Последние годы в аграрном секторе наметился рост производственной активности и производительности труда, формируется конкурентная среда, динамично развиваются отдельные сектора животноводства, расширяются масштабы частных инвестиций.
Вместе с тем в отсутствии целостной и обеспеченной соответствующими финансовыми ресурсами системы государственной поддержки доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей остаются на низком уровне, что не позволяет активно внедрять новые технологии, вести расширенное воспроизводство и противостоять диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и поставляемых ему ресурсов.
Безудержный рост цен на энергоресурсы ведет к соответствующему удорожанию всех видов материально – технических ресурсов для села, сокращению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков, снижению конкурентоспособности отечественной продукции, что на фоне укрепления рубля стимулирует импорт продовольственных товаров.
. Особую озабоченность вызывает рост цен на топливо, что только в 2005 году привело к изъятию из сельского хозяйства около 20 млрд. рублей. Лишь непосредственное вмешательство Президента России В.В. и последовательная позиция Минсельхоза России позволили несколько сгладить остроту этой проблемы. Однако уже в начале нового года отмечен новый виток роста цен на топливо.
Полностью поддерживая решение о компенсации сельхозтоваропроизводителям части затрат на удорожание топлива, необходимо отметить, что такое решение без принятия соответствующих нормативных правовых актов и конкретных мер по государственному регулированию цен на ресурсы, потребляемые АПК и повышению доходов крестьян окажет лишь кратковременное позитивное влияние, но не решит накопившиеся проблемы АПК.
Не может быть признана экономически корректной система, когда тарифы на товары и услуги естественных монополий индексируются на прогнозный уровень инфляции «авансом» на год вперед, ставя другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, провоцируя повышение цен на их продукцию и раскручивая спираль инфляции.
Существующая тарифная политика на железнодорожном транспорте, ориентированная только на постоянное повышение тарифов на железнодорожные перевозки сельскохозяйственной продукции без учета специфики аграрного сектора, ведет к разрыву единого экономического пространства страны, формирует замкнутые локальные рынки и лишает сельхозпроизводителей возможности получить дополнительный доход от реализации своей продукции в других регионах.
Недостаточность мер государственного воздействия прослеживается не только в отношении, так называемых, естественных, но и обслуживающих локальных монополий и товаропроизводителей АПК. При этом из – за формального подхода при оценке роли этих предприятий их деятельность не подпадает под понятие локальной монополии и не регулируется государством. В результате тарифы на их услуги в рамках одного региона могут различаться в разы.
Государство, вполне обоснованно отказалось от лицензирования и контроля за рядом видов деятельности со стороны предприятий по снабжению села материальными ресурсами, хранению и переработке сельскохозяйственного сырья и продукции, однако не обеспечило условий для адекватного внедрения новых механизмов саморегулирования.
Одним из факторов повышения эффективности АПК является снижение административных барьеров и оптимизация тарифов на услуги государственных организаций и учреждений, оказываемые предприятиям АПК и сельскому населению. Снижение административных барьеров – это не только уменьшение финансовых и материальных временных затрат времени на выполнение требований для организации и ведения аграрного бизнеса, но и формирование системы прозрачных взаимоотношений бизнеса, гражданина и административных органов, а также эффективность работ административного аппарата в целом. Необходимо констатировать, что результаты административной реформы не дали должного эффекта. Затягивается межведомственное согласование и принятие технических регламентов, сохраняются непрозрачность при установлении тарифов на услуги и дублирование функций при выдаче документов о безопасности и качестве продукции, прослеживается стремление ряда государственных учреждений и организаций к сохранению своего монопольного положения на рынке тех или иных видов услуг.
Государство самоустранилось от установления тарифов на оказание услуг сельскому населению, которое полностью за счет собственных средств оплачивает тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, но в отличие от городских жителей, не получает жилищные субсидии.
Участники Всероссийской конференции «Ценовая и тарифная политика в агропродовольственном комплексе» считают, что модернизация существующей системы государственного регулирования цен и тарифов является острой необходимостью. и должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост благосостояния сельского населения, содействие экспорту отечественной аграрно-продовольственной продукции.
Первоочередными задачами, требующими неотложного решения, являются:
Участники Всероссийской конференции «Ценовая и тарифная политика в агропродовольственном комплексе» обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и считают, что реализация настоящих предложений окажет положительное влияние на социально-экономические процессы в стране и повышение качества жизни сельского населения.
Принято 12 апреля 2006 года