Россия. Комментарий. Иван Стариков: «Не создай себе монополиста»
19 марта 2003 11:52
Глава аграрно-продовольственного Комитета Совета Федерации Иван Стариков прокомментировал появившееся в прессе открытое письмо Президенту РФ от ведущих мясоперерабатывающих предприятий страны.
По мнению И.Старикова, предложение «возложить на Мясной союз России задачу по распределению квот можно расценить только, как попытку крупнейших предприятий присвоить себе монополию на этом рынке. Это приведет к уничтожению мелкого и среднего бизнеса в этой сфере производства и, соответственно, серьезнейшему повышению цен на мясопродукты - картельные соглашения просто «задушат» потребителя высокими ценами и низким качеством продукции. Поэтому, разрабатывая механизмы квотирования, следует учитывать интересы всех участников рынка и искать самые оптимальные экономические решения на пересечение этих интересов.
Когда летом прошлого года начала работу комиссия Министерства экономического развития и торговли по расследованию обоснованности объемов ввоза импортного мяса птицы в страну, никто не мог предполагать, что все закончится таким образом. Правительство, проявив заботу о рентабельности отечественного птицепрома, перешло на жесткое нерыночное квотирование и по говядине, и по свинине, разрешив заниматься импортом только тем, кто занимался этим в последние три года (ни раньше, ни позже!) и в объеме ниже уровня нынешнего года. Сейчас хотят пойти еще дальше, мы видим откровенную попытку руками государства устранить конкурентную среду в своей отрасли, что должно вызывать вполне закономерное отторжение и в общественном сознании, и во всех властных структурах.
Историю с благими намерениями защитить свой рынок мы уже проходили с сахарными квотами. Тогда была поставлена цель защитить сахарный комплекс, в результате чего из 60 поставщиков сахарной свеклы осталось только 4. Цена на сахар стала на 30% больше среднемирового уровня! И это при низких доходах нашего населения. Посевы сахарной свеклы снизились, а каждый гражданин заплатил «сахарный налог». Вот конкретный итог квотирования «по-российски».
Крестьяне остались в прогаре и начали протестовать.
Поэтому нельзя с помощью квотирования самому государству создавать условия для недобросовестной конкуренции. Использовать механизм тарифных квот надо очень и очень аккуратно. Принимаемые решения должны быть тщательно выверены, чтобы сохранялись приемлемые условия работы для всех сегментов рынка. Для этого действует консультативный совет по тарифным квотам, но видимо этого мало. Необходимо принимать законы о саморегулирующихся организациях и отраслевых союзах, которые станут инструментом регулирования процесса распределения квот. Принятие данных законов предусмотрено Гражданским кодексом, и это снимет многие проблемы.
По мнению И.Старикова, предложение «возложить на Мясной союз России задачу по распределению квот можно расценить только, как попытку крупнейших предприятий присвоить себе монополию на этом рынке. Это приведет к уничтожению мелкого и среднего бизнеса в этой сфере производства и, соответственно, серьезнейшему повышению цен на мясопродукты - картельные соглашения просто «задушат» потребителя высокими ценами и низким качеством продукции. Поэтому, разрабатывая механизмы квотирования, следует учитывать интересы всех участников рынка и искать самые оптимальные экономические решения на пересечение этих интересов.
Когда летом прошлого года начала работу комиссия Министерства экономического развития и торговли по расследованию обоснованности объемов ввоза импортного мяса птицы в страну, никто не мог предполагать, что все закончится таким образом. Правительство, проявив заботу о рентабельности отечественного птицепрома, перешло на жесткое нерыночное квотирование и по говядине, и по свинине, разрешив заниматься импортом только тем, кто занимался этим в последние три года (ни раньше, ни позже!) и в объеме ниже уровня нынешнего года. Сейчас хотят пойти еще дальше, мы видим откровенную попытку руками государства устранить конкурентную среду в своей отрасли, что должно вызывать вполне закономерное отторжение и в общественном сознании, и во всех властных структурах.
Историю с благими намерениями защитить свой рынок мы уже проходили с сахарными квотами. Тогда была поставлена цель защитить сахарный комплекс, в результате чего из 60 поставщиков сахарной свеклы осталось только 4. Цена на сахар стала на 30% больше среднемирового уровня! И это при низких доходах нашего населения. Посевы сахарной свеклы снизились, а каждый гражданин заплатил «сахарный налог». Вот конкретный итог квотирования «по-российски».
Крестьяне остались в прогаре и начали протестовать.
Поэтому нельзя с помощью квотирования самому государству создавать условия для недобросовестной конкуренции. Использовать механизм тарифных квот надо очень и очень аккуратно. Принимаемые решения должны быть тщательно выверены, чтобы сохранялись приемлемые условия работы для всех сегментов рынка. Для этого действует консультативный совет по тарифным квотам, но видимо этого мало. Необходимо принимать законы о саморегулирующихся организациях и отраслевых союзах, которые станут инструментом регулирования процесса распределения квот. Принятие данных законов предусмотрено Гражданским кодексом, и это снимет многие проблемы.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews
Новости по этой теме:
14.03.03 России. Продолжается рост импорта продовольствия
07.03.03 Россия. Конгрессмены США критикуют Россию за введение ограничений на импорт мяса
06.03.03 Россия. Переработчики и импортеры начали «мясную войну»
27.02.03 Россия. В российском молоке найден антибиотик
21.02.03 Россия. Производство сливочного масла. Проблемы и перспективы