Минсельхоз попал под острую критику Счетной палаты
Аудиторы Счетной палаты оценили объем господдержки и уровень исполнения госпрограммы развития АПК в 2008—2012 годах и пришли к неутешительному выводу. За пять лет государство выделило на сельское хозяйство на 100 млрд руб. больше, чем планировало, но показатели исполнены лишь на 60%. Единственное, что удалось достичь по плану, — это «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности», или, проще говоря, заработок селян. Минсельхоз винит во всем погоду и низкую доходность бизнеса.
«То, что показатели не были достигнуты, объясняется в основном временем разработки госпрограммы, — говорит заместитель министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев. — В 2007 году благоприятная ситуация позволяла ставить амбициозные цели, но ни в связи с финансово-экономическим кризисом 2008 года, ни с засухой 2009 и 2010 годов госпрограмма не корректировалась».
Также в Минсельхозе отмечают, что за период 2008—2012 годов без субсидий сельское хозяйство было убыточно в течение трех из пяти лет. С низкой доходностью, не позволяющей большей части сельхозпроизводителей проводить технологическую модернизацию производства, связаны многие негативные тенденции в сельском хозяйстве, настаивает Дмитрий Юрьев.
Объясняться за плохие показатели чиновникам сельскохозяйственного ведомства пришлось после того, как в минувшую пятницу аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев заявил на коллегии, что из девяти целевых показателей госпрограммы был выполнен только один — «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности». Его выполнение составило 116,8%. Все остальные показатели, характеризующие динамику развития отрасли, не были достигнуты. И это несмотря на то что государство выделило на госпрограмму 653 млрд руб. вместо запланированных 551,3 млрд руб.
Ключевой показатель госпрограммы — «обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства» — составил 3,4% при утвержденном плане 4%. Также ниже оказался объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства — 79,9% при плановом росте на 162,9%. Производство в животноводстве за пять лет выросло на 14,9% при утвержденном плане 27,7%, а в растениеводстве — на 14,6% при плане 27,7%.
В то же время расходы федерального бюджета на развитие животноводства и растениеводства превысили на 28,7% плановые траты.
Начиная с 2008 года Счетная палата критикует исполнение госпрограммы, исполнять которую начал еще Алексей Гордеев, но основной ее период пришелся на время Елены Скрынник, возглавлявшей Минсельхоз с марта 2009 года до мая 2012 года. Нынешний глава Минсельхоза Николай Федоров вступил в должность за полгода до завершения программы.
В Минсельхозе винят во всем неблагоприятные погодные условия и недофинансирование отдельных мероприятий. Однако, несмотря на эти сложности, Россия смогла за время госпрограммы увеличить экспорт продовольствия на 25%, до 16,7 млрд долл., и снизить импорт на 5%, до 40,4 млрд долл., отмечает Дмитрий Юрьев. По его словам, Минсельхоз, оценив неблагоприятные факторы, создал резерв на 2014 год в размере 14,5 млрд руб.
Тем не менее Бато-Жаргал Жамбалнимбуев считает, что новая госпрограмма до 2020 года скопировала недостатки старого документа. В частности, в ней нет сценария развития программных мероприятий с учетом рисков недостаточного финансирования. Один из участников рынка на условиях анонимности говорит, что финансовая поддержка распыляется среди многочисленных сельхозпроизводителей, в том числе и неэффективных. В итоге средства идут не на модернизацию отрасли, а на покрытие убытков.
Плохая погода и низкая маржинальность аграрного бизнеса обязательно должны были учитываться при составлении планов развития. Например, несмотря на сильнейшую засуху в США в 2012 году, доходность заокеанских аграриев оказалась лишь на несколько процентов ниже самого успешного с этой точки зрения 2011 года.