Емкость их с точки зрения агроэкспорта также велика
Российские экспортеры в новых условиях заняли легкодоступные ниши на мировых рынках за 2022–23 год, дальнейшее развитие потребует серьезных инфраструктурных вложений и оценки экономической выгоды. Об этом говорили руководители Минэкономразвития, Минпромторга, Минтранса и Российского экспортного центра в ходе форума «Сделано в Россиии—2023» в Москве.
Открывая сессию «Новая география экспорта. Вызовы и возможности», первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков отметил, что за период с февраля 2022 произошло сокращение объемов экспорта, «выпало миллиардов тридцать долларов экспорта в дружественные страны, которые нужно возместить».
«В первую очередь, речь идет об отраслях машиностроения, тонкой химии, фармацевтики, где произошли достаточно серьезные провалы и которые раньше были настроены на рынки так называемых дружественных стран», — сказал Осьмаков.
По его оценке, несмотря на готовность российского бизнеса к перестройке, пока не отточен инструментарий перехода на новые рынки и не завершен «логистический разворот».
«На наш взгляд, процесс переориентации не будет простым, он будет многоэтапным. Мы прошли некий этап, когда у всех было ощущение, что комсомольским задором можно было все решить и заменить те рынки, которые были, и выйти на рынки Африки и рынки Азии. Мы находимся в той точке, когда понимаем, что это не будет простым путем. Те простые ниши, которые можно было занять, в большей степени мы уже переориентировались на них», — согласен с коллегой замглавы Минэкономразвития России Владимир Ильичев.
Среди перспективных направлений для российского несырьевого экспорта он назвал Китай.
«На китайском рынке для нас происходят кардинальные изменения. К примеру, вчерашняя новость о том, что все-таки подписали контракт на поставку зерновых на 12 лет. Даже для меня то, что это будет в такие короткие сроки, было за пределами прогнозируемого», — рассказал Ильичев.
Коме того, в ближайшее время может открыться рынок КНР для российской свинины. «Мы надеемся, что в ближайшее время рынок будет открыт, это кардинальное изменение по сравнению с тем, что было 2–3 года назад», — отметил замминистра.
Он также отметил, что идеи развития торговых взаимоотношений с Африкой, некоторыми арабскими странами и странами Латинской Америки должны иметь экономическое обоснование.
«Проблема в том, что кроме политических и культурных взаимоотношений, есть еще и экономическая составляющая. Как бы мы ни любили наших кубинских, сирийских и остальных коллег, рассчитывать на то, что мы можем за счет их рынков компенсировать те потери, которые у нас произошли за последние 2 года, достаточно сложно», — сказал он.
Говоря о расширении географии экспорта, Ильичев назвал Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Вьетнам, Египет, Индию, Кению, Нигерию, Никарагуа, Малайзию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Таиланд, Эфиопию, ЮАР.
«Мы против того, чтобы замыкаться на одном, двух, трех рынках. С нашей точки зрения наша стратегия будет гораздо более устойчивой, если мы все диверсифицируем», — сказал замминистра и отметил, что страновая диверсификация должна учитываться в экспортном нацпроекте, который предполагается продлить до 2030 года.
Генеральный директор «Российского экспортного центра» Вероника Никишина в свою очередь отметила, что на быстрые победы российским экспортерам рассчитывать не приходится, однако есть безусловные отрасли-лидеры и важно обеспечить системность поддержки экспортеров и движение в сторону поставок продукции высокого передела.
«Если мы говорим про агроэкспорт, то в виде зерна и масла он присутствует уже во всех странах… Самые главные наши возможности — это огромный потенциал рынков, которые мы еще не освоили. Если в Китае мы занимаем 4% среди всех импортеров, то это ничтожно мало, это говорит об огромных возможностях, которые у нас существуют», — сказала она.
По данным РЭЦ Россия в структуре импорта Индии занимает 7%, во Вьетнаме — меньше 1%, в ОАЭ — 1,5%.
Транспорт для экспорта
Все участники сессии отметили, что без построения новых логистических связей освоить новые рынки будет затруднительно. Как рассказал заместитель министра транспорта России Валентин Иванов, есть три ключевых направления для международных транспортных коридоров (МТК): Восток (Китай, Монголия), Азово-Черноморское направление (страны Ближнего Востока, Африки, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки) и коридор «Север-Юг».
«Общая стоимость реализации развития международных транспортных коридоров по дорожной карте составляет порядка 1 трлн 700 млрд рублей, это порядка $18 млрд», — сказал Иванов.
По его словам, приоритетной задачей является развитие восточного полигона железных дорог, куда входят БАМ и Транссиб. К 2030 году пропускная способность должна вырасти со 158 млн тонн грузов до 210 млн тонн ежегодно (прирост более чем на 30%).
Говоря о текущих результатах, замминистра отметил, что в морских портах перевалка грузов с начала 2023 года в восточном направлении составила 128 млн тонн (+8% к 2022 году), а по железной дороге было перевезено 158 млн тонн грузов (+10%).
«Существенно у нас выросли автоперевозки в восточном направлении, прежде всего с Китаем. Более 250 тыс. грузовых транспортных средств пересекли границу, рост составил более 70%», — сказал Иванов.
На южном направлении, в портах Азово-Черноморского бассейна, с начала 2023 года перевалка увеличилась на 14% и составила 143 млн тонн, по данным Минтранса. По железной дороге в адрес портов отправлено 63 млн тонн грузов (+2%), в том числе, по словам Иванова, «по зерну мы выросли более чем в 2 раза».
«Ключевая задача — „рассшивка“ лимитирующих участков на подходах к портам и развитие самих портовых терминалов», — отметил замглавы Минтранса.
Говоря о МТК «Север-Юг» Иванов напомнил, что речь идет о трех маршрутах:
- западный маршрут по железной дороге и автомагистралям в Азербайджан и Грузию;
- транскаспийский маршрут через российские морские порты Астрахань, Оля, Махачкала;
- восточный маршрут вдоль Каспия через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана.
«Цель — повышение качества обслуживания внешней торговли России со странами Закавказья, Каспийского региона, с дальнейшим развитием в направлении рынков Индии, Ирака, Пакистана, стран Персидского бассейна, других стран Центральной и Юго-Восточной Азии», — подчеркнул Иванов.
По его словам, объем перевалки грузов в морских портах Каспия с начала 2023 года вырос на 70%, до 3,5 млн тонн. По железной дороге отправлено более 7,5 млн тонн, что на 28% больше, чем за аналогичный период 2022 года, а прирост по контейнерным грузам составил свыше 138%. Автомобильная логистика тоже на подъеме: через пункт пропуска Верхний Ларс в Грузию перевозки выросли на 16%, идет реконструкция пунктов пропуска на границе с Азербайджаном, перевозка грузов в отношении это страны уже выросла на 36%.
Иванов отметил, что порты северо-запада России также активно используются для экспортных отгрузок в новых условиях. Минтранс видит потенциал использования этой инфраструктуры для поставок в страны Западной Африки и Латинской Америки.
По данным Минтранса, ситуация с ценами на фрахт для экспорта российских грузов нормализовалась во второй половине 2023 года.
«В прошлом году были существенные скачки по стоимости морских перевозок, по стоимости фрахта. Во второй половине этого года видим, что нормализовалась эта ситуация. Это тоже повлекло изменения по грузопотокам. Видим, что более дешевые появляются направления транспортировки. Азово-Черноморское и восточное направления здесь активно используются. Это дало возможности экспортерам снизить свои затраты на транспортировку», — сказал Иванов.