30.01.08
Рынок муки, как и хлебный рынок, подвержен агрессивному госрегулированию и по-прежнему не привлекает потенциальных инвесторов
Цены
В минувшем году главной тенденцией на отечественном рынке муки было подорожание зерновых. По словам операторов, в структуре себестоимости муки сырье занимает 85-92%, и рост цен на пшеницу и рожь не мог не отразиться на ценах на муку.
За прошедший маркетинговый год (сентябрь 2006 г. — сентябрь 2007 г.) зерновые подорожали практически в два раза (по разным оценкам, на 50-80%). По словам Дмитрия Тихова, начальника отдела коммерческой деятельности и логистики ОАО “Херсонский комбинат хлебопродуктов”, если в конце 2006 г. мука высшего сорта стоила 1,28-1,3 грн. за 1 кг, то в декабре 2007 г. — 1,95-2 грн. за 1 кг. То есть, по данным представителей Херсонского КХП, в прошлом году цены на муку высшего сорта увеличились на 52%, тогда как в 2006 г. — на 14,2%. Мука пшеничная первого сорта за 2007 г. подорожала на 43% (с 1,15 грн. за 1 кг в начале года до 1,65 грн. за 1 кг в конце), а за 2006 г. — в среднем на 18% (с 0,98 грн. за 1 кг в начале года до 1,16-1,17 грн. за 1 кг в конце).
Еще более высокими темпами в прошлом году росли цены на ржаную муку. “Сегодня ржаная муку в некоторых регионах дороже пшеничной высшего сорта. То есть хлеб из ржаной и пшенично-ржаной муки, который относят к разряду социально значимых продуктов, постепенно переходит в категорию элитной, дорогой продукции”, — утверждает Владимир Слабовский, президент Всеукраинской ассоциации пекарей.
Помимо стоимости сырья увеличились и другие составляющие себестоимости этой продукции (зарплата сотрудников, цены на газ, дизельное топливо, электроэнергию; к слову, из пищевых отраслей мукомольная — одна из ведущих по энергопотреблению).
Вышеперечисленные факторы не могли не отразиться на финансовых показателях мукомольных предприятий. По словам Михаила Мотрука, директора ООО “Винницкий комбинат хлебопродуктов №2” (пгт Десна, Винницкая обл.; производство муки и манной крупы; с 1972 г.; 300 чел.), рентабельность производства муки на комбинате упала с 8-9% в январе 2007 г. до 3-4% в январе 2008 г. Плюс ко всему с минувшего года местные органы власти получили возможность регулировать рентабельность производства муки. Например, в Херсонской области мукомолов ограничили 2,5% рентабельности, в Винницкой — 5%.
Чтобы сдержать цены на муку и хлеб, государство активизировало интервенции муки из госресурсов. С июня по октябрь (включительно) предприятия ГАК “Хлеб Украины” реализовали 136 тыс.т муки, Госкомрезерв — 158 тыс.т. В конце года аграрные чиновники не без удовольствия рапортовали, что благодаря проведенным интервенциям удалось удержать среднемесячный рост стоимости муки в среднем на уровне 3,1%.
Операторы, разумеется, не отрицают, что госинтервенции могут сдержать увеличение цен на продукт (несмотря на то, что государственной муки хватало для обеспечения 20-30% реальных потребностей хлебопеков). Но при этом они не перестают жаловаться на несовершенство механизмов распределения и поставок как зерна, так и муки из закромов родины (см. “Госрегулирование” на стр.111). Но и цены на “резервный продукт” не стоят на месте. Например, по данным Татьяны Погребной, председателя правления ОАО “Одесский каравай” (г.Одесса; производство хлебобулочных изделий; с 1997 г.; более 2 тыс.чел.), мука первого сорта из государственных источников в декабре 2007 г. подорожала на 14,8% и мука высшего — на 20%, а с прекращением поставок из госресурсов с января 2008 г. цены на ржаную обдирную муку увеличились на 41%.
Владимир Лимар, председатель правления ОАО “Каравай” (г.Киев; объединяет 9 хлебокомбинатов; с 1995 г.; 4 тыс.чел.), утверждает, что сегодня цены на муку из государственных структур практически не отличаются от рыночных (1 т пшеничной муки высшего сорта у державы стоит 1873 грн., на рынке — 1850-1950 грн., в зависимости от качества и условий доставки). “Когда предприятия Госкомрезерва к декларируемой цене добавляют стоимость упаковки и погрузки в вагоны, цены на муку приближаются к рыночным. Поэтому мы не видим больших преимуществ в приобретении муки у государства”, — заключил г-н Лимар.
Госрегулирование
Ручное управление хлебной отраслью в Украине не может не распространяться на отрасль мукомольную. “Стоимость хлеба в Украине — своего рода индикатор эффективности работы чиновников, поэтому цены и на хлеб, и на муку находятся под жесточайшим контролем со стороны государства”, — отметил Дмитрий Тихов. И к основным проблемам многие мукомолы относят административные методы управления ценообразованием.
Минувший год в очередной раз обнажил несовершенство схемы реализации муки из государственных запасов. Поэтому Минагрополитики вместе с Госкомрезервом, выполняя поручение Кабмина №47264/0/1-07 от 12.11.07 г., разработали проект распоряжения Кабмина “Об утверждении Типового договора о реализации муки местными органами исполнительной власти и субъектами хозяйствования, которые получают муку из государственного, материального и продовольственного резервов” (был обнародован на сайте МинАП в начале 2008 г.). Как указано в справке МинАП, этот документ утверждался в целях “недопущения нецелевого использования муки, предназначенной для изготовления “социальных” сортов хлеба, и необоснованного повышения цен на рынке хлеба и хлебопродуктов”. Согласно документу, заказчик (местный орган исполнительной власти) должен предоставить Госкомрезерву Украины (или ГАК “Хлеб Украины”) письмо-заказ о выдаче указанного количества муки, с перечнем юрлиц, которые реализуют массовые сорта хлеба на определенной территории. А исполнитель должен взять на себя обязательство выпустить из полученной муки исключительно “социальные” сорта хлеба.
Призванный упорядочить взаимоотношения хлебопеков и госорганов документ, скорее, приведет к неразберихе. Потому что до сих пор ни заказчик, ни Госкомрезерв, ни ГАК, ни собственно исполнитель не договорились, какие сорта хлеба считать “социальными”. И как должна распределяться государственная мука, если непонятно, какой хлеб из нее надо выпускать? (Напомним, в 2004 г., когда Кабмин принимал очередные решения по регулированию цен на хлебном рынке, к “социальным” сортам отнесли пшенично-ржаной хлеб и пшеничный хлеб 1-го сорта). “На местах понятие “социальный хлеб” толкуется по-разному. Например, в Одессе в категорию “социальный” попадает практически весь ассортимент вырабатываемого хлеба, кроме булочных изделий. А это 80% от общего объема выпуска хлеба в области (не забываем также о резком росте цен на ржаную муку. — Ред.). Возникает вопрос, в состоянии ли государство в лице Кабмина дотировать выпуск такого количества хлеба? И нужно ли это?” — недоумевает Татьяна Погребная.
Также, по словам операторов рынка, в проекте договора допущены формулировки, не имеющие правового значения. “В документе сказано, что мука из госрезерва отпускается исполнителю. Какой правовой статус этой передачи товара? Это давальческая схема или безоплатная? Не сказано же, что это договор купли-продажи”, — комментирует Владимир Лимар. “В одном документе, получается, задействованы и ответственны три стороны: Кабмин через МинАП, облгосадминистрации и предприятия. Если это действительно трехсторонний договор, его надо более четко прописывать. Если это договор между облгосадминистрацией и юрлицом, тогда в договоре много пунктов, которые вводят в заблуждение”, — считает г-жа Погребная.
Несмотря на то что мукомолы и хлебопеки хотят более четких и предсказуемых взаимоотношений с госорганами, упомянутый проект Типового договора считают очередным инструментом в руках чиновников для злоупотреблений, спекуляций и давления на производителей. По словам Михаила Мотрука, это и подобные постановления (например, об ограничении уровня рентабельности производства муки. — Ред.) создают сложности при приобретении сырья, сбыте муки предприятиями, приводят к созданию дополнительных проверяющих и контролирующих чиновничьих служб, которые активно навещают игроков рынка.
Специалисты считают, что заполитизированный и зарегулированный мукомольный рынок отпугивает иностранных инвесторов. “На этом рынке практически отсутствует инвестиционный климат”, — убежден г-н Слабовский.
Дмитрий Тихов считает, что пока государственная политика в сфере АПК не станет прогнозируемой и понятной, ситуация, в том числе на рынке муки, вряд ли изменится. (см. “О политизированности”).
Экспорт
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению потребления муки в Украине, в 2007 г. заметно вырос экспорт пшеничной муки (экспорт ржаной муки, наоборот, уменьшился и увеличился импорт, поскольку цена на импортируемую муку оказалась ниже; см. “Импорт...” и “Экспорт...” на стр.111). По словам операторов, украинская мукомольная отрасль никогда не была экспортоориентированной, и прошлогоднее увеличение экспортных поставок муки, скорее всего, временное явление. Тем не менее, увеличение экспортных поставок муки в 2007 г. позволило многим предприятиям нарастить объемы переработки зерна, работать эффективнее.
Некоторые игроки связывают его с квотированием экспорта зерновых в 2007 г. Согласно официальной статистике, за 11 месяцев 2007 г. из Украины вывезли 69,2 тыс.т пшеничной муки, тогда как за 11 месяцев 2006 г. — 10 тыс.т. “Сегодня 1 т мукомольной пшеницы в Европе стоит EUR300, в Украине — около $250, поэтому предприятиям выгодно экспортировать данный продукт”, — отметил Михаил Мотрук.
Крупными потребителями украинской муки в 2007 г. стали Молдавия и Грузия. Причем, как сказал Дмитрий Тихов, “Молдавия не является традиционным импортером муки из Украины, и увеличение поставок в эту страну было обусловлено с засухой, уничтожившей практически весь урожай зерна в Молдавии”.
В ближайшие годы увеличение объемов экспорта муки из Украины будет связано с конъюнктурой мирового рынка, где ожидается дальнейший рост стоимости зерновых и, соответственно, муки. Если в текущем году погодные условия в Молдавии будут благоприятными и эта страна перестанет закупать украинскую муку, то в страны Закавказья, считают эксперты, экспорт муки из Украины будет расти.
Бизнес
Цены
В минувшем году главной тенденцией на отечественном рынке муки было подорожание зерновых. По словам операторов, в структуре себестоимости муки сырье занимает 85-92%, и рост цен на пшеницу и рожь не мог не отразиться на ценах на муку.
За прошедший маркетинговый год (сентябрь 2006 г. — сентябрь 2007 г.) зерновые подорожали практически в два раза (по разным оценкам, на 50-80%). По словам Дмитрия Тихова, начальника отдела коммерческой деятельности и логистики ОАО “Херсонский комбинат хлебопродуктов”, если в конце 2006 г. мука высшего сорта стоила 1,28-1,3 грн. за 1 кг, то в декабре 2007 г. — 1,95-2 грн. за 1 кг. То есть, по данным представителей Херсонского КХП, в прошлом году цены на муку высшего сорта увеличились на 52%, тогда как в 2006 г. — на 14,2%. Мука пшеничная первого сорта за 2007 г. подорожала на 43% (с 1,15 грн. за 1 кг в начале года до 1,65 грн. за 1 кг в конце), а за 2006 г. — в среднем на 18% (с 0,98 грн. за 1 кг в начале года до 1,16-1,17 грн. за 1 кг в конце).
Еще более высокими темпами в прошлом году росли цены на ржаную муку. “Сегодня ржаная муку в некоторых регионах дороже пшеничной высшего сорта. То есть хлеб из ржаной и пшенично-ржаной муки, который относят к разряду социально значимых продуктов, постепенно переходит в категорию элитной, дорогой продукции”, — утверждает Владимир Слабовский, президент Всеукраинской ассоциации пекарей.
Помимо стоимости сырья увеличились и другие составляющие себестоимости этой продукции (зарплата сотрудников, цены на газ, дизельное топливо, электроэнергию; к слову, из пищевых отраслей мукомольная — одна из ведущих по энергопотреблению).
Вышеперечисленные факторы не могли не отразиться на финансовых показателях мукомольных предприятий. По словам Михаила Мотрука, директора ООО “Винницкий комбинат хлебопродуктов №2” (пгт Десна, Винницкая обл.; производство муки и манной крупы; с 1972 г.; 300 чел.), рентабельность производства муки на комбинате упала с 8-9% в январе 2007 г. до 3-4% в январе 2008 г. Плюс ко всему с минувшего года местные органы власти получили возможность регулировать рентабельность производства муки. Например, в Херсонской области мукомолов ограничили 2,5% рентабельности, в Винницкой — 5%.
Чтобы сдержать цены на муку и хлеб, государство активизировало интервенции муки из госресурсов. С июня по октябрь (включительно) предприятия ГАК “Хлеб Украины” реализовали 136 тыс.т муки, Госкомрезерв — 158 тыс.т. В конце года аграрные чиновники не без удовольствия рапортовали, что благодаря проведенным интервенциям удалось удержать среднемесячный рост стоимости муки в среднем на уровне 3,1%.
Операторы, разумеется, не отрицают, что госинтервенции могут сдержать увеличение цен на продукт (несмотря на то, что государственной муки хватало для обеспечения 20-30% реальных потребностей хлебопеков). Но при этом они не перестают жаловаться на несовершенство механизмов распределения и поставок как зерна, так и муки из закромов родины (см. “Госрегулирование” на стр.111). Но и цены на “резервный продукт” не стоят на месте. Например, по данным Татьяны Погребной, председателя правления ОАО “Одесский каравай” (г.Одесса; производство хлебобулочных изделий; с 1997 г.; более 2 тыс.чел.), мука первого сорта из государственных источников в декабре 2007 г. подорожала на 14,8% и мука высшего — на 20%, а с прекращением поставок из госресурсов с января 2008 г. цены на ржаную обдирную муку увеличились на 41%.
Владимир Лимар, председатель правления ОАО “Каравай” (г.Киев; объединяет 9 хлебокомбинатов; с 1995 г.; 4 тыс.чел.), утверждает, что сегодня цены на муку из государственных структур практически не отличаются от рыночных (1 т пшеничной муки высшего сорта у державы стоит 1873 грн., на рынке — 1850-1950 грн., в зависимости от качества и условий доставки). “Когда предприятия Госкомрезерва к декларируемой цене добавляют стоимость упаковки и погрузки в вагоны, цены на муку приближаются к рыночным. Поэтому мы не видим больших преимуществ в приобретении муки у государства”, — заключил г-н Лимар.
Госрегулирование
Ручное управление хлебной отраслью в Украине не может не распространяться на отрасль мукомольную. “Стоимость хлеба в Украине — своего рода индикатор эффективности работы чиновников, поэтому цены и на хлеб, и на муку находятся под жесточайшим контролем со стороны государства”, — отметил Дмитрий Тихов. И к основным проблемам многие мукомолы относят административные методы управления ценообразованием.
Минувший год в очередной раз обнажил несовершенство схемы реализации муки из государственных запасов. Поэтому Минагрополитики вместе с Госкомрезервом, выполняя поручение Кабмина №47264/0/1-07 от 12.11.07 г., разработали проект распоряжения Кабмина “Об утверждении Типового договора о реализации муки местными органами исполнительной власти и субъектами хозяйствования, которые получают муку из государственного, материального и продовольственного резервов” (был обнародован на сайте МинАП в начале 2008 г.). Как указано в справке МинАП, этот документ утверждался в целях “недопущения нецелевого использования муки, предназначенной для изготовления “социальных” сортов хлеба, и необоснованного повышения цен на рынке хлеба и хлебопродуктов”. Согласно документу, заказчик (местный орган исполнительной власти) должен предоставить Госкомрезерву Украины (или ГАК “Хлеб Украины”) письмо-заказ о выдаче указанного количества муки, с перечнем юрлиц, которые реализуют массовые сорта хлеба на определенной территории. А исполнитель должен взять на себя обязательство выпустить из полученной муки исключительно “социальные” сорта хлеба.
Призванный упорядочить взаимоотношения хлебопеков и госорганов документ, скорее, приведет к неразберихе. Потому что до сих пор ни заказчик, ни Госкомрезерв, ни ГАК, ни собственно исполнитель не договорились, какие сорта хлеба считать “социальными”. И как должна распределяться государственная мука, если непонятно, какой хлеб из нее надо выпускать? (Напомним, в 2004 г., когда Кабмин принимал очередные решения по регулированию цен на хлебном рынке, к “социальным” сортам отнесли пшенично-ржаной хлеб и пшеничный хлеб 1-го сорта). “На местах понятие “социальный хлеб” толкуется по-разному. Например, в Одессе в категорию “социальный” попадает практически весь ассортимент вырабатываемого хлеба, кроме булочных изделий. А это 80% от общего объема выпуска хлеба в области (не забываем также о резком росте цен на ржаную муку. — Ред.). Возникает вопрос, в состоянии ли государство в лице Кабмина дотировать выпуск такого количества хлеба? И нужно ли это?” — недоумевает Татьяна Погребная.
Также, по словам операторов рынка, в проекте договора допущены формулировки, не имеющие правового значения. “В документе сказано, что мука из госрезерва отпускается исполнителю. Какой правовой статус этой передачи товара? Это давальческая схема или безоплатная? Не сказано же, что это договор купли-продажи”, — комментирует Владимир Лимар. “В одном документе, получается, задействованы и ответственны три стороны: Кабмин через МинАП, облгосадминистрации и предприятия. Если это действительно трехсторонний договор, его надо более четко прописывать. Если это договор между облгосадминистрацией и юрлицом, тогда в договоре много пунктов, которые вводят в заблуждение”, — считает г-жа Погребная.
Несмотря на то что мукомолы и хлебопеки хотят более четких и предсказуемых взаимоотношений с госорганами, упомянутый проект Типового договора считают очередным инструментом в руках чиновников для злоупотреблений, спекуляций и давления на производителей. По словам Михаила Мотрука, это и подобные постановления (например, об ограничении уровня рентабельности производства муки. — Ред.) создают сложности при приобретении сырья, сбыте муки предприятиями, приводят к созданию дополнительных проверяющих и контролирующих чиновничьих служб, которые активно навещают игроков рынка.
Специалисты считают, что заполитизированный и зарегулированный мукомольный рынок отпугивает иностранных инвесторов. “На этом рынке практически отсутствует инвестиционный климат”, — убежден г-н Слабовский.
Дмитрий Тихов считает, что пока государственная политика в сфере АПК не станет прогнозируемой и понятной, ситуация, в том числе на рынке муки, вряд ли изменится. (см. “О политизированности”).
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению потребления муки в Украине, в 2007 г. заметно вырос экспорт пшеничной муки (экспорт ржаной муки, наоборот, уменьшился и увеличился импорт, поскольку цена на импортируемую муку оказалась ниже; см. “Импорт...” и “Экспорт...” на стр.111). По словам операторов, украинская мукомольная отрасль никогда не была экспортоориентированной, и прошлогоднее увеличение экспортных поставок муки, скорее всего, временное явление. Тем не менее, увеличение экспортных поставок муки в 2007 г. позволило многим предприятиям нарастить объемы переработки зерна, работать эффективнее.
Некоторые игроки связывают его с квотированием экспорта зерновых в 2007 г. Согласно официальной статистике, за 11 месяцев 2007 г. из Украины вывезли 69,2 тыс.т пшеничной муки, тогда как за 11 месяцев 2006 г. — 10 тыс.т. “Сегодня 1 т мукомольной пшеницы в Европе стоит EUR300, в Украине — около $250, поэтому предприятиям выгодно экспортировать данный продукт”, — отметил Михаил Мотрук.
Крупными потребителями украинской муки в 2007 г. стали Молдавия и Грузия. Причем, как сказал Дмитрий Тихов, “Молдавия не является традиционным импортером муки из Украины, и увеличение поставок в эту страну было обусловлено с засухой, уничтожившей практически весь урожай зерна в Молдавии”.
В ближайшие годы увеличение объемов экспорта муки из Украины будет связано с конъюнктурой мирового рынка, где ожидается дальнейший рост стоимости зерновых и, соответственно, муки. Если в текущем году погодные условия в Молдавии будут благоприятными и эта страна перестанет закупать украинскую муку, то в страны Закавказья, считают эксперты, экспорт муки из Украины будет расти.
Бизнес
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью