Неизвестно, какой экономической теории придерживается министр сельского хозяйства Гордеев, но он является ярым поборником введения всякого рода квот. Квоты – отличный способ проявить свою власть над теми, кто от них зависит, а также продемонстрировать высшему начальству свое радение за отечественное крестьянство. Гордеев неоднократно заявлял, что надо защитить российского сельхозпроизводителя. Именно этим мотивировалось введение мясных квот в середине 2003 года. Чиновниками Минсельхоза приводились надрывающие душу примеры из глубинки: разрушенные фермы, брошенные деревни, вымирающие стада буренок. Виновником всех бед был объявлен импорт продовольствия. О реальных же причинах столь неприглядного состояния отечественного животноводства лукаво умолчали. А они в том, что мясное скотоводство исторически нетрадиционно в России, а более традиционно молочное животноводство. Это раз. Во-вторых, абсолютная нестабильность и непредсказуемость цен на ГСМ, электричество и зерно, в свою очередь, влияет на объемы заготовки кормов. В третьих, климатические особенности России определяют возможность или невозможность разведения скота в наших краях. Это вам не теплая Бельгия, где мускулистые фламандские буренки могут гулять круглый год на свежем воздухе и нагуливать центнеры веса.
Но чтобы разбираться в подобных вещах, необходимо быть специалистом. Однако как раз профессионально подготовленных людей в министерстве, судя по всему, не хватает. А все декларации Алексея Гордеева о том, что надо защищать отечественного производителя, идут вразрез с результатами деятельности его же ведомства. Причем активно внедряемые министром квоты – на производство спирта, импорт мяса, отлов рыбы – вместо защиты отечественного производителя, похоже, успешно способствуют созданию соблазнов для пресловутой коррупционности.
Не прошло и полугода после ареста летом 2005 года начальника отдела развития спиртоводочной отрасли Минсельхоза Павла Марченко за получение взятки (газета "Время новостей" от 25.07.05), как сельскохозяйственное ведомство снова влипло в скандал, и опять по той же банальной причине. В ноябре на Камчатке за вымогательство и получение взятки в размере 120 тыс. руб. были задержаны сотрудники теруправления Россельхознадзора – главный госинспектор Александр Лезин, инспекторы Алексей Березин и Владимир Анциферов, которые контролировали поступающую в порт Петропавловск-Камчатского рыбопродукцию. Правда, Александра Лезина и Владимира Анциферова суд Камчатки впоследствии оправдал. Действия же Алексея Березина были переквалифицированы как покушение на мошенничество. Его приговорили к девяти месяцам лишения свободы.
Попался на взятке в 8 тыс. евро за разрешение на вывоз оленины в Швецию начальник Россельхознадзора по Мурманской области Павел Должанов (эта история в деталях была расписана на страницах "Комсомольской правды" от 12.07.07).
В конце января 2006 года СМИ сообщили, что руководителю службы теруправления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Москве и области Алексею Волкову предъявлено обвинение в покушении на получение взятки в особо крупном размере. Волков был задержан в рамках расследования уголовного дела о незаконном оформлении документов на ввоз куриного фарша с Украины в Россию, на который за неделю до того было наложено эмбарго. По этому же уголовному делу предъявили обвинение сотруднику управления Россельхознадзора по Москве и области Сергею Романову. Ему инкриминировали получение взятки в размере 25 тыс. долл. Особый цинизм ситуации состоит в том, что временные ограничения на ввоз в РФ животноводческой продукции с Украины ввел как раз сам Россельхознадзор. Запрет был вызван, по словам чиновников, отсутствием действенного контроля за перемещением и переработкой мясного сырья со стороны Государственной ветеринарной службы Украины. Зато это отсутствие контроля с лихвой восполнили чиновники российского аграрного ведомства – с пользой для себя. В конце концов дела Алексея Волкова и Сергея Романова были прекращены, но осадок, как говорится, остался.
Похоже, взяточничество стало уже традиционным для Министерства сельского хозяйства РФ, которое с печальной регулярностью засвечивается в подобных скандалах. Складывается впечатление, что люди идут работать в сельхозведомство, чтобы наполнить свой карман.
Сомнительной репутацией пользуется директор департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимир Кайшев, занимавший в аграрном ведомстве за последние пять лет разнообразные высокие посты. Как писала в свое время "Парламентская газета" (номер от 24.04.02), в активе у него – директорство на Минераловодском спиртзаводе, во время которого было заведено уголовное дело за операции по лжеэкспорту спирта и водки с подделкой таможенных печатей и подписей. История имела большой общественный резонанс. Тем не менее Владимир Кайшев сделал блестящую карьеру – получил высокие должности в министерстве. Что интересно, карьерным ростом Кайшев обязан министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, которого, видимо, не смущает небезупречная репутация своих сотрудников.
Не менее темные факты есть и в биографии другого подчиненного Гордеева – главы ФКП "Союзплодоимпорт" Владимира Логинова. Логинов проходил свидетелем по факту дачи взятки тогдашнему министру юстиции Валентину Ковалеву в 200 тыс. долл., не вернул государству 100-миллионный кредит, взятый в середине 90-х на поставки сахара в Чечню, да еще один из его бывших партнеров по сахарному бизнесу Александр Ганыкин был взорван в своей машине. Его предсмертное письмо, в котором Ганыкин прямо обвинял Логинова в своей возможной гибели, обнародовал в 2003 году депутат Госдумы Илюхин. Но все эти факты не помешали Гордееву назначить Логинова сначала своим замом в министерстве, а затем – главой ФКП.
С 2003 года министр Гордеев лоббировал законопроект "О развитии сельского хозяйства". Летом 2006 года свое мнение о проекте закона высказал министр финансов Алексей Кудрин. По его оценке, документ просто напичкан нормами, способствующими появлению и развитию коррупции. Министр даже призвал Счетную палату РФ провести экспертизу проекта закона "О развитии сельского хозяйства" на предмет коррупционности. Но в самом конце 2006 года закон был все-таки принят. Улучшил ли он за эти полгода жизнь крестьян? На сегодня более 20% российских сельхозпредприятий убыточны. И заработная плата у жителей села гораздо ниже средней по России: около половины селян живут практически за чертой бедности. По мнению экспертов, данный закон защищает лишь интересы зарубежных производителей. Как и интересы высшего аграрного чиновничества.