14 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Минсельхоз объединит опыт Сколково и бирюлевской овощебазы

15 декабря 2014 17:45

Минсельхоз при сотрудничестве с фондом Сколково разработал концепцию развития в России сети гигантских овощебаз под госконтролем – откуда большая часть собранного урожая будет расходиться по ресторанам и магазинам. На реализацию проекта потребуется $3,5 млрд.

Битва за импортный урожай

После введения продуктового эмбарго правительство 11 августа дало поручение Министерству сельского хозяйства разработать план развития производства отечественной сельхозпродукции, зависящей от импортных поставок. По данным ФТС и Минсельхоза, в 2013 году на долю импортных овощей приходилось 14,6% российского рынка, при этом в категории продукции, выращенной в теплицах на импорт приходилась почти половина – более 46%. По фруктам и ягодам импорт составлял почти 60%. Отдельной частью разработанной программы импортозамещения стала поддержка тепличного овощеводства, увеличение мощностей хранения плодоовощной продукции на 4,3 млн тонн и строительство сети оптово-распределительных центров (ОРЦ) с возможностью единовременного хранения 4,7 млн тонн. По замыслу правительства, подобный проект необходим для обеспечения потребителей свежими овощами и фруктами вне зависимости от сезона.

На «Развитие ОРЦ и инфраструктуры системы социального питания» по программе развития АПК до 2020 года запланировано выделить 79,3 млрд рублей: на 2015 год – 2,4 млрд рублей, в 2016 – 10,3 млрд, в 2017 – 14,2 млрд, в 2018 – 15,8 млрд, 2019 – 17 млрд, 2020 – 19,5 млрд рублей.

Овощебазы-гиганты

Возле городов-миллионников могут появиться огромные овощебазы площадью до 400 тыс. квадратных метров. Всего в России их будет не более 10, и они станут своеобразными материнскими «хабами» для 20-30 небольших (20-40 тыс. кв. м) оптово-распределительных центров, которые должны появиться в сельскохозяйственных регионах. Концепция создания всероссийской сети уже предоставлена в Минсельхоз, который должен разработать программу, говорит Алексей Чуйкин, участник рабочей группы проекта и советник ректора московской школы управления «Сколково».

По оценке партнера Colliers International Владислава Рябова, строительство одного квадратного метра складских площадей с холодильным оборудованием в России сейчас стоит от 20 до 50 тыс. рублей. При средней цене строительства в 40 тыс. руб., один большой ОРЦ обойдется инвестору в 16 млрд руб. (порядка $30 млн), малый –  в 1,2 млрд руб. Весь заявленный проект можно оценить в 196 млрд руб. (порядка $3,5 млрд).

Планируется, что строить ОРЦ будут крупные региональные компании, которые получат от государства субсидии (либо на ставку по кредиту, либо на построенный квадратный метр), а после окончания строительства смогут зарабатывать на сдаче в аренду складских площадей. В Минсельхозе сейчас готовится подпрограмма развития ОРЦ, которая предполагает компенсацию части капитальных затрат на строительство и части процентной ставки по кредитам. В министерства РБК подтверди​ли, что по этой теме уже прошло заседание рабочей группы, однако подробностей не раскрыли.

Fresh под надзором

Долю в акционерном капитале каждого ОРЦ вместе с частным инвестором-девелопером, согласно программе, получит управляющая структура, которая будет координировать работу по созданию сети складских комплексов, рассказал РБК источник в рабочей группе. Это будет либо структура Минсельхоза, либо специально созданное агентство, либо частная управляющая компания – формат пока не утвержден. Она получит право вето и сможет влиять на приятие решений про строительстве и эксплуатации ОРЦ – это будет либо блокпакет, либо аналог «золотой акции». Если действия частного партнера приведут к тому, что ОРЦ будет работать неэффективно, его смогут продать другому инвестору или агентство получит право выкупить долю совладельца, рассказал собеседник РБК.

Несмотря на то, что четкого плана действий у Минсельхоза еще нет, один инвестор уже появился – это холдинг «Росагромаркет», совместный проект девелопера «Ермак» и инвесткомпании бывшего топ-менеджера Альфа-банка Владимира Татарчука - Proxima Capital Group (20% и 80% соответственно). Глава «Росагромаркета» Богдан Григорьев входит в рабочую группу Минсельхоза по разработке программы строительства ОРЦ.

Минсельхоз будет проводить тендеры для компаний, выигравшие войдут в единую сеть объектов распределения продовольствия в стране. ОРЦ «Росагромаркета» будут в этих тендерах участвовать, уточнил Богдан Григорьев. По его мнению, операторами ОРЦ должны быть профессиональные частные управляющие компании, имеющие опыт в логистике, сельхозпроизводстве, переработке, оптовой торговле продовольствием, управлении недвижимостью. По его оценке, общие инвестиции в проект составят порядка 250-300 млрд руб.

По словам Григорьева, сначала будет построено семь ОРЦ в пяти регионах России: три в Подмосковье, по одному – в Новосибирске, Ростове-на-Дону и Владивостоке. Еще один появится либо в Екатеринбурге, либо в Казани, сообщил он. Объем инвестиций в проект на этом этапе составит $500-700 млн во все центры. Строительство на трех первых площадках (Подмосковье, Новосибирск, Ростов) планируется начать к третьему кварталу 2015 года.

По оценке Владислава Рябова из Colliers International, из этого нынешнего объема предложения качественных складских помещений (о примерно 15 млн кв.м.) 30-35% можно отнести к продуктовым складам.

Склады для хранения сельхозпродукции девелоперы строят только под заказ – такие площади остались еще с советских времен, и их качество оставляет желать лучшего, говорит региональный директор Knight Frank Вячеслав Холопов. Сейчас строятся распределительные центры для крупных торговых сетей, и таких довольно много, говорит он.

Доступ к госзаказу

В Минсельхозе рассчитывают, что после реализации проекта, производитель вместо того, чтобы продавать перекупщикам продукцию прямо на поле, сможет привезти ее в распредцентр и арендовать там площадь для хранения. Так он сможет выгоднее продать свои овощи, когда они станут дороже после окончания сезона. За дополнительную плату он может помыть, расфасовать и упаковать продукцию: часть этих затрат может компенсировать государство.

Арендовать склад и упаковать продукцию может и закупщик. После этого упакованная или не упакованная продукция будет храниться до тех пор, пока не приедут покупатели – крупные торговые сети, мелкие магазины, рестораны, больницы, школы, другие госучреждения и дистрибьютеры, которые выкупают ее и продают дальше (например, в другой регион). Они будут заключать прямые договоры с поставщиками.

Чтобы избежать ситуации, когда большая часть торговых площадей принадлежит одной компании или родственным ей структурам, максимально занимаемую площадь планируется ограничить. Эта же мера не позволит владельцу в одиночку пользоваться этими ОРЦ.

По оценке партнера регионального директора Knight Frank Вячеслава Холопова, аренда складов класса А (именно такие в качестве ОРЦ используют торговые сети) – порядка 5 тыс. рублей без НДС и операционных платежей, а аренду складов для обычного хранения сельхозпродукции Владислава Рябова из Colliers International оценивает в 3-3,5 тыс. руб. за квадратный метр в год.

Розница и производители не видят выгоды

Бизнесу будет интересно поучаствовать в подобных проектах, считает гендиректор ЗАО «Новые Черемушки» (владелец Бирюлевской овощебазы) Александр Разуваев. Участие государства – это гарантированный сбыт, говорит он, ведь клиентами таких ОРЦ вместе с мелкой розницей станут военные части, школы, больницы и так далее. Большим сетевым ретейлерам, у которых есть свои распределительные центры по России, ОРЦ будут интересны для закупок крупных партий товара.

Более-менее крупным производителям овощей такие базы будут не очень интересны, возражает генеральный директор компании «Дмитровские овощи» (выращивает овощи в открытом грунте) Владимир Чикин. «У нас у самих нет проблем ни с мойкой, ни с упаковкой овощей, ни с их сбытом», – комментирует он РБК. Больницы и школы работают через систему госзаказа, поэтому тоже вряд ли станут сами приезжать на такие базы, а вот для небольших несетевых магазинов или ресторанов такие ОРЦ могут быть интересны, считает он.

Вся система поставок крупного сетевого ретейлера «Дикси» построена на собственных РЦ и логистике, подтверждает представитель торговой сети Екатерина Куманина. Сеть использует собственные или арендованные склады, адаптированные специально под ее требования, и ничего менять не собираются.

«У нас в России нет продукта, вот основная проблема. Сейчас время вкладывать в производителя, а потом он сам построит себе центры – как строим под свои проекты мы», – уверен генеральный директор агрохолдинга «Евродон» Вадим Ванеев.​ 

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: