Потеряв семь месяцев, сотни своих граждан и 27 000 квадратных километров территории, Украина – несмотря на активное противодействие России - все же подписала в полном объеме Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, сделав один из важнейших шагов в своей не только 23-летней, но и многовековой истории.
Семь разделов этого соглашения регулируют теперь политические и экономические аспекты взаимоотношений между Украиной и крупнейшим в мире интеграционным объединением, направляя их по пути политической ассоциации, принятия европейских норм демократии и соблюдения прав человека, координации внешней политики и политики безопасности, и, конечно, создания зоны свободной торговли.
Что теряет Украина
Перспективной – и, несомненно, достижимой – целью данного процесса является вступление Украины в ЕС и возвращение Киева в единую европейскую семью, из которой он был вырван еще в XIII веке.
Россия сделала все от нее зависящее, чтобы сорвать заключение этого договора и уход Украины в Европу. Экономическая часть соглашения, подписанная 27 июня, подвергалась со стороны Москвы самой жесткой критике. В Кремле, по чьему указанию газ "братскому" народу продавался по почти самой высокой цене в Европе, очень сокрушались по поводу вреда, который нанесет договор с ЕС украинской экономике. По подсчетам советника президента Сергея Глазьева, суммарный урон может достичь $11 млрд в год, а оценки Комитета гражданских инициатив достигают $33 млрд (19% ВВП Украины). Может ли это быть правдой?
Давайте обратимся к статистике. Прежде всего следует заметить, что Украина сегодня не так зависима от России и стран СНГ в целом, как, например, в конце 1990-х гг. В 1996г. в страны постсоветского пространства она экспортировала в 2,2 раза больше товаров, чем в ЕС, в 2013г. – всего на 32% больше.
Россия была вторым экспортным рынком Украины после ЕС по итогам 2013г. ($15,1 млрд против $16,8 млрд) и отставала от ЕС также и по объему поставок товаров на Украину ($23,2 млрд против $27,1 млрд). В этой ситуации неясно, как могут потери Украины от усложнения торговли с Россией оцениваться в сумму, вдвое превышающую весь объем ее экспорта в нашу страну – особенно если принять во внимание, что его нельзя волюнтаристски запретить, ведь оба государства состоят в ВТО?
Безусловно, Москва выйдет из договора о зоне свободной торговли с Украиной, но это означает лишь введение обычных для ВТО пошлин на уровне от 3 до 8,5%. То есть в худшем варианте украинские потери не превысят $0,8-1,1 млрд, что некритично, так как объем экспорта в Россию и так сокращается (на 20,6% в первые четыре месяца 2014г. по сравнению с тем же периодом 2013г.).
Выигрыш существеннее
Украина явно выиграет больше, чем потеряет. По условиям Соглашения об ассоциации, пошлины для украинских товаров, поставляемых в ЕС, будут снижены в среднем с 7,6% до 0,5%, причем всего за год (то есть чистая выгода составит $1,18 млрд в год).
При этом пошлины на европейские товары сократятся лишь с 4,95% до 2,42% в течение четырех лет. Для Украины это прорыв – ведь в ее экспорте 28,3% составляет продукция сельского хозяйства и продукты питания, а в аграрный сектор поступает до трети всех иностранных инвестиций. Переориентация этих потоков на ЕС станет важным шагом – особенно если учесть, что само будущее металлургической промышленности на востоке страны находится под вопросом.
Ассоциация с Европейским Союзом станет также важнейшим фактором повышения эффективности украинской экономики. Управляя страной в своих личных интересах, донецкие коррупционеры выделяли из бюджета по $3,5 млрд в год субвенций угольной отрасли и дотаций на газ для промышленных потребителей.
Как следствие, экономика страны оставалась одной из самых энергоемких в мире (566 т нефтяного эквивалента на $1 млн ВВП). Если бы показатель равнялся хотя бы польскому (212,2 т), Украина могла бы отказаться от импорта из России всего поставляемого ей газа и почти трети нефти. Ассоциация с Европой и принятие европейских стандартов, каким бы дорогим этот процесс ни был, сделает Украину нормальной экономикой за 10-15 лет.
Сегодня стоимость потребляемых на Украине энергетических ресурсов, рассчитанная по мировым ценам, составляет 37,5% ее ВВП, в то время как, например, в Германии – чуть больше 9%. Поэтому все возражения относительно "утраты конкурентоспособности" украинских предприятий не выдерживают критики.
Европа не остановится
Да, стране предстоит огромный передел собственности: компании будут разоряться, покупаться в том числе и европейскими инвесторами, а потом возвращаться к жизни более эффективными. Но это единственный путь вперед – кто не верит, пусть сравнит судьбу, например, принадлежащей Volkswagen группы Škoda и входящего в Ростехнологии "Иж-Авто": в конце 1970-х гг. второй производил почти в 1,5 раза больше машин, чем первая, но чем дело кончилось, всем известно… Поэтому не России учить украинцев стратегии будущего – даже в экономическом смысле.
Однако есть еще одно обстоятельство, обычно не принимаемое во внимание – коррупция. Украина в последние годы была одной из самых коррумпированных стран мира: минимальные оценки потерь от коррупции достигали 11% ВВП ежегодно. Собственно говоря, именно сокращение этих потерь, наряду с банальным повышением экономической эффективности, и способно компенсировать возможные ухудшения условий внешней торговли.
Сегодня часто вспоминают, что Украина в 1991г. имела уровень жизни, не уступающий польскому, а сейчас отстает от своей соседки по этому показателю почти в три раза. Этому есть много объяснений, но очевидно: с украинской стороны границы мы видим Межигорье, а с польской стороны – правительство, в котором в 900 часах приватного общения между его членами, недавно записанных и "слитых" в прессу, не нашлось ни одной фразы, указывающей на попытки извлечения личной выгоды из государственной службы.
Поэтому "внешнего управления" из Брюсселя, под которое может попасть Киев, не нужно опасаться – его следует, скорее, приветствовать, так как интересы украинского народа сегодня не совпадают с интересами прежних (и отчасти нынешних) элит. Чем скорее в стране установятся европейские правовые порядки, тем лучше будет для наших украинских братьев.
А в том, что они установятся, у меня нет сомнений. С 1994 по 2013г. ЕС увеличился с 12 до 28 членов, тогда как Россия все эти двадцать лет не может "интегрировать" даже одну Белоруссию. Сегодня в ЕС живут 507 млн европейцев, а за его пределами, если не считать Россию (на Украине, в Белоруссии, Молдавии и балканских странах), – всего 81 млн.
Предполагать, что эти 81 млн не будут "переварены" европейской интеграцией, было бы наивно – тем более что в большинстве этих стран европейский "вектор" вызывает большие симпатии. Можно сколько угодно говорить, что вступление в ЕС имеет не только позитивные последствия, но счет 16:0 в соперничестве Европы и России говорит о многом.
Вступив в ассоциацию с Европейским Союзом, Украина начала движение в сторону безвизового режима (уже, кстати, достигнутого Молдавией), единых экономических норм и правил, получения статуса кандидата (который есть сегодня у Сербии, Македонии и Черногории) и в итоге полного членства. И я считаю, что окажусь прав в своем прогнозе десятилетней давности о том, что Украина станет членом ЕС раньше, чем Турция [Иноземцев, Владислав. "Россия должна подать заявку в ЕС" // "Независимая газета", 2004г., 12 мая, с. 2].
27 июня 2014 г. стало историческим днем и для Украины, и для ЕС, и для России. Для Украины – потому, что она закончила свою "постсоветскую" историю и начала сложный, но многообещающий путь из этого "пост-" во что-то более определенное.
Для Евросоюза – потому, что он сделал заявку на достижение своих естественных пределов, после чего интеграции придется уже развиваться не вширь, а только вглубь, в направлении формирования единой европейской нации.
Для России – потому что она, давно доказывавшая всем уникальность своего исторического пути, добилась того, что осталась практически одинокой. В общем, каждый достиг своей цели.