11 октября 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


У украинских экспортеров муки появились новые конкуренты: на рынок выходят Иран и Пакистан

3 мая 2011 10:59

В настоящее время экспорт пшеничной муки из Украины осуществляется довольно сложно. Основной причиной возникновения данной ситуации операторы рынка называют слишком высокие цены на продукцию по сравнению с другими странами-экспортерами муки. Комментарии относительно того, чем обусловлена данная ситуация, а также как данный сегмент украинского зернового рынка функционировал в течение текущего сезона, любезно согласился дать менеджер по ВЭД компании "Энлиль" Алексей Коваленко.

ООО "Энлиль" - высокотехнологический зерноперерабатывающий комплекс мощностью 6000 тонн в месяц. Компания производит муку высшего и 1 сорта, манную крупу, отруби.

Приоритеты развития: укрепление позиций на основных рынках сбыта, обеспечение стабильного качества продукции.

В соответствии с данными оперативной статистики, ООО "Энлиль"  входит в топ-10 экспортеров пшеничной муки в 2010/11 МГ.

Компания имеет собственную торговую марку "Золотое зернышко".

- Алексей, как Вы можете оценить активность реализации муки на внутреннем и экспортном рынке?

- Прежде, чем ответить на этот вопрос, я бы хотел разграничить такие понятия, как динамика продаж у нашего предприятия и активность торговли по рынку Украины в целом. Если говорить об украинском рынке, то в течение апреля активность реализации является очень низкой. Отмечу, что на внутреннем рынке с середины марта т.г. продукции было продано очень большое количество, население закупало муку в больших объемах с расчетом   предстоящих праздников (Пасхи, 1-9 мая), но к концу месяца спрос стал спадать, и уже в апреле объемы продаж существенно снизились. 

Компания "Энлиль" в текущем месяце тоже ощущает падение спроса, но эта динамика в основном касается продаж фасованной продукции в розничных сетях. Основные же потребители, которыми являются предприятия–производители хлебобулочных изделий, продолжают осуществлять закупки относительно стабильно.

Активность продаж муки на экспорт в настоящее время также нельзя назвать высокой. Вместе с тем, по тому, насколько активно поступают предложения о сотрудничестве со стороны импортеров муки, можно сделать вывод, что спрос на украинскую мукомольную продукцию достаточно высокий. Однако, на мой взгляд, до окончания майских праздников трудно говорить о новых контрактах и поставках муки.

- В начале сезона в Украине действовал негласный запрет на экспорт продуктов переработки из страны. С какими последствиями действия данного ограничения столкнулась компания?

- Этот период для предприятия был нелегким. В то время мы наблюдали за тем, как  клиенты переходили на новые рынки закупок. Но в декабре 2010 года ситуация с вывозом пшеничной муки нормализовалась, и мы смогли продолжить сотрудничество с зарубежными партнерами.

Как было сказано выше, во время запрета, покупатели стали отдавать предпочтение сотрудничеству с новым поставщиками муки.  Это имело негативные последствия для рынка. Пусть даже покупатели приобретали у новых поставщиков одну или две партии муки в период действия запрета на вывоз муки из Украины, украинские поставщики все же получили определенные сложности в дальнейшей работе. Импортеры имели возможность познакомится с новыми поставщиками, увидеть качество их продукции, а также оценить стабильность выполнения обязательств.  Все это привело к тому, что теперь во время переговорного процесса покупатели прибегают к очень скрупулезному сравнению условий сделок различных поставщиков.

- С какими сложностями сталкивается компания сегодня при экспорте муки?

- Основной сложностью стоит назвать нестабильность цены на пшеницу и временами резкое сокращение либо увеличение количества ее предложений. Такое положение на рынке зерна негативно влияет на работу как экспортеров, так и импортеров муки. Нестабильность цен на пшеницу приводит к тому, что экспортерам очень трудно выдержать конкурентную цену и не понести убытки. Для импортеров такая нестабильность чревата тем, что они не могут планировать на длительное время финансовую составляющую сделки, этапы реализации после доставки.  Купив  товар по высокой цене и не успев его довезти и продать, импортер узнает о понижении цены. Естественно  это приводит его в замешательство относительно того, куда девать товар, и параллельно заставляет решать еще одну задачу, где найти поставщика, который сможет обеспечить долгосрочные поставки по фиксированным ценам.

В мировой практике заключить контракт на 3-4 месяца вперед и зафиксировать цену на этот период является нормой. Под осуществление такой сделки открывается аккредитив, просчитываются более точно затраты на логистику, что является оптимальным для обеих сторон,  так как появляется возможность стабильной работы.

Добавлю, что, помимо резких колебаний на рынке зерна, в этом году появилась еще одна проблема, связанная с увеличением спроса стран-импортеров на витаминизированную и усиленную клейковиной муку. На подготовку всех разрешающих документов для производства такой продукции и доставки нужных добавок требуется до 2-3 месяцев,  а это время импортер ждать не хочет и переходит в страны, где данную продукцию можно купить легко и быстро.  

- Какие страны, на Ваш взгляд, являются потенциальными потребителями украинской муки?

- Хочется сказать, что потребителями являются все страны мира, но если отметить ведущих импортеров, то стоит говорить об Израиле, Молдове, Грузии, Корее, Румынии, Афганистане, список можно продолжать бесконечно. География поставок может быть очень широкой:  от стран Европы, СНГ до стран Дальнего Востока.

Сейчас компания "Энлиль" делает упор на осваивание рынка СНГ по той причине, что эти страны имеют с нами общий менталитет, экономическое положение, и логистика между этими странами достаточно хорошо развита. Экспорт в дальнее зарубежье тоже интересен, но тут уже приходится больше времени уделять поиску клиента и налаживанию с ним доверительных отношений.

- Кто сегодня составляет основную конкуренцию украинским компаниям на мировом рынке?

- В мировой практике в последнее время отмечается интенсивное развитие сельского хозяйства, и сейчас приходится конкурировать и с внутренними производителями в странах-импортерах. Три года назад основными конкурентами украинских экспортеров были компании из России, Казахстана, Франции, сейчас же на рынок выходят компании из Ирана, Пакистана, которые начинают осваивать рынок арабских стран.

В таких странах, как Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, конкуренцию Украине составляет в основном Россия.

- Сегодня существуют различные мнения относительно того, к чему может привести принятие законопроекта №8163. Как, на Ваш взгляд, его принятие может повлиять на работу мукомольного рынка?

Не могу прокомментировать, потому что если закон примут -  придется работать, учитывая нововведения, если же не примут, значит зря переживали  и строили догадки.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: