Россия участвует в тендере наряду с французами (они предлагают истребители Mirage 2000-5) и американцами (F-16). О большом интересе, который Россия проявляет к сотрудничеству с Бразилией, говорит то, что в начале октября министр обороны Сергей Иванов во время своего визита в эту страну уже активно лоббировал закупку Су-35 Бразилией. Государственная корпорация "Рособоронэкспорт", монополист по поставкам вооружений за рубеж, предложила поставить южноамериканскому государству 12 российских многоцелевых фронтовых самолетов Су-35 (8 одноместных боевых машин и 4 двухместных учебно-боевых). Итоги тендера будут подведены в начале следующего года. А сделка с его победителем может быть заключена в последних числах января.
В ходе переговоров, состоявшихся в конце прошлой недели в Москве, бразильский министр обороны Жозе Виегас заявил, что предложения российской стороны лучше, чем у других участников тендера. Однако заинтересованные лица с российской стороны официально говорят лишь о том, что это не последний раунд переговоров между Россией и Бразилией, связанный с обсуждением условий контракта. "Пока продолжается тендер, говорить о сделке рано, к тому же Минобороны имеет лишь косвенное отношение к этим переговорам и комментировать ничего не может", – сказал RBC daily представитель пресс-службы министерства, добавив, что этот вопрос находится в ведении "Рособоронэкспорта". Но в государственной корпорации также отказались комментировать возможную сделку с бразильцами. По словам пресс-секретаря "Рособоронэкспорта" Ивана Скрыльника, пока что нет полной ясности даже с суммой контракта. "Она будет определена в результате дальнейших переговоров", – сказал он RBC daily. Между тем, по неофициальным данным, Россия планирует продать Бразилии 12 самолетов Су-35 за 360 млн долл. А для того чтобы Бразилия согласилась купить российские самолеты, министр Сергей Иванов якобы пообещал бразильской стороне беспрецедентные встречные закупки мяса, кофе и других товаров. То, какие именно продукты и товары будут закупаться в Бразилии и на какую сумму, – стороны не комментируют.
Для "Рособоронэкспорта" использование такого своеобразного бартера – привычное дело. "Это очень распространенная практика. Например, в Китай "Рособоронэкспорт" продает оружие за товары народного потребления", – сказал RBC daily Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа. Но по словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Максима Пядушкина, возможную сделку между Россией и Бразилией нельзя назвать бартером в чистом виде. "Скорее всего, речь идет о варианте оплаты, который использовался Малайзией и Индонезией при покупке российских истребителей в этом году. Заключенные "Рособоронэкспортом" контракты с этими странами предусматривают, что часть техники будет оплачена деньгами, а часть – встречными поставками пальмового масла", – сообщил он RBC daily. Правда, несмотря на приоритет "бартерного" варианта в переговорах с Бразилией, договориться с ней сложнее. "Во-первых, позиции России в этой стране очень слабы: влияние тех же США и Франции на бразильском рынке вооружений намного сильнее. Во-вторых, самолетов Су-35 "в природе не существует" (Су-35 представляет собой экспортный вариант истребителя Су-27М, который отличается рядом изменений в бортовой аппаратуре). А те 12 самолетов, которые предлагаются к продаже, – не более чем опытные образцы. Но по условиям тендера государством должны предлагаться к продаже только те самолеты, которые состоят у него на вооружении", – утверждает Александр Храмчихин.
Из-за того что соперники по тендеру достаточно сильны, "Рособоронэкспорт", по неофициальной информации, планирует продать Бразилии самолеты еще и по низкой цене – всего за 30 вместо 40 млн долл. за единицу. "На цену оказывает влияние конкурентная борьба в рамках тендера. Но я не думаю, что самолеты хотят продать ниже их себестоимости", – считает Максим Пядушкин. Причем выбирать, снижать или не снижать цену, России не приходится. На вооружении российской армии находится по большей части "слегка устаревшая" военная техника. А модернизированный Су-27М образца 1985 года – то немногое, что Россия в силах предложить на экспорт. "Су-35 отвечает требованиям бразильских ВВС. Это самолет с большим радиусом действия, который подходит для патрулирования воздушного пространства такого крупного по площади государства, как Бразилия", – говорит Максим Пядушкин. Однако если сама продажа самолетов на экспорт для России – дело хорошее, механизм возможной российско-бразильской сделки явно несовершенен. "Финансовые схемы, подобные этой, характерны для не очень развитых стран и уязвимы с точки зрения злоупотреблений. Есть вероятность, что часть денег просто украдут, причем в России", – считает Александр Храмчихин. В этой связи можно вспомнить, например, о том, что поставки мяса из Бразилии, по неофициальным данным, контролируют структуры, близкие к так называемой "питерской" группировке во власти. А глава "Рособоронэкспорта" Андрей Бельяминов является именно управленцем "питерского призыва".
Андрей Сердечнов
RBC daily