Зарубежные и российские ученые, эксперты дают прогноз, что в ближайшие 40 лет проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире. Этот прогноз основан на, прежде всего на том, что темпы роста населения опережают темпы роста производства продовольствия. К концу XIX века число жителей земного шара составляло 1,62 млрд. человек, в 2000 году население насчитывало 6,1 млрд. человек. По прогнозам ученых к 2050 году на Земле может жить до 10 млрд. человек.
Всемирный Совет по продовольствию ООН определяет продовольственную безопасность как политику, которая позволяет государству достичь наиболее оптимального уровня самообеспечения продуктами питания в результате деятельности направленной на увеличение их производства необходимых, улучшения системы снабжения и потребления, а также на борьбу с голодом. В Римской декларации, принятой в 1996 году, продовольственная безопасность определена, как состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны». На обострение ситуации по обеспечению продовольственной безопасности России продолжает оказывать серьезное влияние мировой продовольственный, фондовый и финансовый кризис. В современной России проблема продовольственной безопасности вышла на первый план в экономической, политической и социальной жизни государства.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2010 году определено, что достижение продовольственной безопасности решается за счет производства продуктов питания АПК страны, так и импортом недостающей продукции. Продовольственная безопасность должна обеспечиваться:
— экономической доступностью продовольствия, при которой уровень доходов населения страны независимо от статуса и места жительства, позволяет приобретать пищевые продукты по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления;
— физической доступностью продовольствия, которая обеспечивается возможностью приобретения населением продуктов питания или организацией питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов на всей территории Российской Федерации;
— продовольственной независимостью, которая обеспечивается таким состоянием экономики государства, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа, не возникнет продовольственный кризис;
— устойчивостью внутреннего продовольственного рынка, который определяется прежде всего объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и уровнем, динамикой спроса и предложений, цен на вышеуказанные товары;
— безопасностью продовольствия для потребителей, которая обеспечивается мерами по предотвращению производства, реализации, потребления некачественных продуктов, способных нанести вред здоровью.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за первый квартал 2012 года», установлена величина прожиточного минимума (в руб.):
— на душу населения — 6 307 (в 2002 г. — 1.893);
— для трудоспособного населения — 6 827 (в 2002 г. — 2065);
— для пенсионеров — 4 963 (в 2002 г.— 1432);
— для детей — 6 070 (в 2002 г. — 1880).
Очевидно, что прожиточный минимум за десять лет вырос более чем в три раза. Но разве можно даже существовать на этот минимум? Состав потребительской корзины был установлен для россиян на 2010–2012 годы Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №332-ФЗ. Нормы, действующие сегодня определяют, что трудоспособный гражданин потребляет в год: 107,6 кг картофеля, 97 кг овощей и бахчевых,23 кг свежих фруктов, 134 кг хлебных, 37 кг мясо и 16 кг рыбопродуктов. Только на продукты питания доля затрат семьи составляет более 50%,затем идут расходы на не продовольственные товары: одежду, обувь, головные уборы, белье, лекарства (составляет примерно 25%), третья категория плата за коммунальные услуги, расходы на транспорт. В этом перечне, например, услуги культуры составляют менее 5% от суммы услуг в расчете на месяц. В 2012 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России составлял 4611 рублей. За два года (с 2009 г.) МРОТ был увеличен на 6,5%, а рост цен за этот же период составил 24,3%. Средняя заработная плата за май 2012 года, по данным РОССТАТА, составила 36.611 рублей (24.400 рублей по данным Русского Портала). В 1991 году она составляла 548 рублей, то есть чисто арифметически зарплата увеличилась почти в 67 раз. Но что говорят реальные цифры? В 1991 году можно было за среднюю оплату труда купить 1034 литра молока,645 кг хлеба, в 2012 году только 606 литров молока и 619 кг хлеба. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в вопросе экономической доступности продовольствия остается много нерешенных проблем. В этом вина и разработчиков экономических, сельскохозяйственных и других программ и, конечно, органов власти в центре и на местах.
В конце июня 2012 года Правительство РФ одобрило новую потребительскую корзину на 2013 год. Стоимость обновленной корзины вырастет по сравнению с нынешней для разных категорий граждан на 200–400 рублей (для трудоспособного населения на 200 рублей или на 3,2%, пенсионеров на 411 рублей или 3,2%, детей на 250 рублей или 4,1%). В Федеральном бюджете на 2013–2014 годы предусмотрено увеличение социальных выплат. Структура продовольственной корзины несколько меняется. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин дал следующий комментарий: «В предлагаемой корзине в большом объеме представлены продукты, наиболее ценные в питательном отношении. Это позволяет нам приблизить продуктовый набор к нормам здорового питания, утвержденного Минздравсоцразвития России два года назад». Предлагается увеличить по сравнению с действующими нормами объемы потребления мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов. Снизить нормы потребления хлеба, растительного масла, маргарина и других жиров. Запланировано увеличение потребления мяса работающими гражданами на 57%,пенсионерами на 71%, детьми на 30%.Однако следует отметить, что принятые Правительством России постановления не в полной мере решают имеющиеся проблемы. Аналитики компании «ФинЭкспертиза», после изучения изменений в существующей экономической ситуации в Российской Федерации, пришли к выводам: потребительская корзина, чтобы быть реальным индикатором уровня жизни россиян, должна быть увеличена на 43% и составлять 8594 рублей; прожиточный минимум должен быть равен 9454 рублей. Черта бедности у российских граждан проходит на уровне 13000 рублей. Официально за ней находятся около 15% населения, а реально 40%.Цифры говорят сами за себя. Есть над чем задуматься.
Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время российский АПК обеспечивает физическую доступность населения на минимальном уровне потребления — на 20% ниже по сравнению со странами входящих в Евросоюз. Можно это объяснять тем, что территория России огромна и расположена в различных природно-климатических зонах, тем, что сельскохозяйственное производство ведется только на 12–13% всей территории страны, тем, что оно распределено крайне неравномерно по территории, что 40% валовой продукции АПК дают только 14 регионов. Но гражданам страны нужны не объяснения, а результаты, которые должны быть выражены в объемах и качестве сельскохозяйственной продукции.
Важным направлением в обеспечении физической доступности потребления населением является развитие инфраструктуры продовольственного рынка. Аналитики отмечают, что действующая торговая инфраструктура АПК не способствует развитию сельскохозяйственного производства. Ежегодно производители сельскохозяйственных продуктов теряют до 30% своих доходов. Сельхоз предприятия сталкиваются с серьезными трудностями в процессе сбыта произведенной продукции из-за высокой стоимости торговых мест на рынках, запутанной и отнюдь непрозрачной системы хозяйственных связей с торговыми сетями. В результате произведенная качественная продукция не в полной мере поступает на прилавки рынков и сетевых магазинов и, естественно, не всегда доходит до потребителя. Эксперты, анализируя причины дороговизны отечественных продуктов по отношению к импортным, выявили следующую ситуацию, что из средств, вырученных за проданную продукцию, производителю достается в лучшем случае 20%. С этих полученных денег производитель должен рассчитаться за кредиты, ставки по которым часто необоснованно высоки, горючее, семена, корм и т.д. и обеспечить достойное существование своей семьи. В решении этой непростой проблемы должны принимать участие государственные органы, которые, к сожалению, в настоящее время играют в основном роль сторонних наблюдателей. В ЕС, США наработан положительный опыт. В этих странах производителям сельскохозяйственной продукции достается как минимум 40% от конечной цены товара. Государственные организации не только контролируют и регулируют отношения между производителем и фирмами, закупающими для реализации продовольствие, но и строго выполняют свои обязательства по государственным закупкам, по выделению дотаций фермерам. Ученые и производители сельскохозяйственной продукции считают, что необходимо развивать кооперативные и оптовые продовольственные рынки, которые должны быть ориентированы преимущественно на отечественных производителей. За счет невысокой цены за торговые места, отсутствие многочисленных посредников цена на продукты питания будет значительно ниже, чем на коммерческих рынках и в продуктовых магазинах. Это может помочь решить проблему физической доступности продовольствия для россиян с низким уровнем доходов.
Расчеты ученых показывают, что Россия, обладая 10% мировой пашни, 55% мировых черноземных почв, 20% водных ресурсов планеты, могла бы производить сельскохозяйственную продукцию, которой хватило бы для пропитания 500 000 000 человек. Однако, к сожалению, в стране производиться от мирового производства только 5% молока, 2% мяса, 3% зерновых. В научных трудах имеется обоснование того, что граница продовольственной безопасности (имеются различные оценки) находиться на уровне импорта продовольствия 18-35%.В настоящее время в Россию импортируется до 60% сельскохозяйственной продукции. Этот факт говорит о том, что государство находиться за критической чертой продовольственной безопасности. Импортируется: до 41% (1319 тысяч тонн) мяса, до 26%(829,1 тысяч тонн) молока и молочных продуктов, до 25% (3181 тысяч тонн) овощей, 60% (3595 тысяч тонн) фруктов. За период с 2009 года импорт сельскохозяйственной продукции увеличился в два раза и составляет 35,2 млрд. долларов. Из-за растущего импорта продовольствия Россия оказывается в продовольственной зависимости от стран Европейского союза и США. Эксперты отмечают незащищенность внутреннего рынка, в результате чего завозиться импортная некачественная, дешевая сельскохозяйственная продукция, которая вытесняет отечественных производителей. Ежегодно признаются негодными к питанию каждая четвертая тонна мяса, десятая тонна мяса, 30% консервов и детского питания.
22 августа 2012 Российская Федерация официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). ВТО, созданная в 1995 году в качестве преемницы существовавшей до этого ГАТТ (Генеральной ассамблеи по тарифам и торговле), вместе с Россией и присоединившейся к ней буквально через день Вануату на сегодняшний день объединило 157 стран. Ранее к ней присоединился ряд бывших советских республик — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдавия, Армения и Украина. Эти ныне независимые страны перечислены здесь в порядке их присоединения к ВТО, провозгласившей своей целью либерализацию международной торговли. Переговоры о вступлении России в ВТО были долгими и трудными. Они продолжались в общей сложности 19 лет (Россия подала заявку на присоединении к существовавшей тогда еще ГАТТ в 1993 году). У Китая, который присоединился к ВТО в 2001 году и считался своеобразным рекордсменом по длительности переговоров, весь процесс занял 15 лет. Вступление Российской Федерации неоднократно переносилось, назывались самые разные прохождения всех необходимых процедур и раундов переговоров. И вот свершилось. В российском обществе существую полярные взгляды на членство в этой международной организации. Что может принести России присоединение к ВТО? На состоявшейся 25 августа встрече с президентом Украины Виктором Януковичем Владимир Путин сказал буквально следующее: «Как Вы знаете, Россия в полном объёме присоединилась к Всемирной торговой организации. Украина уже давно является членом этого форума. Кроме того, мы с Вами договаривались и создали зону свободной торговли в рамках СНГ. Всё это, уверен, будет позволять нам расширять торгово-экономические связи, которые и без того являются значимыми как для России, так и для Украины». Пресс-секретарь МИДа РФ Александр Лукашевич отметил, что присоединение России к ВТО является событием большой политической важности, «выгодным как нам, так нашим партнерам… Подтверждается наш последовательный курс на интеграцию в мировую экономику и ее ключевые институты, укрепляются международные позиции страны в качестве одного из ключевых участников глобальной торгово-экономической архитектуры». Большая часть политиков и населения поддерживает данный шаг, правильно считая, что вступление в ВТО:
— привлечет инвестиции и технологии, будет способствовать открытию тысяч рабочих мест за счет строительства западными инвесторами предприятий;
— создаст выгодные условия предприятиям производящим продукцию на экспорт;
— приведет к росту удельной доли малого бизнеса (В настоящее время в России предприятия данного типа составляют до 15%, в странах ЕС-до 60%);
— позволит населению покупать качественные импортные товары, в том числе и продукты питания по реальной цене (продавцы закладывают до 100% прибыли);
— окажет влияние на оздоровление российского рынка.
Одновременно с положительными моментами вступления в ВТО, усиливается угроза продовольственной безопасности России. Эксперты прогнозируют, что негативное влияние на производство сельскохозяйственной продукции окажут обязательства России перед ВТО. Во-первых, печь идет об ограничении государственной поддержки отрасли с 9 млрд. долларов США в 2012 году до 4,4 млрд. долларов США в 2018 году. Во-вторых, на 30% снижаются ставки импортных пошлин на все продукты питания производимые на территории России. В специальном докладе Министерства сельского хозяйства и продовольствия в Правительстве РФ говорилось: «Снижение импортных пошлин, связанное с вступлением России в ВТО, сделает российский аграрный сектор непривлекательным для инвестиций, а продукцию, соответственно, не конкурентоспособной...». На продовольственную безопасность окажут также негативное воздействие: отмена субсидий ГСМ, что повлечет за собой увеличение издержек в среднем на 40 млрд. рублей в год; запрет на удержание цены на минеральные удобрения, издержки увеличатся в среднем 16 млрд. рублей в год; отмена субсидий на отечественную сельскохозяйственную технику. Эти отмены могут повлечь за собой, прежде всего, рост издержек производства, снижение доходов сельскохозяйственных предприятий и в результате их банкротство. По оценкам ученых, специализирующихся в области сельского хозяйства, при достигнутых условиях расширения сферы применения норм ВТО по тарифным квотам и тарифной защите ввоз импортного продовольствия, возможно, вырастет выше 60%, а это может поставить России в зависимость от зарубежного продовольствия. Это будет означать потерю части суверенитета. Аналитики высказывают серьезную озабоченность в связи с возрастающей активностью иностранных организаций по установлению контроля над основными отраслями сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации. Приводятся следующие данные. Около 40% отечественного зернового рынка контролируют иностранные компании: «Гленкор», «Луис Дрейфус», «Каргилл», «Бунге», «Дабл Ю Джей Групп», «Суфле». Китай купил и освоил 80 400 га российских сельскохозяйственных земель (цена сделки составила 21,4 млн. долларов). Шведский инвестиционный фонд Black Earth Faarming через российскую компанию «Агро-Инвест» контролирует порядка 30.000 га; шведская компания Alpcot agro инвестировала в России 230 млн. долларов и контролирует более 490 000 га; компания «Рав Агро-Про» с участием израильского, американского, британского капитала контролирует 150 000 га; датская компания Trigon Agrri купила 121 000 га.
После вступления России в ВТО могут возникнуть следующие негативные последствия: ослабленная государственная поддержка и защита производителей сельского хозяйства; понижения уровня жизни части населения; недостаточно развитая инфраструктура; слабое функционирование системы оптовой торговли. Специалисты предлагают спланировать и провести следующие мероприятия направленные на снижение негативных последствий: совершенствование таможенно-тарифной политики; введение нетарифных методов государственного регулирования направленной на поддержку экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта; совершенствование законодательной и нормативной базы; проведение мероприятий по поддержке слабозащищенных и низкооплачиваемых категорий населения; оказание помощи малому бизнесу; целенаправленная реализация государственной целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка; формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами на основе новейших достижений. На решение данных задач направлена Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года.
Вступление России в ВТО осложнило ситуацию в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны. Существуют прогнозы возникновения целого ряда проблем, касающихся эффективного обеспечения населения качественным продовольствием. Насколько позитивными будут результаты, зависит от конкурентоспособности экономики России. Для решения этой проблемы потребуется целенаправленная государственная политика, работа всех органов государственного и местного управления. Важнейшими задачами в современных сложных условиях остаются: поддержание гарантированной экономической и физической доступности продуктов питания для всего населения России в соответствии установленными рациональными нормами потребления; обеспечение государственными органами гарантии качества и безопасности производимых и потребляемых продуктов питания; создание системы по предотвращению внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности.