Куриная война между США и Россией наконец-то завершилась. 15 сентября экспортеры "ножек Буша" обязаны предъявлять новый ветеринарной сертификат, гарантирующий качество продукта.
Что изменится для американских экспортеров? Как новые требования отразятся на российских потребителях? Рассказывает глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц АЛЬБЕРТ ДАВЛЕЕВ.
— Чем новый сертификат отличается от предыдущего?
— Наша организация не принимала непосредственного участия в государственных переговорах по ветеринарным вопросам. Но насколько мне известно, американцы провели свою производственную и экспортную документацию в соответствие с пожеланиями своих российских коллег и требованиями СанПиНа (санитарные правила и нормы), действующими с сентября 2002 года.
Решение ветеринарного вопроса упиралось в техническую проблему, то есть как в рамках двухстраничного ветеринарного сертификата зафиксировать изменения. Здесь нет никакой политики. Напомню, что в сообщении Минсельхоза России от 30 января 2002 г. указано, что претензий к качеству американского мяса птицы в России нет. Претензии предъявлялись к поставщикам и документации.
— И все-таки, на какие жертвы пришлось идти США, соглашаясь с новым ветеринарным сертификатом?
— В конечном итоге американцы пошли на четыре компромисса. Первый компромисс — по применению антибиотиков. США приняли российские требования и российскую форму контроля за их использованием на всех этапах производства. Второй — по концентрации хлора в воде, которую применяют при обработке тушек кур. Третий — по срокам хранения мяса птицы, используемым в производстве колбасно-сосисочных изделий. Четвертый компромисс связан с мерами предотвращения эпидемии куриного гриппа.
Впрочем, я не могу сказать, что только США полностью приняли претензии российской стороны. Россия тоже учла определенные пожелания американцев.
— Новые правила сроков хранения какой продукции коснулись?
— Если говорить об окорочках, то изменений никаких нет. Максимальный срок хранения — 12 месяцев при температуре до минус 18 градусов, что полностью соответствует российским ГОСТам. А вот для куриных полуфабрикатов срок хранения — менее года. Например, мясо птицы механической обвалки (это куриный фарш, который используется в производстве колбасно-сосисочных изделий) теперь можно хранить только три, а не шесть месяцев, как раньше.
Почему это условие вызвало дискуссии со стороны США? Дело в том, что сейчас значительная часть этого куриного полуфабриката поставляется в Россию и из Европы. Европейским экспортерам требуется максимум неделя, чтобы доставить товар. А американским — больше месяца. Поэтому новый срок хранения ставит американских поставщиков в неравные условия с европейцами. Между тем в России спрос на этот продукт со стороны мясокомбинатов за последние три года увеличился более чем в пять раз, поскольку куриный фарш более дешевый и питательный по сравнению с говядиной и свининой.
— Россияне смогут каким-то образом ощутить ветеринарные новшества?
— Нет. Отличительных знаков на коробке или упаковке не будет. Но потребитель должен знать: если хотя бы один из параметров качества куриного мяса не соответствует нормам, то инспектора погранветпунктов просто не допустят товар на рынок. Поэтому российский потребитель, усомнившийся в качестве мяса, вправе потребовать у продавца на основании закона "О защите прав потребителей" сертификат и развеять свои сомнения.
— Новый ветеринарный сертификат обязывает американских производителей менять что-то на производстве? И во сколько обойдется им российское нововведение?
— Пока это трудно оценить. Каждый американский поставщик сейчас должен решить для себя, готов ли он торговать с Россией на новых условиях. Согласно договоренностям, российские ветеринары до мая 2003 г. проинспектируют заново все американские предприятия, которые выскажут такое желание. Исходя из этого, экспортеры будут оценивать необходимость и экономическую составляющую перехода на новые правила. Так что подсчеты можно будет сделать не раньше чем через год. Не думаю, что это обойдется дорого. Хочу напомнить, что программы гарантии безопасности и качества продукции остаются примерно одинаковыми. Другое дело, что определенные дополнительные требования России потребуют новых условий и процедур.
Ну а что касается потерь, то из-за затянувшихся переговоров США уже отметили снижение экспортных поставок мяса птицы в Россию в первом полугодии 2002 г. на 18% по сравнению с соответствующим периодом 2001 года.
— Чтобы наверстать упущенное, экспортеры будут повышать цены на товар?
— Если говорить об американском рынке, то рост и падение цены на курятину совершенно непредсказуемы. Это зависит от уровня спроса в Америке и от спроса в каждой конкретной стране, куда поставляется куриное мясо. Например, из-за дефолта в России в 1998 г., с августа по октябрь, стоимость окорочков упала с 44 центов до 13 центов за фунт. Бывали случаи, когда в течение только одного месяца цены прыгали вниз-вверх на 100 процентов. Брокеры умело пользуются такой ситуацией. Что касается российских импортеров, то они более склонны сдерживать резкие колебания цен на рынке.
— А какова география поставок куриного мяса в России?
— В основном "ножки Буша" пользуются спросом на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Чуть меньше — в центральной части России, на юге страны.
Согласно исследованиям, наш покупатель — это домохозяйка, в возрасте от 30 до 60 лет. Средний уровень дохода на ее семью составляет от 3 до 5 тысяч рублей в месяц. Таким образом, такое домохозяйство по структуре питания относится к группе "В", то есть к живущим ниже прожиточного минимума. В России это 30-37% населения. На них и ориентированы американские экспортеры.
— Сейчас в России наблюдается подъем в развитии куриного производства. В США рассматривают Россию в качестве потенциальных конкурентов?
— Не могу сказать, что сегодня американцы видят в этом угрозу. Ведь России, учитывая прирост производства мяса птицы в 15%, потребуется минимум 7-10 лет для решения задач по импортозамещению. Отмечу, что в США прирост производства тоже был в 15%. Но Америке потребовалось 25 лет, чтобы увеличить продажу собственной продукции в 10 раз и выйти на международный рынок. Более того, в США были деньги. В России — иная ситуация. Инвесторы достаточно осторожно вкладывают средства в АПК. Но проблема даже не в этом, а в технологии и кадрах.
Источник: «Product.Ru»