22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
У предпоследнего независимого МЖК появился хозяин. Смазанные одним маслом

18.11.03


В понедельник агропромышленная группа "Русагро" объявила, что сконцентрировала у себя 61% акций Екатеринбургского жирового комбината. Доля холдинга на российском масложировом рынке стоимостью 20 млрд. руб. в год возросла до 20%, а рынок Свердловской области теперь зависит от руководства "Русагро" практически полностью. Отрасль консолидируется, по оценкам специалистов, вскоре на ней останется всего 3-4 крупные компании. Осталось лишь поделить последний независимый актив — Иркутский жировой комбинат.

"Русагро" уже имеет в своем активе Краснодарский масложиркомбинат. В понедельник глава "Русагро" Вадим Мошкович заявил, что группа выкупила 25% акций екатеринбургского ОАО "Жировой комбинат" (ЕЖК) у концерна "Калина" и теперь компания контролирует 61% акций комбината.

В "Русагро" не называют, сколько они заплатили за пакет. Глава саратовской группы "Букет" Владислав Буров оценивает ЕЖК в $20 млн. Оценка Алексея Кобцева, гендиректора "Русагрокапитала", гораздо ниже — $12-14 млн. Сегодня ЕЖК занимает до 80% рынка майонезов и маргаринов Свердловской области, около 60% составляет его доля по Уралу и почти 10% приходится на российский рынок. Доля самого "Русагро" на российском рынке фасованной масложировой продукции, по словам генерального менеджера "Русагро-масло" Федора Огаркова, составляет 12%, а после приобретения ЕЖК она может вырасти до 20%. "Сейчас наш оборот составляет $140 млн., с учетом екатеринбургского комбината он превысит $200 млн.", — говорит он. В планах "Русагро" — вывести на рынок федеральные бренды, производство которых уже идет на Краснодарском МЖК. Продукция под торговыми марками "Марио" и "Аведовъ" будет занимать до 50% всего производства на двух комбинатах.

Годовой размер российского рынка майонеза и маргарина равен 1 млн. тонн, а подсолнечного масла — 900 тыс. тонн. Специалисты отмечают активно происходящую на рынке консолидацию и уверены, что вскоре он будет полностью зависим от 3-4 компаний.

Сейчас, по данным ACNielsen, в феврале-июле 2003 года доля пяти производителей с наиболее высокими показателями продаж, среди которых АО "Эфко", комбинат № 4 "Колибри", Мосжиркомбинат, "Петросоюз", "Скит", составила 29% рынка по объему. За этот же период три зарубежные компании — Nestle, Ottogi, Unilever — заняли 6.8% рынка.

По мнению Алексея Кобцева, свободных активов на рынке достаточно. "В каждом городе-миллионере есть жиркомбинат, который можно приобрести", — считает он. Между тем сам "Русагрокапитал" пока не собирается идти в производство майонезов. "Сейчас у нас есть один маслоэкстракционный завод, до конца года мы купим еще один и еще одно предприятие — в следующем году", — рассказал Кобцев. Не исключено, что компания не спешит в глубокую переработку потому, что рентабельность производства подсолнечного масла составляет 60%, тогда как по маргаринам и майонезам она не превышает 15%.

Но есть и другое мнение. По словам Владислава Бурова, те предприятия, которые остались на рынке, уже не представляют большого интереса для крупных компаний. "Есть, правда, привлекательное предприятие — Иркутский жиркомбинат, но он пока продаваться не собирается", — заключил Буров.

Сам "Букет" демонстрирует, что борьба за активы в отрасли идет нешуточная. До сих пор не разрешен акционерный конфликт саратовцев с группой менеджеров Андрея Безелянского на Московском жиркомбинате. Сейчас две стороны, по словам Владислава Бурова, ведут переговоры о дальнейшей работе МЖК. Рассматривается несколько вариантов — от совместного менеджмента МЖК до продажи пакетов акций, говорит Буров, дата окончания переговоров пока остается открытой.

Вероятно, в группе компаний "Разгуляй-УКРРОС", которая также заявила о своем интересе к масложировой отрасли, тоже понимают, что просто так отдельные предприятия не купить. По словам президента "Разгуляя" Игоря Потапенко, компания будет входить в этот бизнес через приобретение уже готового масложирового холдинга. Заплатить за него "Разгуляй" готов $100-$120 млн.

Почему масло не масляное

Рынок масложировых продуктов в России самый скользкий. Потребители не могут отличить маргарины от сливочного масла, а производители прилагают все усилия, чтобы такое состояние сохранялось как можно дольше.

В нашей стране традиционно выпускали только четыре вида коровьего масла — сливочное, вологодское, крестьянское и топленое. Все прочие пищевые жиры были твердыми маргаринами и саломасом. С появлением западных мягких маргаринов типа "Рамы" и "Долины Сканди" границы между продуктами оказались размытыми. Этим воспользовались многие отечественные производители, начав выпускать мягкие маргарины, упаковки и названия которых до степени смешения откровенно имитировали известные марки масла.

Так появилась масса местных крестьянских маргаринов, не имеющих ничего общего со сливочным крестьянским маслом. Назывались они обычно так: "Масло крестьянское Богородское", "Смоленское", (вместо Богородска можно вставить название Смоленска, Вологды или какого-нибудь другого города, суть продукта от этого не менялась). Сейчас слово "крестьянское" из их названия производители были вынуждены убрать, но внешне эти продукты по-прежнему похожи на сливочное масло. Зато в продаже появилось масло "Кремлевское", "Домашнее", "Бабушкино", которые выдают за сливочный продукт, а по сути это — маргарин.

Мягкие маргарины — продукт ненатуральный. Но производители пытаются представить их как масло, изготовленное по старинным русским рецептам, называя "Древнеславянским", "Деревенским" или "Хуторским". Но в них много такой пищевой химии, о которой наши предки даже не подозревали.

Производители настоящего сливочного масла нашли способ подчеркнуть свое происхождение: теперь на упаковках многих из них жирно указывают, что масло является коровьим и не содержит растительных добавок. Но, к сожалению, производители тоже нередко становятся жертвами "масляных войн". Достаточно вспомнить результаты экспертизы сливочного масла, проведенной в прошлом году во ВНИИ молочной промышленности: примесь немолочных жиров была обнаружена в таких известных марках сливочного масла, как "Анкор", "Президент" и "Миднайт сан". Многие производители страдают по неведению — покупая фальсифицированное масло у поставщиков как сливочное и не имея возможности провести его химический анализ.

Марина Смовж, Александр Мельников
Финансовые известия

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: