В августе Американская пшеничная ассоциация сообщила нерадостную для мировых экспортеров новость, Иран, бывший до недавнего времени одним из крупнейших мировых импортеров зерна (2 место в 2000/01 г.), собирается в 2005 году начать его экспорт. Необходимо разобраться в причинах такой контрастной смены рыночных ролей, тем более что напрашиваются российские параллели.
Экспортный опыт Иран уже имеет. В протяжение нескольких лет эта страна продает за рубеж нут, в 2002 его продажи составили 140 тыс. тонн, что позволило занять 2 место в мире после Индии. Однако периодическая засуха заставляет правительство ИРИ тратить заработанные нефтедоллары на импорт зерна.
Что происходит?
Иран с населением 70 млн. человек расположен в разнообразных климатических условиях, что позволяет стране производить достаточно широкий диапазон сельскохозяйственной продукции. 51 млн. га земель потенциально пригодны для ведения сельского хозяйства, из них 32 млн. га особенно ценных. 11% территории страны используются для земледелия, из них 10,2 млн. га это посевные площади (поливные и неорошаемые), в то время как 5,8 млн. га земли каждый год оставляют под паром. Главные зерновые культуры - пшеница, рис и ячмень. Специальные программы, начатые в сельскохозяйственном секторе, позволили Ирану стать самостоятельным в производстве достаточного количества фруктов, овощей и домашнего скота, но страна до последнего времени оставалась нетто импортером пищевых продуктов зерноводства.
В 90-х годах, правительство страны поставило цель увеличение производительности. Центром Первого пятилетнего плана развития (1990-1995) была либерализация производства и маркетинга, которые помогли росту сельского хозяйства на 8.8 % в год на тот период.
В течение Второго пятилетнего плана (1996-2000), правительство обеспечило гарантируемую закупку сельскохозяйственных продуктов по высоким ценам. Оно также продолжало поощрять внешнеторговый обмен по льготной ставке для импорта сельскохозяйственных машин и предоставлять ссуды с привлекательными условиями и низкими процентными ставками фермерам через принадлежащие государству кредитные организации.
Третий пятилетний план развития, который начал реализовываться в марте 2000 года, поставил следующие цели: увеличить возможности занятости населения (23% от общей занятости на 30% общей рабочей силы в 2003 г.) через разнообразие сельского хозяйства, развить сельскохозяйственный экспорт и улучшить ирригацию, особенное внимание уделено управлению водными ресурсами и системам распределения.
В дополнение к этим долгосрочным планам, существует несколько отраслевых сельскохозяйственных программ. Среди них «Программа развития сельской кооперации» - одна из самых честолюбивых и успешно выполняемых. Эта программа включает консолидацию небольших сельхозугодий и сельскохозяйственного оборудования, чтобы усилить эффективность в использовании агротехнологии и сократить издержки производства. Средняя ферма в Иране – 20 га. На 2002 год в стране было 4,3 млн. сельхозпредприятий и хозяйств. Правительство поощряет любое укрупнение и до 200-500 га, тем не менее, каждый кооператив, охваченный этой программой, имеет 250 членов и состоит из 2 500 гектаров сельхозугодий.
Цель состоит в том, чтобы развить 700 кооперативов, обрабатывающих сельхозугодия площадью 2 миллиона га. Кроме увеличения занятости в сельском хозяйстве, развитие сельских кооперативов в таком крупном масштабе позволяет увеличить покупательную способность по приобретению современного оборудования и технологий.
Вторая важная сельскохозяйственная программа – «Основная пшеница» стыкуется с программой кооперативного развития. Эта программа разработана, для увеличения доли механизированных методов земледелия, улучшения снабжения семенным материалом и вообще увеличения производства пшеницы. Иран получил кредит под эту программу, что помогло увеличить производство пшеницы почти на 100 % в период с 1980 г. до конца 1990-ых годов.
Наряду с Министерством сельскохозяйственного джихада Ирана (именно так называется министерство сельского хозяйства), зерновыми делами занимается «Правительственная торговая корпорация» (GTC), которая импортирует и субсидирует главные пищевые продукты, включая пшеницу, рис, сахар, растительное масло, а также удобрения. GTC совместно с Министерством торговли, поставляет импортированные товары местным группам потребления, названным «организациями получателя» для распределения.
Товарооборот GTC составляет около USD 2 миллиардов в год. Компанию возглавляет правление директоров, новый председатель которого - управляющий директор GTC - доктор Моджтаба Ансари, одновременно является также заместителем министра торговли; комитет закупок включает представителей министерств торговли, экономики и финансов, а также иностранных дел; включены также представители административных и плановых организаций, Центрального Банка Исламской республики Иран, и представители от каждой организации получателя. Иранский парламент (Меджелис) также контролирует GTC, действуя через трех представителей, которые посещают сессии GTC два раза в неделю.
Ячмень и кукуруза импортируются через «Государственную компанию логистики животноводства» и не субсидируются, поскольку их главное использование – корм для скота.
В 2001 году министерство сельского хозяйства сформировало свою первую неправительственную организацию – «Национальную ассоциацию поддержки рисоводства» (NASR), по сколько рис - традиционное продовольствие в Иране. Неправительственная рисовая организация предназначена, для осуществления социально-экономических обязательств правительства в увеличении занятости, продвижении жизнеспособных сельскохозяйственных предприятий и улучшении доходов фермеров в этом традиционном секторе. Западные эксперты именно с NASR связывают рост производительности при выращивании риса-сырца, обращая внимание на маркетинговые и информационные услуги, помогающие продвижению коммерческих предприятий на внутренний и экспортный рынки.
Пшеница и мука
Использование пшеницы в Иране устойчиво увеличивается, потребление на душу населения в 1998 г. составило 239 кг – это самый высокий показатель в мире. А по данным Канадского совета по пшенице в течение следующих двух лет потребление возросло еще на 33%. Для сравнения в Северной Америке потребление пшеницы на человека – около 70 кг в год. Большое разнообразие продуктов питания на основе пшеницы – важный фактор роста уровня потребления Ирана. Более 200 мукомольных предприятий, плюс многочисленные каменные мельницы, производят четыре основных типа муки.
Первый вид – специализированная мука, используемая для кондитерских изделий, составляет приблизительно 5 % от валового объема. Второй вид муки используется для выпечки хлеба европейского вида и других хлебобулочных изделий и составляет от 25 % до 30 % всей используемой муки.
Самая популярная мука Ирана используется в создании традиционного плоского хлеба «Сангак» (Sangak) и составляет примерно 45 % потребления муки. Популярные лепешки Сангак готовятся в специальных печах на раскаленных камнях. Этот хлеб отличается очень коротким сроком годности, по причине гигроскопичности (приблизительно 110%-ое поглощение влаги).
Мукомольная промышленность считается одной из самых старых отраслей промышленности в Иране и продолжает модернизироваться. Согласно трудовому законодательству, мельникам в различных областях разрешали создать отдельные ассоциации, которые, в конечном счете, объединились, и сформировали Федерацию ассоциаций мукомолов Ирана. Объединение этих 15 групп было предназначено для объединения и усиления голоса промышленности.
Другая организация – «Независимый исследовательский центр мукомольного производства», учрежденный Министерством промышленности и шахт. Центр реализует обширные научно-исследовательские программы по различным аспектам помола пшеницы и хлебопечения, технологии производства и оборудования, маркетинга и качества муки. Центр также периодически организовывает семинары и встречи экспертного комитета и издает сообщения результатов свих исследований.
Мельники со всей страны также являются акционерами компании «Research and Engineering Services, Inc», которую они недавно создали для обеспечения технической и коммерческой поддержки своих предприятий. Спектр действий компании широк: инженерные работы; коммерческие услуги, включая импортирование и экспорт профессионального оборудования и запасных частей; обработка сырья; и экспорт муки.
Производство хлеба субсидируется государством только в самые с трудные моменты. Льготы весьма ощутимы, к примеру, килограмм муки стоит правительству – 1 250 риалов (приблизительно 72 американских цента), но пекари покупают муку у правительства по 40 риалов за килограмм (2 цента).
В первой половине 2001 Иран столкнулся с хлебным кризисом. Должностные лица иранского правительства в то время приписали большую часть проблемы недостатку профессионально обученных пекарей и убыточности отрасли. Например, пекари пробовали увеличить выпуск своей продукции и тем самым прибыли, добавляя при выпечке в тесто соду, но это понизило содержание белка и качество хлеба. Кроме того, приблизительно половина произведенного хлеба оказалась непригодной к употреблению.
Правительство для решения проблемы, стало обеспечивать фонды для производства хлеба и субсидировать определенные группы потребителей. Правительство также объявило планы установить стандарты по качеству муки и видам хлеба. После кризиса в 2002 г. более половины всех пахотных земель страны (около 6,2 млн. га) было отведено под производство пшеницы.
До 2003 г. Иран импортировал приблизительно 30 % требуемой пшеницы. Хотя стоимость выращивания пшеницы на много больше стоимости импортируемой, Иран старается производить в максимально возможном количестве, чтобы избежать зависимости от других стран и увеличивать безопасность в продовольствии.
Производство пшеницы устойчиво росло с 6 миллионов тонн в 1979 году Исламской революции до 12 миллионов тонн в 1998. Но из-за серьезной засухи, начавшейся в 1999 сезоне, Иран стал одним из самых крупных импортеров пшеницы в мире. Тем не менее по прогнозам Минсельхозджихада Ирана, к 2011 г. производство пшеницы достигнет 14 млн. т.
Поскольку большинство пшеницы используется для продовольственных целей, Иран закупает мукомольную качественную пшеницу, хотя и не самого высокого сорта. Главными поставщиками являются Канада, Австралия, ЕС и присоединившийся позже к этой группе Казахстан.
Животноводство и кормовая промышленность
Домашний скот составляет четверть добавленной стоимости сельскохозяйственного производства Ирана. Традиционно, мигрирующие племена пасут большие стада овец и коз. Не смотря на то, что и самые незначительные фермы участвуют в производстве молока и мяса, в последние годы животноводство движется к увеличению масштаба производства в ответ на увеличивающееся спрос на мясомолочную продукцию.
По оценкам в конце 1999 г. Иран производил 700 000 тонн красного мяса, 685 000 тонн курятины и 366 000 тонн других мясных изделий. Иран практически самостоятелен в мясной сфере, но допускает некоторую долю импорта для обеспечения ценовой стабильности на внутреннем рынке. Ячмень - основное фуражное зерно, в среднем от 2.5 до 3.0 млн. тонн в год используется для корма. Объем использования фуражной пшеницы остается довольно постоянным приблизительно 500 000 тонн ежегодно. Иран производит незначительное количество кукурузы (1,6 млн. тонн в 2003 г.), и расширение спроса компенсируется импортом.
Наравне с другими сельскохозяйственными секторами, Иранское правительство стремится видеть комбикормовую промышленность современной и более производительной. На конференции и выставке в Тегеране в 2001 г., заместитель министра сельского хозяйства отметил, что в то время как изготовители кормов во всем мире применяют более чем 15 000 компонентов для создания комбикорма, промышленность Ирана использует пока только 20 компонентов.
Иран и Россия.
Экспортное присутствие России на зерновом рынке Ирана пока минимально. Хотя, прецеденты уже были. Компания «Росхлебопродукт» в 2003 году поставила в Иран 50 тыс. тонн продовольственной пшеницы из Ставропольского края через порт Махачкала. В августе 2004 года Иран законтрактовал 100 тыс. тонн ячменя из Черноморского региона. Зерновая торговля между нашими странами зависит, в первых, от развитости портовой инфраструктуры, у России четыре порта на Каспии – Астрахань, Оля, Лагань и Махачкала (Иран имеет 5 портов на Каспии: Амирабад, Нека, Ноушахр, Феридункенар, Энзели), во вторых, от геополитической игры вокруг нефтяных запасов Каспийского моря.
Иран старается быть самостоятельным государством, ищет баланса между исламской идеологией, политической и экономической выгодой, а потому предпочитает не складывать все яйца в одну корзину. Атомную станцию в г. Бушере строит Россия, а зерно поставляет Казахстан. Для примера, летом Иран объявил тендер на закупку 110 тыс. тонн качественного ячменя с поставкой в августе – сентябре. По условиям тендера ячмень мог идти только лишь из Канады, Австралии, ЕС или Казахстана. Возникает вопрос, почему России и Украине места в списке не нашлось, остается предположить, только по причине довольно низкого качества зерна нового урожая. Завоз зерна в Иран жестко квотируется «Иранской зерновой корпорацией» и регулируется политическими методами.
Треть иранского импорта зерна приходятся на Каспийский бассейн. Поставки Казахстана ведутся через модернизированный порт Актау мощностью перевалки 1 млн. тонн зерна в год. Вслед за нефтяной торговлей, где хорошо зарекомендовала себя схема SWAP, Казахстан и Иран договорились в октябре этого года о поставке 1 млн. тонн зерна по схеме замещения. По которой зерно, завозимое в Иран с севера используется на собственные нужды т.к. плотность населения на севере наиболее высокая, а собственное экспортируется в третьи страны с юга.
Отношения России и Ирана в зерновой сфере развиваются в фарватере транспортного коридора №9 или «Север-Юг», соглашение о котором подписали Россия, Иран и Индия. Для экспорта зерна в Иран Россия намерена создать стабильный транспортный коридор. Об этом в августе 2003 г. заявил министр транспорта РФ Сергей Франк на совещании, в котором принимали участие посол Ирана в России Голамреза Шафеи, генеральный директор ЗАО "Зерновая компания "Разгуляй" Алексей Иванов и представители судоходных компаний.
В портах Оля и Махачкала начато строительство зерновых терминалов. В Астрахани реализуется совместный проект крупнейшей казахстанской трейдинговой компании «Зерновая индустрия» и российского «Волга-порта» по строительству зернового терминала емкостью 8,5 тыс. тонн. Имеющаяся мощность перевалки зернового терминала «Волга-порт» 350-400 тыс. тонн зерна в год. Дальнейшее развитие порта Оля, предусматривает строительство на его территории терминала, мощность которого составит около 1 млн. тонн зерна в год. И тогда построенные в Астрахани мощности по перевалке зерна будут демонтированы и перевезены в порт Оля. Не смотря на активное лоббирование К. Илюмжиновым, расширение порта Лагань пока приостановили, чтобы не создавать чрезмерной конкуренции.
Вся ВЭД Ирана ведется на тендерной основе и потому выполнять поставки «Иранской зерновой корпорации» по силам только крупным российским компаниям экспортерам зерна. Но при налаживании тесной связи, к ним могут присоединиться и средние по размеру компании. В Иране около 60% пшеницы используется для выпечки лепешек, которые не требуют высокого содержания белка в мукомольной пшенице, и Россия, имеющая для экспорта большой объем пшеницы условно продовольственного качества (IV класс) может претендовать на долю иранского импорта. Закупки Ирана в 2004 году прогнозировались на уровне 200-500 тыс. тонн, но после резких высказываний в адрес Ирана на вторых дебатах Д. Буша и Д. Кэрри со стороны последнего, импорт пшеницы может возрасти.
При подготовке статьи использованы материалы: AAFC, AWB, FAO, Iran news, Regnum, Reuters, USDA, World Grain, АгроФакт, Водный транспорт, ПроАгро, РИА Ореанда.
Артем Худоражев