Компания «Пионер Хай-Брэд Рус», российская «дочка» крупнейшего в мире производителя и поставщика семян Corteva Agriscience, увеличила выручку за последние четыре года с 1 млрд рублей до 8,4 млрд рублей. По словам генерального директора ООО «Пионер Хай-Брэд Рус» Александра Козачкова, драйвером развития бизнеса послужил переход к сотрудничеству с фермерами без посредников.
Сейчас компания выращивает и продает семена кукурузы, подсолнечника, озимого и ярового рапса. В этом году «Пионер Хай-Брэд Рус» планирует произвести в России 150 тысяч мешков, а через два года выйти на показатель 350 тысяч мешков семян в год и достичь производства минимум 50% от всего объема семян, реализуемых компанией в России.
N: — В чем суть структурных изменений бизнеса DUPONT DE NEMOURS в России и появления Corteva Agriscience?
А.К.: — Corteva Agriscience — это новая компания, одна из самых крупных сельскохозяйственных компаний в мире. Она образовалась путем отделения сельскохозяйственного подразделения от химического концерна DowDuPoint. 1 июня 2019 года стала самостоятельной и торгуется на Нью-Йоркской бирже. Дочерней структурой компании Сorteva Agriscience в России является ООО «Пионер Хай-Брэд Рус».
N: — В свое время центральный офис компании «Пионер Хай-Брэд Рус» переехал из Москвы в Ростов из соображений логистики. Судя по динамике финансовых показателей «Пионер Хай-Брэд Рус», бизнес прогрессирует. Что помогает вам развиваться?
А.К.: — Основной драйвер — это интенсивное развитие сельского хозяйства в России. Технологии стремительно меняются. Фермеры смотрят в сторону инновационных материалов и не боятся переходить на них. Немаловажным фактором успеха стал переход компании на сотрудничество с фермерами без посредников. Два года назад мы приняли решение работать с аграриями напрямую. Сейчас на всей территории России, от Владивостока до Калининграда, компания самостоятельно работает с фермерами, поставляет семена, консультирует. Это позволяет нам лучше удовлетворять потребности клиентов, отвечать их требованиям и, соответственно, выигрывать конкуренцию.
N: — Компания «Пионер Хай-Брэд Рус» планировала открыть в России крупное предприятие с минимальным объемом выпуска 500 тыс. мешков семян в год. На каком этапе сейчас этот проект?
А.К.: — Проект по запуску собственного предприятия был переформатирован в сотрудничество с компанией «Долина семян» (учредителем является американская компания Remington Holding International LLC. — N), которая построила в Ставропольском крае семенной завод. Это наш глобальный партнер. Corteva является основным заказчиком для предприятия. «Долина семян» полностью удовлетворяет наши потребности и производит необходимый объем. Такой формат организации производства сейчас оптимален для нас. В этом году мы планируем произвести 150 тысяч мешков, а через два года выйти на показатель 350 тысяч мешков семян в год и достичь производства минимум 50% от всего объема семян, реализуемых компанией в России.
N: — Какова сейчас доля семян, производимых компанией в России и импортируемых?
А.К.: — В России на сегодняшний день мы производим около 30% от общего объема реализации. Примерно 70% импортируем. Мы заинтересованы в локализации производства. Это упрощает логистику, делает ее более надежной. Кроме того, мы выращиваем гибриды, которые адаптированы для российских условий. Когда они выращиваются здесь, урожайность выше.
N: — Как организовано производство в России?
А.К.: — У нас нет собственной земли. Мы предоставляем фермерам семена, и они их выращивают для нас по нашим технологиям. Компания сотрудничает с теми аграриями, которые обладают системами орошения, достаточными производственными и людскими ресурсами. Затем семена проходят обработку на заводе, после чего поступают к нам для реализации. Продукция проходит жесткий контроль, который осуществляется как в период выращивания, так и после. Мы проводим три генетических анализа. Так Corteva работает во всем мире.
N: — Семена каких культур и в каком объеме Corteva производит и продает в России сейчас? Начал ли «Пионер Хай-Брэд Рус» торговать семенами пшеницы?
А.К.: — Пшеницей мы не занимаемся. Невозможно заниматься всем. Сейчас мы выращиваем и продаем семена кукурузы, подсолнечника, озимого и ярового рапса. 93% объема реализации в равных долях разделяются между кукурузой и подсолнечником. Семена рапса составляют на сегодняшний день всего лишь 7%. Пока это совсем небольшой бизнес, но с перспективой роста. В России эта культура не очень распространена, но будущее у нее есть. Посевные площади рапса увеличиваются.
N: — Планируете ли расширять ассортимент?
А.К.: — Мы хотим заняться производством и распространением сои. Планируем включить в список наших культур сорго, которое особенно хорошо подходит для засушливых территорий. Думаем также о люцерне. Решение еще не принято, но очень вероятно, что скоро мы начнем регистрацию ее сортов.
N: — Как за последние годы изменились объемы производства и продаж семян в России?
А.К.: — Объемы с каждым годом растут. Не могу сказать, что продажи взлетают, как ракеты, но тем не менее за последние два-три года мы увеличили объем производства и продаж в России на 20%.
N: — Каково в целом соотношение российских и импортных семян на южнороссийском рынке?
А.К.: — Это зависит от культуры. По моим ощущениям, около 40% семян кукурузы на российском рынке — импортные, 60% — российские. С подсолнечником обратная ситуация: 60% составляют импортные семена, 40% — российские.
N: — Насколько остра в России конкуренция на рынке семян? Занимаются ли семеноводством агрохолдинги и насколько успешно?
А.К.: — С уверенностью можно сказать, что конкуренция остра в большинстве сегментов семян полевых культур. Помимо отечественной селекции в России представлены практически все ведущие мировые бренды, которые конкурируют между собой. Семенной бренд Pioneer компании Corteva Agriscience занимает лидирующие позиции на рынках кукурузы, подсолнечника, рапса и силосных инокулянтов. Мы добиваемся этого за счет высокого качества своих продуктов, всесторонней поддержки сельхозпроизводителей, внедрения агрономических сервисов, новых цифровых решений. Могу сказать, что семеноводством в широком понимании занимаются практически все. Агрохолдинги в основном размножают семена сортов озимых и яровых зерновых для собственного использования. Остальными полевыми культурами занимаются в меньшей степени, так как это требует больших инвестиций и серьезной научной работы. Хотя есть примеры и коммерческого семеноводства в холдингах.
N: — Кто ваши основные покупатели?
А.К.: — Наши основные покупатели — это сельхозпроизводители от небольших фермерских хозяйств до агрохолдингов. Перечислить всех невозможно. Любой, кто выращивает кукурузу, подсолнечник, рапс, знает о бренде Pioneer, многие давно и успешно используют наши семена.
N: — Ваша головная компания занимается исследованиями в области генетики. Как быстро современные технологии доходят до России и становятся доступны российским фермерам? Насколько они востребованы в России?
А.К.: — Новые технологии приходят в нашу страну достаточно быстро. Хотя мы видим, что интенсивность их внедрения неодинакова в зависимости от региона, типа сельхозпроизводителя и т. д. После прохождения процедур регистрации, передовые решения в области семян полевых культур попадают к российским фермерам. Современные технологии, включающие использование высокопродуктивных гибридов, востребованы. Доля семян Pioneer на российском рынке ежегодно возрастает.
N: — Компания и в России занимается научно-исследовательской деятельностью?
А.К.: — У нас есть три исследовательские станции — в Липецке, Краснодаре и Оренбурге. Они расположены в регионах, где сельское хозяйство на высоком уровне. Мы работаем в нескольких направлениях: устойчивость к засухе, защита от паразитов, создание гибридов. Приведу пример. Кукуруза требует влаги. Мы понимаем, что ресурсы для развития орошения ограничены. Сorteva разработала инновационные семена кукурузы AQUAmax, которые обеспечивают высокий урожай в засушливых условиях.
N: — Какие из сервисов для фермеров наиболее популярны?
А.К.: — Мы не только снабжаем материалами, но и консультируем аграриев, помогаем выращивать хороший урожай. Один из сервисов — консультации по обработке почвы. Мы видим, что в этом есть потребность: фермеры не всегда правильно готовят почву к посеву. Работаем с хозяйствами, которые развивают животноводство, особенно с производителями молока, и предлагаем им инокулянты, улучшающие качество силоса. Это биологический продукт, который насыщает силос необходимыми бактериями, плодотворно влияющими на его качество. Мы проводим настройку сеялок, мониторинг полей с дронов, спутниковый мониторинг, мониторинг влажности почвы и элементов питания, устанавливаем метеостанции и делаем прогнозы урожайности и появления вредителей.
N: — Каковы планы по развитию бизнеса в России?
А.К.: — Мы хотим увеличивать количество продуктов и наше присутствие на российском рынке. Будем регистрировать новые сорта. Планируем увеличить количество агрономов-консультантов, которые помогают фермерам работать и выращивать урожай.