Кроме зерновозов, Казахстану нужна еще собственная флотилия
26 марта 2012 07:30
Недавно в Актау прошла пресс-конференция ответственного секретаря МСХ Евгения Амана совместно с АО «Ак Бидай Терминал» (руководитель Рафаил Галямов) и АО «Продкорпорация», которое представлял управляющий коммерческий директор Марат Сейсенов.
Проблемы хранения и экспорта зерна - главные проблемы зерновой отрасли
Как отметил Евгений Аман, на сегодняшний день по Казахстану недостаточно емкостей по хранению зерна, слабым звеном является логистика, а также недостаток в зерновозах. Недостаток последних не только внутри страны, но и ограничены возможности привлечения российских зерновозов.
По его словам, государство оказывает всевозможную поддержку. Во-первых, сохранена достаточно справедливая цена для сельхозпроизводителей на рынке. Во-вторых, созданные условия позволяют производить достаточно большой объем отгрузки зерна на экспорт. В-третьих, при этом максимально задействована вся имеющаяся на сегодняшний день инфраструктура.
«Важной составляющей является то, что удалось в регионах освободить под хранение зерна элеваторы. Принято решение удешевить транспортировку зерновых в направлении портов Азовского, Балтийского и Черноморского регионов. На эти меры выделено в общей сложности 15 млрд. тенге. Есть договор о том, что АО «Продкорпорация» и АО «НК «Казахстан темир жолы» будут продолжать удешевлять транспортировку зерна. При корректировке бюджета текущего года, возможно, будут выделены средства в размере еще 15 млрд. тенге», - пояснил Е. Аман.
Такие меры, инициированные Минсельхозом, по словам Е. Амана, позволят вести достаточно стабильную политику по отгрузке зерна на экспорт.
Как отметил Е. Аман, в ближайшем будущем с вводом в эксплуатацию железной дороги Узень - граница с Туркменистаном до Горгана (Иран) получаем дополнительный экспортный коридор отправки казахстанского зерна в иранском направлении и далее в страны Персидского залива. Есть перспективы в рамках расширения территории морского порта Актау в северном направлении построить еще один зерновой терминал, что позволит увеличить мощности по единовременному хранению зерна.
Кроме того, он отметил, что разработана программа по реконструкции и расширению имеющих мощностей по хранению зерна. «Необходимо их строительство, например, в регионах, где имеется большое внутреннее потребление - это юг страны. Здесь нет достаточных объемов для хранения. Однако здесь имеются терминалы (элеваторы), которые можно приобретать у бизнеса. В этом направлении ведутся переговоры. Минсельхоз инициировал такие действия. Это является приоритетным направлением. Предусмотрены кредиты на расширение существующих элеваторов - это проще сделать, меньше финансовых затрат на создание необходимой инфраструктуры, если строить новые. В рамках программы по расширению существующих мощностей по хранению зерна предусматривается увеличить объемы до 1,5 млн. тонн», - пояснил ответственный секретарь Минсельхоза РК.
Он также отметил, что рассматривается экспортное направление в сторону Китая. «Сейчас ведутся переговоры с китайской стороной относительно строительства на границе новых терминалов. Пока с их стороны мы не видим какой-либо поддержки и интереса к нашим предложениям. Идет вязкий процесс переговоров. Наш бизнес пока не может пробить экспортную дорогу в этом направлении. Поэтому необходимости в строительстве здесь зернового терминала не ощущается. Что касается каспийского направления, то здесь сегодня возникла острая необходимость в зерновых мощностях в виду ситуации в Иране.
От того, как себя ведет главный импортер казахстанского зерна, и зависит работа зернового терминала «Ак бидай». Сегодня, например, проявил интерес к закупке ячменя (80%). Завтра мы не знаем, как он себя поведет. Поэтому говорить о срочной необходимости расширять силосы в Актау нужно с осторожностью. Спешить вкладывать средства в новые мощности - преждевременно. Необходимо все проанализировать, спрогнозировать, прежде чем принимать решения. Помните ситуацию со строительством зернового терминала в Поти? Сегодня нет такой высокой целесообразности в этом направлении», - пояснил Е. Аман.
Сейчас задача, сказал Е. Аман, найти возможности хранения зерна, выращивать другие культуры, например, увеличить производство кормовых культур.
Директор зернового терминала Рафаил Галямов отметил, что в 2011 году через терминал было отгружено 307 тыс. тонн зерна. А с начала функционирования терминала на территории порта Актау (с 2005 по 2011 годы) общий объем отгруженного зерна составляет 2 млн. тонн зерна. При этом за этот период времени обслужено 43 компании. «В 2011 году терминал предоставил услуги по отгрузке зерна 20 компаниям. Направление экспорта - Иран, Турция, Греция, Албания, Кипр, Италия, Грузия и Азербайджан», - пояснил Р. Галямов.
Конечно же, основным направлением экспорта казахстанского зерна является Иран. Терминал в Актау позволяет казахстанским экспортерам продавать свое зерно напрямую, минуя транзитные пункты, что гораздо эффективнее. Таким образом, обеспечивается стабильный сбыт казахстанского зерна по выгодным ценам, - пояснил Р.Галямов
Директор зернового терминала Р. Галямов отметил, что производственные мощности терминала позволяют обрабатывать до 350 тонн зерна в час. Годовой объем перевалки зерновых через терминал составляет до 500 тысяч тонн. Терминал оснащен 11 силосами для временного хранения зерна общим весом 22,5 тысячи тонн и способен принимать и отгружать на морские суда не менее 2 тысяч тонн зерна в сутки. «Действительно, ситуация очень сложная. На сегодняшний день экспортный потенциал возрос до 15 млн. тонн.
Экспортеры сегодня испытывают определенные трудности с вывозом зерна. Мы понимаем их озабоченность и делаем все возможное. Работники зернового терминала работают круглосуточно, без выходных. Наши возможности на пределе. Ранее мы отгружали 20-30 тыс. тонн зерна. Сегодня предпринят ряд мер и в сентябре-октябре прошлого года мы смогли отгрузить 100 тыс. тонн зерновых. Зернотрейдеры должны понимать, что это пределы наших возможностей. Кроме того, есть определенные контрактные обязательства с постоянными клиентами. Имеется определенный список экспортеров зерна, с которыми заключены контракты. В 2012 году терминал продолжает работать с полной загрузкой и, при наличии благоприятных погодных условий и отсутствии других негативных факторов, объем перевалки зерна составит 600-700 тыс. тонн в год», - пояснил Р. Галямов.
Порт может отгружать зерно, минуя терминал
Представитель порта, в свою очередь, отметил, что портовиками предпринимаются все возможные меры по выполнению поручений Главы государства относительно обеспечения приоритетной экспортной отгрузки зерновых. «Любые грузоотправители, в том числе и зернотрейдеры, должны понимать, что у порта есть долгосрочные годовые контрактные обязательства. Транспортировка грузов расписывается ежемесячно, соответственно этим объемам приходят в порт суда. Мы не можем здесь и сейчас заниматься экспортерами, у которых даже нет ни согласованных планов по перевозке зерна железной дорогой, ни определенных сроков и объемов. Не имея детальной информации относительно груза, порт не может принимать такие заявки», - подчеркнул представитель порта.
Кроме того, он отметил, что открытые складские площади (основной перегрузочный комплекс порта) не приспособлены для отгрузки данного вида груза в осенне-зимний период ввиду того, что это может повлиять на качество зерна, передает ИА «Казах-Зерно».
Ранее первый заместитель директора порта Даурен Кутпанбаев заявлял, что в случае продления международных санкций в отношении Ирана, и заморозки поставок стали в эту страну, в долгосрочной перспективе порт Актау рассчитывает увеличить объемы рассматриваемых и новых сухих грузов порядка 1 млн. тонн за счет полномасштабных мер по переориентации ряда грузов. Этому могут способствовать ставшие традиционными потребности зерновиков в экспорте зерна через порт Актау.
Портовики готовы к приоритетному содействию экспорту зерновых, но не традиционным способом перевозок через зерновой терминал «Продкорпорации» или железнодорожный паромный комплекс, которые по сей день загружены, а через открытые складские площади порта с условием перевозки зерна в биг-бегах (мешки объемом от 1 до 14 тонн) или контейнерах. Например, 20 февраля 2012 года через сухогрузный терминал отгружена первая партия ячменя (2100 тонн) в биг-бегах в направлении Ирана.
«Создаются все условия для экспорта зерна. Кроме того, например, национальный морской оператор компания «КазМорТрансФлот» активно использует два судна типа «Волна», с помощью которых вывозится казахстанское зерно. На следующий год компания планирует увеличить количество своего флота. Именно такие меры позволят увеличить отправку объемов казахстанского зерна на экспорт», - заявил Д. Кутпанбаев.
Как известно, ряд грузоотправителей на свой страх и риск, без привлечения экспедиторских компаний, а их в Актау работает 4, самостоятельно принимают меры для рассматривания возможностей отгрузок зерновых в биг-бегах. По мере высвобождения складских площадей портом уже подтверждена возможность отгрузки первой партии зерна в объеме 4 тыс. тонн в биг-бегах. Кроме того, некоторые грузоотправители уже приняли ряд мер, и надлежаще отреагировали на ситуацию с загруженностью портовых мощностей. Портовиками разрабатывается логистика будущих грузов и их перевозок с привязкой к фактическим возможностям порта.
Кроме зерновозов, Казахстану нужна еще собственная флотилия
Представитель порта также указал, что все сопутствующие компании - железнодорожники, экспедиторы прилагают максимум усилий, чтобы не было задержек по транспортировке зерна, как по железной дороге, так и морским транспортом. Проблемы существуют в ходе работы таможенных органов при заходе судов в порт. Это занимает много времени, в особенности при сбросе балластных вод (порядка 10 часов суда простаивают на причалах, когда вместо них можно было бы работать с теми судами, которые прошли эти процедуры). Однако мест в порту нет для проведения таможенных процедур. В других портах такая работа проводится на рейде при подходе к порту, и причалы остаются свободными для работы.
Р. Галямов затронул и такой проблемный вопрос, как отсутствие у Казахстана своего собственного сухогрузного флота. В этой связи есть договоренность с национальной морской судоходной компанией «КазМорТрансФлот» об аренде на целый год трех сухогрузов для обеспечения экспортных поставок зерна.