Транзит зерна из Казахстана через РФ по итогам сезона 2011/12 превысит 4 млн тонн
Основными зерноэкспортными маршрутами для Казахстана - в Южную Европу и Средиземноморский бассейн - в ближайшие годы останутся транзитные коридоры через РФ и РФ-Украину, отмечалось на V Казахстанском зерновом форуме (KazGrain-2012). Но в конкуренцию за транзит зерна из Казахстана и России "вклиниваются" порты Грузии и Эстонии.
Транзит казахстанского зерна через российский порт Туапсе в I квартале 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2011-го увеличился почти в 7 раз - до 563 тыс. тонн. Логика очевидна: для экспорта зерна в Средиземноморье и на юг Европы Туапсинский порт - наиболее "ближний" в сравнении с другими портами РФ. К концу 2012 года перевозки через Туапсе достигнут, по казахстанским оценкам, 620-635 тыс. тонн, а в целом, как уточнили в ИКАР, "транзит казахстанского зерна через РФ по итогам сельхозсезона 2011/2012 может превысить 4 млн тонн".
Вдобавок Казахстан с марта 2012 года субсидирует экспортные перевозки зерна до портов Азовского, Черного и Балтийского морей. То есть Казахстан стимулирует зернотранзит и через Украину. По данным аналитика зернового рынка Ольги Рамазановой, при мощности украинских портов по зерновым грузам в 47 млн т в год их существующая загрузка пока не превышает 28 млн т/год. Пока цена транзита казахстанского зерна по РФ и Украине остается высокой, что не дает полностью задействовать перевалочные возможности украинских портов. Однако дефицит перевалочных мощностей в российских азовско-черноморских портах вынуждает увеличивать транзит зерна из РФ через порты Украины. По данным аналитика "УкрАгроКонсалт" по фрахтовому рынку Светланы Малыш, Россия "работает на пределе экспортных мощностей, используя транзитные возможности Украины и стран Балтии". В свою очередь, Киев, чтобы заполнить украинские портовые мощности, периодически снижает тарифы на транзит зерна в портах.
В то же время казахстанская сторона намерена сократить свою зависимость от зернотранзита через РФ и Украину. Во-первых, недавно отменено субсидирование перевозок казахстанского зерна в Азербайджан через РФ - ввиду меньшей затратности прямых перевозок в Азербайджан, т.е. по Каспийскому морю. Во-вторых, намечен рост этих перевозок через порты Грузии. По данным "Business-Грузия" и управления Грузинской железной дороги, в порту Поти с финансовым участием Казахстана к 2014 году будет построен терминал по перевалке зерна. Причем здесь планируется перевалка зерновых грузов не только Казахстана, но и России.
Однако эти проекты - перспектива. Поэтому в европейско-средиземноморском направлении приоритетными для казахстанского зерна останутся маршруты через Россию и Украину. Но не только. На субсидирование зерноэкспортных перевозок Казахстана до балтийских портов Эстония "ответила" адекватно: Казахстану предложили иметь свой собственный порт или терминал в эстонском порту Силламяэ. С таким проектом выступил Тийт Вяхи - председатель Совета директоров порта Силламяэ. А министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов в тот же день заявил в Астане, что "для нас представляют большой интерес порты Эстонии". Но достичь эстонских портов казахстанское зерно может только по железным дорогам России. Поэтому рост зернотранзита Казахстана через Эстонию автоматически увеличит этот транзит через РФ.