Уважаемые коллеги!
Весь пятнадцатилетний переходный период к новой экономической формации проходит сложно и противоречиво. Мы строим рыночную экономику, однако рыночные механизмы не используются или используются слабо. Ценовая политика характеризуется отсутствием законодательно прописанного комплексного системного подхода по формированию тарифной политики
За период с 2000 по 2005 год производство валовой продукции сельского хозяйства в денежном выражении выросло на 71,4 % . За тот же период в натуральном выражении рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции составил: по зерну-19%, по мясу скота и птицы- 8,4 %, а по молоку произошло снижение производства на 4 %.
Сокращение посевных площадей в хозяйствах всех категорий РФ составило за тот же период 9,3 %, в частности по зерновым-4,1 %, по картофелю – 2,2 %. Причем по картофелю доля хозяйств населения в 2005 году составила 93,2 % против 92,8 % в 2004 году, при производстве овощей доля хозяйств населения и крестьянских хозяйств в последние 2 года также увеличивается.
В животноводстве наблюдается та же картина. За последние 5 лет поголовье крупного рогатого скота сократилось на 21,5 %, в том числе коровы-24,9 %, свиней на 15,6 %. По данным Федеральной службы государственной статистики за январь-февраль 2006 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года сокращение продолжилось: по крупному рогатому скоту - 6 %, в том числе коровы -- 6,6 %,.
Увеличение поголовья овец и коз на 17 % произошло только за счет личных хозяйств. В структуре поголовья скота к началу марта 2006 года на хозяйства населения приходилось 44 % поголовья КРС, 42 % свиней и 53,8 % овец и коз.
Единственной успешно развивающейся отраслью, которая сохранила и даже нарастила выпуск продукции является птицеводство. Здесь рост производства мяса птицы составил - 81 %, яйца-2 %.
Наша конференция посвящена проблемам ценообразования в сельскохозяйственном секторе экономики, деятельности естественных монополий и вопросам их государственного регулирования. Предлагаю провести сегодняшнюю дискуссию по следующим направлениям:
Ценообразование в АПК: современное состояние, проблемы и конкурентоспособность отечественной продукции.
Крайне отрицательно сказывается на финансовом состоянии товаропроизводителей АПК постоянный рост цен на энергетические, другие материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые сельским хозяйством.
К началу декабря 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года цены на продукцию, реализованную сельхозтоваропроизводителями выросли на 2%, а на промышленную продукцию и услуги, потребленные ими – на 34 %, в 2004 году на ту же дату рост цен составил 14,9 % и 34,1 % соответственно. Процент затрат на энергоносители, средства защиты растений, минеральные удобрения в общей сумме затрат продукции растениеводства постоянно повышается. Динамика роста этих затрат по данным бухгалтерии крупного хозяйства Краснодарского края выглядит следующим образом: 2003 год – 22,4 %, 2004 год – 26,1 %, 2005 года – уже 30,6 %. Таким образом, в 2005 году почти каждый третий рубль в себестоимости приходился на энергоносители, минеральные удобрения и средства защиты растений.
Такое положение ведет к снижению доходности сельхозпредприятий, усилению неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики и является основным тормозом в развитии АПК.
Последние шесть лет урожай зерна стабилен по объемам, чего не скажешь о цене по которой он реализуется. Цены реализации пшеницы сельхозпредприятиями и приобретения ее предприятиями переработки имели устойчивую тенденцию к снижению, начиная с августа 2004 года. Так, по сравнению с январем 2004 года цена реализации в декабре 2005 года снизилась на 24,4 %, а цена приобретения за тот же период – на 39,5 %.
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий за период с 2000 по 2004 годы не превышал 10,5 % , включая субсидии, а если исключить субсидии, то в 2002 и 2003 годах даже имел отрицательные показатели - 4.8 и 1,9 %% соответственно.
Доставшийся нам в наследство от СССР Агропромышленный Комплекс тяжелым грузом давит на всю отрасль.
Избыточными являются как мощности по хранению и перевалке зерна, так и мощности по переработке. Мощности по переработке зерна в 2 раз превышают фактическую потребность в переработке. Оборудование, как правило, устаревшее с 50 и более процентом износа. Сами технологии производства являются высокоэнергозатратными.
Вот данные по удельному весу энергоресурсов и железнодорожных услуг в себестоимости продукции одного из комбинатов хлебопродуктов. Если в 2004 году этот показатель составлял всего 3,85 %, то в январе – феврале 2006 года он вырос до 5,9 %. Таким образом, рост в абсолютном выражении составил 53 %.
Далее выстраивается цепочка: высокие издержки производства – высокая себестоимость, но – парадокс – не всегда высокая цена, поскольку цены диктует потребитель.
Из-за превышения предложения над спросом в последние годы предприятия, чтобы не потерять клиентуру, вынуждены отпускать свою продукцию по цене себестоимости, а иногда и ниже.
Условия, в которых находится перерабатывающий комплекс, назвать рыночными можно с большой натяжкой. Складывается ситуация, когда при низких ценах на зерно производство муки малорентабельно, при высоких же ценах на зерно рентабельность производства муки также возрастает. Закон при дешевом сырье готовый продукт имеет высокий уровень рентабельности не работает.
Комбинаты хлебопродуктов, имеющие мощности по производству комбикорма, еще могут «играть» рентабельностью производства, так как по статистике загрузка собственного производства комбикорма на 30 % выводит комбинат в точку безубыточности.
А что делать комбикормовым заводам, имеющим только одно производство? Проблемы те же, что и у мукомолов: это - старое оборудование, высокий износ, высокое энергопотребление, высокие издержки, несовершенство технологического процесса. В соответствии с технологией в процессе производства комбикорма зерно поднимается до 3 раз. По данным, предоставленные одним из комбикормовых заводов, доля топливно-энергетических ресурсов в производстве составила в 2005 году 2,35 %, увеличившись до 2,68 % за 1 квартал 2006 года. Общий рост составил 15 %.
Отдельно хотелось бы поговорить о проблемах птицеводов и животноводов, являющихся основными потребителями комбикормов. В этом секторе фокусируются все проблемы агропродовольственного комплекса, он в полной мере живет по законам рынка и очень чувствителен к конъюктуре .
В практике не редки случаи, когда покупатель мяса или яйца меняется по пути следования груза, из-за того, что изменились условия и цена.
Из-за высоких затрат при производстве, стоимость отечественной продукции оказывается выше, чем импортных продуктов.
К тому же рынок продукции животноводства – это рынок длинных денег и больших капиталовложений. Оборот средств при производстве мяса бройлера происходит в среднем за 2 – 2,5 месяца, свинины – за 1 год, говядины – за 1,5 года, молока – за 2,5 года.
Политика регулирования тарифов в естественных монополиях и ее влияние на ситуацию в АПК.
Вопрос не в том, что растут цены, а в том, как они формируются, за счет кого и чего они растут. Их рост не сообразуется ни с уровнем инфляции, ни с уровнем рентабельности производства. Формирование цены происходит в интересах, в основном, сырьевых секторов экономики, являющихся монополистами, ведь свыше 90 % топливного рынка контролируется всего пятью компаниями. В конкретном регионе, как правило, доминирует одна из компаний и ее заправки буквально на каждом шагу. Остальные компании представлены 1-2 заправками и только создают видимость конкуренции.
Начиная с 2002 года, темпы роста цен на моторное топливо в России оказались в 6-15 раз выше, чем в западных странах. На конец 2005 года средняя цена закупки дизельного топлива достигла 16.600 и автобензина 17.000 рублей за одну тонну.
Почему цены у нас растут такими темпами, хотя мы являемся нефтедобывающей страной? Дело в том, что особенностью зарубежной законодательно-правовой базой, в отличие от российской, является то, что практически все их законы прямого действия. Они имеют быстродействующий механизм их реализации, экономическая ответственность надежно исключает возможность повторения нарушения установленного государством правила игры. Именно этот комплекс законов позволил обеспечить в западных странах рост цен на топливо за указанный период с 2002 года от 0 до 42 %, в то время как у нас рост составил от 180 до 230 %.
Цены на энергоносители и минеральные удобрения за последние 2 года также имели стабильный рост, замедлившийся лишь осенью прошлого года после введения моратория. Минеральные удобрения выросли в цене почти на 36 %, рост цен на электроэнергию для сельского хозяйства составил 45,9 %, для промышленности – 18,2 %. Дизельное топливо за тот же период подорожало на 88 %, бензин – на 36 %, газ – на 38,7 %.
Хорошо известно, что за тот же и даже более короткий период уровень рентабельности производства в отраслях ТЭКа достиг показателя 100, и даже 200 %.
Отдельно хотелось бы поговорить о железнодорожных тарифах и услугах, вот где махровый монополизм. У нас как: Новый год – новые тарифы и услуги на перевозку и всегда в сторону увеличения, в течение года повышение цен продолжается. В течении 2004 года коэффициенты на перевозку повышались – в январе и июле, в 2005 году – в январе и августе, в 2006 – пока только в январе. Тарифы за период с 2000 до 2005 год выросли в 2.5 раза, услуги – в 3.8 раза, причем их дифференциация не поддается пониманию. Тарифы на перевозку угля во внутреннем сообщении в 10 раз ниже, чем при перевозке зерна. Из – за высоких железнодорожных тарифов сибирское зерно оказывается неконкурентноспособно на внутреннем рынке.
По данным транспортного отдела компании ЗАО «АгроМаркетТрейд», по железнодорожному тарифу и услугам транспортная составляющая в конечной цене зерна у потребителя постоянно росла. В 1 полугодии 2004 года она составляла 10,07 %, увеличившись во 2 полугодии 2005 года до 12,75 %. В первом квартале 2006 года рост продолжился и составил 14,07 %, увеличившись в абсолютном выражении за 2 года на 3 %.
Таким образом, в цене зерна у переработчика или конечного потребителя стоимость топливно – энергетических ресурсов и тарифов по перевозке доходит до 40 %.
К неконтролируемому росту тарифов добавляется еще и советская болезнь – лимиты. Лимитировано все: тепло, газ, электроэнергия. Не израсходовал выделенные лимиты - в следующий раз получишь меньше, перерасходовал – будь любезен заплати немалый штраф.
Хочу обратить Ваше внимание на еще один аспект. Железнодорожники и энергетики, нефтяники и газовики работают только по предоплате, в очень крайнем случае – по факту, в отличии от сельхозпроизводителей, переработчиков и животноводов. отдающих свою продукцию на условиях значительной во времени отсрочки платежа. Получается, что помимо жесткого тарифного прессинга на производителей накладывается и кредитный прессинг, поскольку система сбыта продукции АПК далека от совершенства.
Проблемы взаимоотношений обслуживающих локальных монополий ТЭК и товаропроизводителей АПК.
В настоящее время сбыт – наиболее слабое звено в системе АПК. Мировой опыт свидетельствует, что система сбыта должна развиваться опережающими темпами по сравнению с производством продукции. Особо показателен в этом плане рынок производства молока и его переработки.
43 % молока производится в личных подсобных хозяйствах и большая его часть не годится для промышленной переработки, так как его невозможно сразу охладить, правильно хранить и транспортировать. Мощностей по переработке не хватает и произведенное сырье попросту пропадает.
При обращении на молокозаводы или к переработчикам, производитель сталкивается с их жестким диктатом, как по цене, так и по объемам. Предложение значительно превышает спрос, но цены формируются не рынком, а устанавливаются переработчиком. Молоко - продукт скоропортящийся и времени на торговлю по цене практически нет. Хочешь – не хочешь, а будешь отдавать по той цене, которую установил переработчик. В сложившейся ситуации нет никакого смысла расширять производство, но в тоже время для нужд промышленности в больших объемах завозим сухое молоко из – за рубежа.
В подтверждении своих слов хочу привести несколько цифр. За период с 2000 по 2004 год отпускные цены сельхозпроизводителей и переработчиков молока выросли на 60 %, составив 5818 и 11399 рублей за тонну соответственно. Рост цен происходил одинаковыми темпами. Однако доля цены сельхозпроизводителя в отпускной цене переработки за весь период составляла в среднем только 51 %. Таким образом, уже на первой стадии переработки накрутка составляет почти 100 %.
Зарубежный опыт показывает, что этим рынком можно и нужно управлять. Так в Канаде, в начале сезона переработки молока, союзы производителей и переработчиков заключают между собой соглашение, в котором устанавливают на весь сезон объемы поставки и цены реализации. Выгода очевидна для обеих сторон.
Монопольное положение переработчиков молока – это частный пример. На самом деле такими же монополистами на местных рынках являются и энергетики, и газовики, и коммунальщики. Конкуренции в предоставлении услуг нет, есть конкуренция в получении денег от потребителя. По такой же схеме работают и наши государственные организации и учреждения.
Административная реформа и практика установления расценок на услуги государственных организаций и учреждений, оказываемые предприятиям АПК.
Административная реформа, необходимость проведения которой не вызывала сомнений, на самом деле не стала реформой, а обернулась созданием новых контролирующих организаций и учреждений, и не контролируемым ростом аппетитов чиновников.
Расходы на услуги, оказываемые при оформлении разрешительных документов (фактически на оплату надзорных мероприятий, проводимых Россельхознадзором) на вывоз (ввоз) зерна с (на) территории Российской Федерации, перемещение зерна по территории России, увеличивают стоимость зерна в среднем по стране на 60 – 90 рублей за 1 тонну. Хотя услуги по государственному надзору должны осуществляться государством за свой счет и по единым расценкам.
Помимо официальных расценок, существует и процветает практика предоставления услуг по согласованным ценам. Стоимость услуг определяется договорами и в разных регионах страны составляет разную сумму. В зависимости от договоренностей с проверяющими по какой схеме будет проводиться инспектирование – полной или частичной – устанавливается и цена. К примеру, за отбор проб, проведение анализа и выписку ветеринарного свидетельства могут попросить 2500 рублей за вагон, а могут попросить и 6000 рублей за машину, везущую товар, стоимостью 12 – 15 тысяч рублей.
Все чаще при обращении в Федеральные центры для оформления документов, те направляют обратившихся в некоммерческие организации, созданные с участием этих центров и являющихся их соучередителями. Мотивируется это тем, что мы – люди государевы, денег брать не можем, а вот некоммерческие организации смогут вам помочь и за оговоренную плату произведут оформление без проволочек.
Нередко в процессе оформления возникает ситуация, когда выясняется, что появилось новое распоряжение, изменяющее порядок оформления, либо вводящее какие – то ограничения. Интересно, что последняя строка таких распоряжений звучит так: «Довести до сведения всех организаций и лиц». Заинтересованные организации и лица узнают об этом, как правило, последними, их просто ставят перед фактом, а далее предлагают договориться, понимая сложившуюся ситуацию.
В процессе оформления разрешительных документов по требованию надзорного органа услуги дублируются – на месте отгрузки и на месте получения, а если формируется крупная партия (например, теплоходная партия на экспорт) из более мелких, уже имеющая все необходимые документы, все равно на нее в третий раз оформляются документы с оказанием всех услуг. Если учитывать, что оформление этих документов обязательно, в качестве надзорного мероприятия, то надзор обходится приобретателю зерна в лишних 100 – 200 рублей за тонну, которые затем включаются в стоимость зерна.
Обращу ваше внимание еще на один момент. Анализ отобранных проб может быть проведен только в лабораториях подведомственных Россельхознадзору, находящихся подчас на удаленном расстоянии. Так, если вы захотите отправить зерно из Брянска, анализ вы должны будете сделать в Воронеже. И еще. Время оформления, не учитывает, ни сроки загрузки судна, ни простои вагонов. Естественно, что в дальнейшем, все эти затраты включаются в отпускную цену и оплачиваются потребителем.
Государственное регулирование тарифов в социальной сфере на селе.
Сокращение численности сельского населения, отсутствие элементарных бытовых удобств, недоступность благ цивилизации – факторы, которые будут играть решающую роль в будущем села, поэтому развитие социальной сферы на селе является необходимостью.
В действительности же, сегодня тарифы и услуги для населения в сельской местности растут такими же темпами, как и в городе, не учитывая ни специфики села, ни уровня доходов населения.
В качестве примера приведу опять Краснодарский край. Тарифы на газ для населения по сравнению с 2005 годом выросли на 15 %. 1 киловатт – час электроэнергии с января 2006 года стоит 1 рубль 81 копейка, вместо 1 рубль 51 копейка в 2005 году.
При этом, средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве является одним из самых низких в стране и в 2005 году составил 3.580 рублей в месяц.
К тому же отсутствие современного контрольного оборудования, позволяет получать деньги за не оказанные услуги. 8 апреля в вечернем выпуске программы «Время» был показан интересный сюжет.
Житель поселка 72 – летний пенсионер Дворкович, будучи в прошлом сам коммунальщиком, установил на подаваемое тепло счетчики. Выяснилось, что обслуживающая организация постоянно завышала объемы предоставляемых услуг. Через суд ему удалось вернуть жителям поселка 3 миллиона рублей, переплаченных теплоэнергетикам.
В своем докладе я постарался показать в каком состоянии находится АПК сегодня и какое решающее влияние оказывает топливно – энергетический комплекс на формирование цены продукции АПК. В процессе дискуссии мои коллеги расширят и дополнят мое выступление, а также предложат пути решения проблем агропродовольственного комплекса.