Украина на пороге «хлебного бунта»
С прилавков магазинов исчезла мука. «Это произошло по нашей бедности», - говорит премьер-министр Н.Азаров
Несколько дней подряд стотысячные шахтерские города Донбасса вообще не получали заводской хлеб. Частные пекарни тут же подняли цену на батон в полтора-два раза.
На Луганщине начались аресты хлебопеков, которых обвиняют в злонамеренном срыве выпечки хлеба. Им грозит до трех лет лишения свободы. Так, с санкции областного прокурора взят под стражу Василий Рудой, председатель правления крупнейшего ОАО «Каравай».
Самое громкое ЧП с поставками случилось в горняцких центрах Ровеньки и Свердловск. Здесь впервые со времен войны уголовное дело возбуждено «по факту дефицита хлеба».
Хлебзаводы пытаются оправдаться, что прекратили производство из-за отсутствия муки. Губернатор Луганской области Владимир Пристюк в ответ был вынужден распорядиться выдавать муку в долг. Однако у прокуратуры свое объяснение внезапного отсутствия буханок на полках магазинов: «Злоупотребляя своим служебным положением, руководители по корыстным мотивам остановили работу производственных мощностей…»
Сегодня по всей Украине грозят сажать за решетку «врагов народа», якобы виноватых в небывалых перебоях с хлебом.
- Дефицита или резкого подорожания хлеба не должно быть. Если вдруг будет, с нарушителями поступим по всей строгости, вплоть до уголовной ответственности, - предупредил пресс-секретарь главы правительства Виталий Лукьяненко.
Сам премьер-министр Украины Николай Азаров собрал экстренный брифинг, чтобы убедить нацию не поддаваться панике: «Если у кого есть потребность покупать мешок муки — пожалуйста. Берите ее мешками. Я дал установку обеспечивать торговые сети мукой в неограниченном количестве».
Похоже, премьер шутит. На самом деле, супермаркеты отпускают по одному пакету пшеничной муки в руки, а во многих магазина ее попросту нет.
- В последние две недели предложение сильно сократилось. Если раньше мука была практически у всех наших поставщиков, то сейчас – через одного. И все они повысили отпускные цены,– рассказал директор по закупкам гипер-сети «Фуршет» Андрей Заболотный.
Кабмин обещает обеспечить хлебзаводы дешевой мукой из Госрезерва - под их обязательство пустить это сырье только на производство социальных сортов. Однако гендиректор ассоциации «Укрхлеб» Александр Васильченко утверждает, что хлебопеки все равно не смогут удержать нынешние цены: «Объемы, которые собирается предложить Госрезерв, катастрофически малы – лишь 14 тысяч тонн ржаной и пшеничной муки при ежемесячной потребности хлебопекарных предприятий Украины в 110 тысяч тонн»
В розницу мука из Госрезерва точно не пойдет. «Либо правительству придется все-таки отпустить цены, либо мука исчезнет вообще», - предрекает глава киевской компании «ПроАгро» Николай Верницкий.
На рынке вообще творится нечто непонятное. Хотя премьер-министр Н.Азаров упорно отрицает рост цен на муку и ее дефицит, национальная истерия продолжается. По мнению премьера, ажиотаж возник из-за того, что «население еще ментально находится в тех годах, когда был дефицит».
Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк заверил, что в Украине нет проблем с мукой. Между тем, мукомолы существенно сократили выпуск продукции. Хлебопеки не останавливают работу только потому, что в областных госадминистрациях повально угрожают уголовным преследованием. Если раньше они производили хлеб социальных сортов с «минусовой» рентабельностью в 5%, то с учетом нынешних реальных цен на муку должны делать это уже с убытком в 25%.
Сначала гречка, а следом потом мука исчезли с рынка «вследствие абсолютно непрофессионального административного вмешательства в рыночные механизмы определения цены». Об этом заявил в прямом телеэфире Первого национального канала глава Совета Нацбанка Украины Петр Порошенко. Ему принадлежит международная кондитерская корпорация «Рашен». Порошенко – один из самых авторитетных «оранжевых» политиков, известен как кум экс-президента Ющенко. Однако при новой администрации удивительным образом сумел сохранить свои позиции во власти.
- Я хотел бы успокоить всех. Зерна в стране достаточно. На сегодняшний день мы имеем результат абсолютно бездумных, я бы сказал преступных действий правительства, в результате которых исчезла мука, - подчеркнул он.
Суть требований главы Совета НБУ - поднять украинские хлебные цены до мирового уровня. «Ты приходишь как производитель в ценовую инспекцию и говоришь: вот моя минимальная рентабельность, позвольте мне продавать муку по такой-то цене. Нет, отвечают, нельзя, потому что это повлияет на показатели инфляции».
По его словам, производитель должен или остановить производство, или торговать в убыток. «Как любой умный человек, он останавливает производство, и на украинском рынке вы увидите одну муку - российского производителя», - отметил Порошенко.
- Вот какой ценой мы достигаем стабильных показателей инфляции, - добавил «оранжевый» банкир.
Оказавшись в тисках критической ситуации, Кабинет министров Украины действительно рассматривает возможность отменить обязательное декларирование цен на муку. Если такое произойдет, магазинные полки наполнятся, но ценники на хлеб взлетят до небес.
По сути, это будет самым серьезным социальным поражением правительства Виктора Януковича. Рейтинг президента и без того стремительно падает. Недаром главный «хлебный удар» был нанесен именно по Донбассу.
МинАПК объясняет эту кампанию сопротивлением 10-15 корпораций, которые работают на пищевом рынке. Практически все они связаны с именем Юлии Тимошенко. Как утверждает замминистра аграрной политики Сергея Тригубенко, пищевые корпорации могут потерять свои прибыли после введения изменений в закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», потому и прибегли к провокациям.
На прошедшей неделе журнал Forbes обнародовал свой традиционный рейтинг богатейших людей мира. В списке восемь украинских миллиардеров. Пятеро из прошлогоднего рейтинга – это финансы, топливо, тяжелая индустрия.
Зато все трое новичков-миллиардеров представлены в другой категории «Food and Beverage». Харчи и горилка – вот на чем сегодня делаются самые большие украинские состояния. За такой сладкий шмат стоит бороться.