В Казахстане принимаются оперативные меры по поддержке экспорта зерна
Рекордный урожай зерновых потребовал решения ряда важных вопросов, среди которых обеспечение экспортной транспортировки зерна не только по железной дороге, но и через морской порт Актау, а также увеличение мощностей по единовременному хранению. О сложившейся ситуации с экспортом зерна журналистам рассказали ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства РК Евгений Аман, директор АО «Ак Бидай-Терминал» Рафаил Галямов, управляющий – коммерческий директор АО «Продкорпорация» Марат Сейсенов.
Как отметил Евгений Аман, на сегодня в Казахстане недостаточно емкостей по хранению зерна, слабым звеном является логистика, а также недостаток в зерновозах, причем не только внутри страны, ограничены возможности привлечения и российских зерновозов.
По его словам, государство оказывает всевозможную поддержку. Во-первых, сохранена достаточно справедливая цена для сельхозпроизводителей на рынке. Во-вторых, созданные условия позволяют производить достаточно большой объем отгрузки зерна на экспорт. В-третьих, максимально задействована вся имеющаяся инфраструктура.
За маркетинговый год Казахстан отгрузил в общей сложности около 7,5 млн. тонн зерна, из них 34% – мука. Начиная с 1 июля 2011 года по сегодня в Казахстане с задействованием различной отгрузочной инфраструктуры было экспортировано около 2,5 млн. тонн зерна.
В ближайшем будущем с вводом в эксплуатацию железной дороги Узень – граница с Туркменистаном до Горгана (Иран) страна получит дополнительный экспортный коридор отправки зерна в иранском направлении и далее в страны Персидского залива.
Есть перспективы в рамках расширения территории морского порта Актау в северном направлении построить еще один зерновой терминал, что позволит увеличить мощности по единовременному хранению зерна.
Кроме того, Е. Аман подчеркнул, что разработана программа по реконструкции и расширению имеющихся мощностей по хранению зерна.
– Предусмотрены кредиты на расширение существующих элеваторов – это проще сделать, меньше финансовых затрат на создание необходимой инфраструктуры, чем строить новые. В рамках программы по расширению существующих мощностей по хранению зерна предусматривается увеличить объемы до 1,5 миллиона тонн, – пояснил ответственный секретарь Минсельхоза.
Как известно, отгрузка зерновых на экспорт производится с использованием зернового терминала (ответственность несет акционерное общество «Ак Бидай-Терминал») и паромного комплекса (путем наката железнодорожных вагонов непосредственно в паромные суда, прибывающие из Баку).
Как отметил директор зернового терминала Рафаил Галямов, в 2011 году через терминал было отгружено 307 тыс. тонн зерна. А с начала его функционирования на территории порта Актау (с 2005 по 2011 год) общий объем отгруженного зерна составляет 2 млн. тонн. За этот период времени обслужено 43 компании.
– В 2011 году терминал предоставил услуги по отгрузке зерна 20 компаниям. Направление экспорта – Иран, Турция, Греция, Албания, Кипр, Италия, Грузия и Азербайджан, – сказал Р. Галямов.
Портовиками принимаются всевозможные меры по выполнению поручений Главы государства относительно обеспечения приоритетной экспортной отгрузки зерновых, но не традиционным способом перевозок через зерновой терминал «Продкорпорации» или железнодорожный паромный комплекс, которые загружены, а через открытые складские площади порта с условием перевозки зерна в биг-бэгах (мешки объемом от 1 до 14 тонн) или контейнерах. Национальный морской оператор компания «КазМорТрансФлот» активно использует два судна типа «Волна», с помощью которых вывозится казахстанское зерно. На следующий год компания планирует увеличить количество своего флота. Именно такие меры позволят увеличить отправку объемов казахстанского зерна на экспорт.