К началу весенних полевых работ 2006 года в парке АПК, по данным Минсельхоза РФ, имелось 573 тысячи тракторов, 150 тысяч зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, 5 тысяч картофелеуборочных машин, несколько десятков тысяч единиц почвообрабатывающей и посевной техники. Этого явно недостаточно для успешного проведения годового цикла сельскохозяйственных работ. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко признает, что машинно-тракторный парк на селе за последние 10–15 лет сократился в три раза. Ежегодно в хозяйствах списывается от 7 до 11% техники, а новой поступает только 2 –4%.
В начале нынешнего века в отрасли наметилось некоторое оздоровление, но тенденция еще очень неустойчива. Потенциальные покупатели пока в своей массе бедны. С другой стороны, налицо сокращение пахотных площадей.
В итоге, немногие богатые агрофирмы все чаще покупают дорогостоящие импортные модели ведущих мировых марок (кто не может купить новые — заказывают подержанные), хозяйства попроще берут недорогие белорусские модели (дешевые за счет низких зарплат и льготных цен на российские энергоносители). А совсем бедные агрохозяйства — вообще никаких машин не покупают.
Директора Петербургского тракторного завода (торговая марка "Кировец", подразделение ОАО "Кировский завод") Александр Крикунов сказал: "Если в 2004 году потребности внутреннего рынка удовлетворялись российскими компаниями на 33%, то в минувшем году их доля снизилась до 27%. Больше всего в России продается белорусских тракторов — они занимают 50% рынка, остальное приходится на продукцию из дальнего зарубежья. С комбайнами ситуация во многом похожа".
К тому же российские заводы страдают от не всегда честной конкуренции. Так, 19 марта 2006 года президент Белоруссии А. Лукашенко подписал специальный указ о поставках в хозяйства республики техники местного производства. В 2006 году из белорусского республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки планируется выделить дотации для снижения стоимости сельскохозяйственной техники в размере 50% от отпускных цен.
Как официально заявил "Союзагромаш", данным нормативным актом четко регламентированы объемы закупок техники белорусского производства, на 95% покрывающие ежегодный спрос на рынке, предусмотрены прямые субсидии белорусским сельхозмашиностроителям. А ведь это является нарушением двусторонних торговых соглашений и практически полностью запрещает доступ российской сельскохозяйственной техники на белорусский рынок. При этом белорусские тракторы и комбайны, погрузчики и автомобили из Минска, Гомеля и Лиды могут поступать в Россию свободно — у нас же Единое союзное государство.
Впрочем, и конкуренты из дальнего зарубежья не стесняются применять административный ресурс. В прошлом году, после того как российское федеральное правительство обратило внимание на то, что импорт иностранной сельхозтехники увеличился вдвое, оно повысило таможенные пошлины на ввоз новых импортных зерноуборочных и силосных комбайнов. Раньше пошлина составляла 5% стоимости, а с нового года прибавились еще 100 евро за каждый киловатт мощности двигателя. Это значит, что при средней стоимости импортного комбайна мощностью 125 кВт 250 тыс. евро таможенная выплата выросла более чем вдвое — с 12,5 тыс. евро до 25–27 тыс. евро.
"Через два с половиной месяца действия новых правил президент Буш обратился к своему российскому коллеге с предложением снизить пошлины, — поясняет президент "Союзагромаша" Константин Бабкин. — Сейчас Россия готовится к вступлению в ВТО, и у представителей нашей отрасли нет уверенности, что нами не пожертвуют во имя членства во Всемирной торговой организации. Недавно нашу страну посетил глава крупнейшей американской фирмы — поставщика тракторов "Джон Дир". Так его принимали на уровне федеральных министров. Тогда как я, глава отечественного отраслевого союза и руководитель холдинга, в который входит крупнейший завод "Россельмаш", не могу достучаться до того же Грефа".
По мнению Константина Бабкина, отечественных производителей могут поддержать следующие меры: инвестиционные кредиты (в том числе и государственные), защита при вступлении в ВТО, снижение налогов, обеспечение честных условий для конкуренции, а также финансовая поддержка крестьян — ведь если не будет денег у покупателей, заводы встанут. Потому что за границей отечественные тракторы никто не ждет.
Елена Мягкова