Потратившись на вход в торговые сети, компания получила убытки
Перед выпуском облигаций на 150 млн рублей компания «Алтан», крупный алтайский производитель макарон, раскрыла свои финансовые показатели, в соответствии с которыми по итогам прошлого года ее убыток составил 703 тыс. долл. Комментируя итоги года, гендиректор «Алтана» Валерий Покорняк заявил, что компания модернизирует производство, совершенствует дистрибуцию и ведет агрессивную маркетинговую политику, что требует значительных затрат, которые в краткосрочной перспективе ведут к убыткам. Например, изменение системы дистрибуции в 2003-2004 гг. потребовало инвестиций в размере 1,5 млн долл., а один только вход в петербургские магазины «Пятерочки» обошелся компании в 97 тыс. долл. Аналитики считают, что убытки для развивающейся компании - довольно частое явление, а расходы на маркетинг и дистрибуцию в будущем должны оправдать себя.
ЗАО НПФ «Алтан», зарегистрированное в 1988 г., специализируется на переработке твердых сортов пшеницы, производит макароны под марками «Гранмулино», «Семейный гарнир» и муку под марками «Гранмулино» и «Поспелихинская». Компании принадлежат ОАО «Поспелихинский комбинат хлебопродуктов», ООО «Поспелихинская макаронная фабрика» и торговый дом «Алтан». Кроме того, акционеры компании развивают ресторанный и гостиничный бизнес – они владеют сетью кафе и недавно построили в Барнауле трехзвездочную гостиницу «Улитка». 80,2% акций «Алтана» принадлежат гендиректору Валерию Покорняку, 19,8% - греческому венчурному фонду Commercial Capital. Стоимость активов составляет 23 млн долл. Выручка компании в 2005 г. достигла 11 млн долл., чистый убыток составил 703 тыс. долл. 27 июня «Алтан» разместит трехлетние облигации на 150 млн рублей, организатор выпуска – ИФК «Солид». 35% привлеченных средств пойдут на приобретение оборудования для глубокой заморозки продуктов питания, 10% - на модернизацию производства, 30% - на расширение дистрибьюторской сети и маркетинговые мероприятия, 25% - на пополнение оборотных средств.
Перед выпуском облигаций компания «Алтан» раскрыла свои финансовые показатели за 2005 г. В соответствии с отчетностью, по итогам прошлого года компания получила убыток в размере 703 тыс. долл. «Мы активно развиваемся, модернизируем производство и расширяем дистрибьюторскую сеть. Решение этих долгосрочных задач отражается на размере чистой прибыли и рентабельности», - комментирует гендиректор «Алтана» Валерий Покорняк. По его словам, до 2003 г. 70% своей продукции «Алтан» реализовывал через так называемых «пассивных дистрибуторов» - оптовиков, и компания была крайне зависима от колебаний цен. Поэтому было принято решение кардинально изменить систему распространения в пользу активных дистрибуторов и розничных сетей. «Конечно, этот процесс не мог быть безболезненным. Одна только смена системы дистрибуции обошлась нам в 1,5 млн долл. А, например, вход в питерскую сеть магазинов «Пятерочка» стоил 97 тыс. долл.», - сказал г-н Покорняк. Однако, по его мнению, другого пути развития не существует: «Мы поняли, что без сотрудничества с торговыми сетями предприятию не обойтись. На примере наших коллег мы видим, что те, кто игнорируют сетевые каналы сбыта, теряют рыночные позиции».
В мае 2006 г. «Алтан» сообщил, что заключил прямые контракты с торговой сетью «Пятерочка», благодаря чему собирается увеличить продажи в рознице на 6–8%. Ранее г-н Покорняк приобрел лицензию на открытие магазинов «Пятерочка» на Алтае. Сейчас он владеет двумя магазинами под этой торговой маркой. Правда, глава «Алтана» отрицает, что только благодаря приобретению франшизы смог договориться с «Пятерочкой» о присутствии в магазинах сети макарон «Гранмулино». «Покупая франшизу, ты не получаешь никаких особенных преференций. Ритейл и производство макарон – два отдельных бизнеса», - говорит он. По словам г-на Покорняка, наиболее сложно складывались отношения с санкт-петербургскими магазинами «Пятерочки», а вот с волгоградской и ростовской сетями компании ему удалось договориться довольно быстро.
Аналитики считают, что убытки для молодых компаний – нормальное явление. «Убыток для развивающейся компании – это нестрашно», - говорит аналитик брокерского дома «Открытие» Александр Афонин. Например, компания «Русский продукт» тоже показывала убытки в 2002-2003 гг., вспоминает он, при том что выручка стабильно росла. Затраты на маркетинг и дистрибуцию были значительными, и в итоге финансовый результат был отрицательным. Тем не менее, «Русский продукт» успешно размещал облигации. Как и «Алтан», он начал с небольшого займа в 140 млн рублей, постепенно увеличивая объемы выпусков – до 300 и 350 млн рублей. Компания уже погасила три займа, а сейчас в обращении находится четвертый – на 440 млн рублей. То, что «Алтану» приходится тратить значительные суммы на работу с торговыми сетями, аналитика не удивляет: «Это распространенная практика. В последнее время сети даже не скрывают, что для размещения товара на полке производитель должен заплатить». Это значительно увеличивает расходы производителей продуктов питания. «Развивающаяся компания вполне может показать убыток. Это часто объясняется затратами на маркетинг и дистрибуцию, что оправданно. Главное, чтобы убыток не стал регулярным. Тогда это будет означать просчеты в стратегии», - предупреждает г-н Афонин.
Гендиректор компании «Инфолинк» (импортер и производитель макарон) Андрей Гуров также не удивлен высокими затратами на дистрибуцию. «Ситуация, когда нужно платить за вход в сети, стала стандартной. Суммы отличаются в зависимости от сети, региона и компании-производителя. Но в целом - это тысячи и десятки тысяч долларов», - говорит он. Г-н Гуров считает, что для «Алтана» наиболее целесообразно развивать дистрибуцию в Сибири, оставаясь ведущим локальным игроком. А вот перспективы макарон «Гранмулино» в торговых сетях центрального региона РФ, по его мнению, неочевидны: «Есть участники рынка с более серьезными финансовыми возможностями, чем у «Алтана», но даже им не всегда удается войти в московские сети», - говорит эксперт.
Александра Иванская