Вчера директор департамента по связям с общественностью САХО Андрей Кузнецов рассказал „Ъ“, что «проект в Татарстане находится в стадии определения участков для строительства. Окончательное место расположения хлебозаводов будет определено в июне». Тогда же, по словам господина Кузнецова, будет определено количество производственных площадок. «У нас есть опыт создания сети в Новосибирской области. Там из 30 сельских районов мы охватили большинство сетью из 7 предприятий. Этот опыт мы намерены применить на практике и в Поволжье», — пояснили в САХО.
Само строительство, по словам господина Кузнецова, начнется с июля, и по плану в эксплуатацию объекты должны войти к февралю 2008 года. В компании уточнили, что проект в Татарстане входит в корпоративную программу федеральной экспансии, которая предусматривает строительство 21 хлебозавода (кроме Татарстана еще в Самарской и Пензенской областях, а также в райцентрах Омской, Томской областей и в Алтайском крае. — „Ъ“) мощностью 10 т в сутки каждый и 12 заводов мощностью по 5 т. Стоимость реализации первого этапа программы превышает 1,35 млрд рублей. По расчетам специалистов САХО, хлебозаводы должны выйти на полную мощность в течение полугода с момента запуска.
Кроме того, господин Кузнецов пояснил, что программа предусматривает оснащение каждого хлебозавода собственным автопарком для оперативной доставки свежей продукции в магазины и на рынки. «Радиус дальности для доставки такого продукта, как хлеб, при условии, что мы хотим доставить его свежим, не должен превышать 100 километров, — рассказал Андрей Кузнецов. — Так что при предприятиях будут созданы фирменные розничные сети, от 5 до 10 магазинов при каждом заводе». Назвать долю рынка Татарстана, на которую рассчитывает САХО, господин Кузнецов затруднился.
Ъ В ГК «Сибирский аграрный холдинг» входят компании, охватывающие полный цикл от сельскохозяйственного производства до реализации готового хлеба. САХО включает 10 сельхозпредприятий в Новосибирской и Ростовской областях, 3 элеватора в Новосибирской и Омской областях. Оборот холдинга в 2005 году составил 2,3 млрд руб. Суммарные производственные мощности предприятий, объединенных брэндом «Хлебница», составляют около 300 т хлебобулочных и кондитерских изделий в сутки.
Татарстанские производители хлеба заявили, что знают о планах сибирских коллег, однако пока конкуренции не опасаются, поскольку для реализации своих намерений САХО потребуется несколько лет. «К тому же нам они не являются прямыми конкурентами, — сообщил „Ъ“ генеральный директор УК „Объединенная хлебная компания“ Нафис Гарифуллин. — Они разрабатывают программу развития сети хлебопекарен по России и, в частности, у нас. В Казань они практически не выйдут. Они прямые конкуренты „Татпотребсоюзу“, владеющему разветвленной сетью пекарен в районных центрах Татарстана». Как отметил господин Гарифуллин, САХО заявлял о намерении начать одним из первых строительство в Заволжском районе. «Но пока это только планы. И реализовать их непросто — в районах свои магазины, административная поддержка. Хотя компания сильная», — считает господин Гарифуллин. К намерениям сибирского холдинга спокойно отнеслись и в ОАО «Татпотребсоюз». Там, в частности, заявили, что «если они (САХО. — „Ъ“) предложат качественный товар, если компания готова конкурировать честно — пусть приходит. Тем более что это пока только планы». «Мы ведь тоже на месте не стоим, — сказали „Ъ“ в татарстанской компании. — У нас точно такие же производственные циклы, мы тоже вкладываем средства в развитие и модернизацию производства (за два последних года инвестиции составили 80 млн рублей. — „Ъ“). А пока они построят, наладят производство — пройдут годы. А там посмотрим», — сказали специалисты ОАО «Татпотребсоюз».
Оценивая конкурентную среду нового региона, в САХО заявили, что «рынок Новосибирской области был не менее конкурентен, чем в регионах Поволжья». «Однако там мы смогли занять значительную долю рынка. Отчасти это произошло за счет меньшей, по сравнению с другими производителями, зависимости от поставщиков сырья (компании, входящие в ГК САХО, занимаются производством и переработкой зерна. — „Ъ“), а это дает нам возможность варьировать конечную стоимость нашей продукции в сторону уменьшения», — рассказал Андрей Кузнецов. Региональные производители предположили, что новый игрок попытается занять свою долю рынка именно посредством демпинга, а в таком случае продажи у местных компаний могут упасть на 5-10%.
Елена Колычева, Самара; Лилия Миргазиева