевозки на 10 лет с регистрацией в ФАСе этих скидок. Размер скидки может быть до 50%, а срок - до 10 лет", - заявил глава регулятора Игорь Артемьев журналистам в четверг.
В середине августа директор по коммерческой деятельности монополии Алексей Шило сообщал, что компания завершает согласование с антимонопольной службой методики долгосрочных тарифных скидок в рамках "ценового коридора" и заинтересовано давать их по ряду грузов - высокомаржинальных и волатильных с точки зрения ставок на транспортировку. Затягивать с согласованием новой методики, по словам топ-менеджера, компания не заинтересована.
"У антимонопольной службы есть несколько новелл, которые они хотели бы внедрить. Мы сейчас обсуждаем, но в принципе подход согласован. Там самый главный пункт, который для РЖД очень важен, - о том, что скидка дается только в том случае, если это экономически целесообразно (для монополии - ИФ)", - отмечал А.Шило. При этом, по его словам, в понимании компании "нынешняя модель с расчетами и основаниями вполне корректна, рынку понятна", "Российские железные дороги" рассчитывают ее сохранить.
А.Шило пояснял, как будет применяться методика. "Мы даем скидку, фиксируем, что у (РЖД - ИФ) прирост к уровню прошлого года составит, например, 1 млн тонн. То есть, если грузоотправитель везет 10 млн тонн, и за счет того, что получает скидку, произведет больше, он повезет (за ту же стоимость - ИФ) больше на 1 млн тонн. Если он провез не 11 млн тонн, а например 10,5, то вот эти 0,5 млн тонн поедут уже по полному тарифу", - говорил топ-менеджер.
Такая схема уже применяется и при нынешних расчетах скидок. Например, в 2017 г. по трем из 50-ти тарифных решений оговоренные объемы предъявлены не были - и размер дисконта был пересчитан, отмечал А.Шило. Сроки перерасчетов при долгосрочных скидках, по его словам, могут прописываться в договоре - в зависимости от производственного и сбытового графика промышленников.
"С кем было бы интересно в таком направлении работать? Это продукты питания, зерно, нефтяные грузы. То есть те грузы, которые достаточно волатильны, имеют определенные пики, в том числе сезонные", - заявлял топ-менеджер. "Что касается высокодоходных грузов, потребность в долгосрочных тарифах есть скорее больше у нас. Любое тарифное решение сегодня - это, с одной стороны, гарантия того, что мы этот объем получим, с другой стороны - есть правило, что, если договор с точки зрения объемов не соблюдается, то мы делаем пересчет на полный тариф", - отмечал он.
Готовность РЖД дать 10-летнюю скидку уже зафиксирована в одном из решений правления компании. На 2018 г. "Российские железные дороги" дали 15%-ную объемную скидку на перевозки светлых нефтепродуктов со станции Дземги (Хабаровский край) в направлении припортовых станций Дальнего Востока. Дисконт применяется при условии транспортировки в цистернах не менее 6 млн тонн этих грузов. Рядом со станцией Дземги в Комсомольске-на-Амуре расположен Комсомольский НПЗ "Роснефти" .
При этом монополия отмечала, что после внесения регулятором изменений в нормативную базу действие понижающего коэффициента будет продлено на весь период долгосрочного тарифного регулирования, вплоть до 31 декабря 2027 г. включительно - также при условии, что ежегодный гарантированный объем предъявления в размере не менее 6 млн тонн будет закреплен договорными обязательствами с РЖД на весь этот период.
Право варьировать грузовые тарифы в рамках "ценового коридора" "Российские железные дороги" получили в 2013 г. Сейчас верхняя граница установлена на уровне "+8%" к действующим ставкам (в основном компания устанавливает надбавки на экспортные перевозки, но декларировала о готовности к обнулению со следующего года), нижняя - на уровне "минус 50%" для грузов II (базового) и III (высокодоходного) тарифного классов без ограничения по дальности транспортировки и "минус 14%" для грузов I (низкодоходного) тарифного класса в пределах 3 тыс. км.