Ритейлу оставили право возврата
Правительство сочло нецелесообразным законодательное ограничение возврата нереализованной в магазинах продукции ради дополнительных гарантий для региональных поставщиков. Ранее президент России Владимир Путин поручал кабинету министров представить предложения по этому вопросу. Поставщики продолжают жаловаться на проблемы с возвращаемым товаром и убытки. Ритейлеры утверждают, что предложенное ранее ограничение невыгодно ни потребителям, ни самим поставщикам.
В апреле по результатам встречи с членами Совета законодателей президент поручил правительству рассмотреть вопрос «о дополнительных гарантиях региональным поставщикам продовольственных товаров, в том числе при возврате указанных товаров торговыми сетями».
— Правительство представило доклад президенту РФ Владимиру Путину о нецелесообразности установления дополнительных гарантий, — сообщили «Известиям» в Минпромторге, где создавался документ. Также в подготовке доклада участвовали Минсельхоз, Минэкономразвития, ФАС и другие заинтересованные ведомства.
В Минпромторге пояснили, что «предоставление таких гарантий приведет к созданию конкурентных преимуществ для этих региональных поставщиков». В ведомстве добавили, что вносить изменения в законодательство о торговле еще рано.
— Практика применения норм новой редакции закона «О торговле» от 3 июля 2016 года (вступила в силу с 1 января нынешнего года. — «Известия») не наработана, — сказали в Минпромторге.
Представители министерства также отметили, что «возврат продовольственных товаров регулируется договором, заключенным между поставщиком и торговой сетью».
Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров рассказал «Известиям», что служба провела исследование по возврату продукции поставщикам от ритейлеров. По словам чиновника, проблема наиболее остро стояла в случае с хлебом, а по другим видам продукции фактически неактуальна. Соответственно, в ФАС не видят необходимости законодательного запрета возвратов товара поставщикам.
О проблеме возврата просроченного хлеба из магазинов производители говорили последние несколько лет. Они жаловались на убытки из-за необходимости выкупать свою продукцию с истекающим или уже истекшим сроком годности у торговых сетей, причем по той же цене, что и продали ритейлерам. Однако, как сообщали «Известия», Российский союз пекарей и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет «Ашан», X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» и другие крупнейшие сети) договорились прекратить возврат непроданного хлеба с 1 июня. Для этого в мае были скорректированы договоры поставок.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин сообщил «Известиям», что проблемы возвратов нет только в бакалее, но она существует у поставщиков скоропортящихся продуктов — мяса, рыбы, овощей, фруктов, кондитерских изделий.
— Ритейл использует свое доминантное положение, условия возврата просроченной нереализованной продукции зачастую прописаны в документах. Это приносит убытки региональным поставщикам. Однако некоторые сети, например X5 Retail Group, садятся за стол переговоров и готовы решать проблему, как это случилось с хлебом, — рассказал Алексей Небольсин.
Он отметил, что практика применения нового закона «О торговле» еще не отработана и какие-либо изменения в него стоит вносить не раньше середины следующего года.
Председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев отметил, что Минпромторг при проработке вопроса опирался на интересы потребителей.
— Чем меньше ограничений для конкуренции — тем им лучше. Что касается возвратов, эта проблема сейчас решается очень быстро. Однако здесь есть обратная сторона: например, в Сыктывкаре в одной сети перестал быть доступен свежий хлеб по вечерам — его просто стали меньше заказывать. А отсутствие товара на полке невыгодно уже поставщику: его место займут другим товаром, — пояснил Илья Ломакин-Румянцев.
В Минэкономразвития воздержались от комментариев, сославшись на то, что ответственный исполнитель по этому вопросу — Минпромторг. В Минсельхозе не ответили на запрос «Известий».