О современных тенденциях и сложностях, с которыми сталкиваются аграрии при выращивании подсолнечника, корреспондентам журнала «Агротехника и технологии» рассказали участники рынка.
Рост урожайности подсолнечника и площадей, занятых под этой культурой, побуждает аграриев обращать больше внимания на технологию возделывания, ведь игнорирование правил подбора гибридов и системы защиты чревато серьезными потерями.
Дорогостоящие ошибки
«Тенденция сеять подсолнечник через 3-4 года на тех же полях приводит к плавному снижению урожайности относительно возможного потенциала, — сетует Игорь Редкозубов, менеджер по работе с ключевыми клиентами Corteva Agriscience, Сельскохозяйственного подразделения компании DowDuPont. — Одновременно идет нарастание распространения вредителей и болезней. Во многих регионах уже требуется как минимум одна фунгицидная обработка подсолнечника. Хотя еще 10 лет назад никто не подозревал, что подсолнечник можно обрабатывать фунгицидами — эта идея просто вызывала удивление. Сейчас же вполне возможно, что во влажные годы придется проводить 2-3 обработки фунгицидами. При этом для обработки подсолнечника хозяйствам потребуется большое количество самоходных опрыскивателей с высоким клиренсом. Эффективность применения фунгицидов напрямую зависит от качества опрыскивания, которая достигается в том числе за счет использования двухфакельных распылителей и специальных удлинителей».
Еще одна классическая проблема, характерная для всех полей, где выращивают подсолнечник, — несколько слоев уплотнения почвы. «Подсолнечник — не ключевая культура в севообороте, и зачастую под него отводятся поля в конце ротации перед выведением в пар, когда, как правило, почва уже очень сильно уплотнена — замечает Редкозубов. — Практически любая обработка со сдвигом почвы приводит к появлению слоя уплотнения, особенно при переувлажнении почвы. А ведь даже простой посев в переувлажненную почву приводит к возникновению бокового уплотнения. К сожалению, у многих сельхозпроизводителей слишком скромный парк техники для того, чтобы проводить работы только в оптимальные сроки, поэтому волей-неволей часть полей приходится обрабатывать в условиях повышенной влажности. В результате слои переуплотнения препятствуют нормальному развитию корневой системы и затрудняют снабжение водой. Чтобы снизить уплотнение почвы, хотя бы раз в пять лет необходимо проводить глубокое рыхление, а также желательно постепенно переводить всю технику на сдвоенные колеса и гусеницы», — рекомендует специалист.
Удобрения чаще всего подсолнечнику достаются также по остаточному принципу. «Хотя для современных гибридов урожайность на уровне 35-40 ц/га при достаточном минеральном питании на больших площадях вполне достижима, — подчеркивает Редкозубов. — Но даже при дефиците удобрений есть отличный агротехнический прием — внесение стартового удобрения сеялкой при посеве. Пока у нас он упорно игнорируется, хотя по отдаче этот метод превосходит все остальные варианты внесения удобрений. Схожий по возможной отдаче агроприем — обработка посевов подсолнечника борсодержащими удобрениями. Вообще же качество сева — отдельная и большая проблема. Все семена должны попасть в почву на одинаковую глубину, и между семенами должно быть одинаковое расстояние. Двойники, пропуски, неравномерные всходы — все это снижает урожайность. Поэтому подбор и комплектация сеялок является важной задачей для агронома хозяйства».
Подсолнечные опытыВ особо засушливых регионах аграрии, чтобы получить урожай, прибегают к нестандартным решениям. Так, например, в Мелитопольском районе Украины ряд КФХ применяет на своих полях капельный полив. С помощью небольшой насосной станции по системе трубок и шлангов, проложенных по полю, подача воды осуществляется непосредственно к каждому растению. Урожайность при такой технологии достигает 35 ц/га.
А вот компания «Деметра», (Республика Крым; растениеводство) выращивает подсолнечник по технологии no-till. «Подсолнечник сеяли специализированной сеялкой John Deere, — рассказывает Александр Фаерман, директор агрокомпании, — гибрид использовали американский. Никто не верил, что по системе no-till можно вырастить подсолнечник: считается, что этим растениям необходим большой слой рыхлой почвы для развития корневой системы. Но у нас получились отличные результаты: растения высокие, листовой аппарат хорошо развит, корзинки крупные. По нашему опыту, подсолнечник в Крыму себя лучше чувствует, если его выращивать по no-till. Лишних действий не нужно, обработки никакой. Самое важное — чтобы сеялка была предназначена именно для no-till и справлялась с двумя своими основными задачами: сеяла ровно и хорошо прикатывала».
Однако остаются и приверженцы традиционной технологии выращивания подсолнечника. Например, Владимир Подворный, глава КФХ в Ростовской области, капельное орошение на подсолнечнике не использует. Но даже несмотря на это урожайность у фермера высокая. «У меня в 2016 году подсолнечник дал 25 ц\га, а температура у нас доходит до +45° C в тени! — рассказывает фермер. — Технология классическая: используем высокопродуктивные гибриды, районированные для нашей зоны, проводим междурядную культивацию».
Гибрид или гербицид?
«Самая яркая и однозначная тенденция в технологии возделывания подсолнечника — это переход на гербицидные технологии, — рассуждает Кирилл Архипов, менеджер по подсолнечнику компании «Сингента». — От классической технологии уже отказалось большинство агрохолдингов, а малые и средние предприятия чуть с запозданием, но поддерживают этот тренд. Все больше сельхозпроизводителей отдают предпочтение системе “гибрид + гербицид”, при которой применяется гербицид сплошного действия и семена подсолнечника, устойчивые к этому гербициду». На рынке такие системы представлены известными марками Clearfield и ExpressSun. Наиболее массовый переход на эту технологию, по наблюдениям экспертов, происходит сейчас в Поволжье.
Между тем, до сих пор на больших площадях с сильной засоренностью аграрии пытаются сеять классические гибриды, не имея при этом финансовых возможностей внести почвенные гербициды, что при такой технологии делать обязательно. Это приводит к сильному зарастанию полей и потерям и без того невысокого урожая. Интересно, что такие регионы, как Татарстан и Башкирия, сейчас активно занимаются выращиванием подсолнечника по системе «гибрид + гербицид», изначально предпочитая эту технологию классической. «Это показатель перспективности и эффективности технологии. И я предполагаю, что в будущем на такую технологию перейдет подавляющее большинство рынка», — замечает Кирилл Архипов.
С тем, что повышение эффективности работы гербицидов на подсолнечнике сегодня — одно из важнейших направлений для науки, согласна и Елена Пчелинцева, продукт-менеджер по подсолнечнику компании «Штрубе Рус». «Основное направление работы селекционеров — гербицидоустойчивые гибриды, — поясняет она. — Специалисты нашей компании, к примеру, работают сейчас над выведением гибрида, устойчивого одновременно к гербицидам производственных систем Clearfield и ExpressSun». Возделывание гибрида, обладающего устойчивостью к имидазолинонам (имазамокс, имазапир, имазетапир) или к быстроразлагающимся производным сульфонилмочевины — трибенуронметил, избавит хозяйства от необходимости выбора гибрида под технологии. Сельхозтоваропроизводитель, в зависимости от севооборота, засоренности поля, погодных условий и т. п., будет подбирать подходящую именно для него технологию».
Гибрид + гербицид: подводные камниОльга Естина, директор по маркетингу компании «Агро Эксперт Груп»Технология Clearfield. Гербициды имидозалиноновой группы.
— гербицид также среднеэффективен против многолетних корнеотпрысковых сорняков (осот, бодяк и пр.). Безусловно, угнетение осотов есть, но их гибель не происходит, поэтому на следующих культурах севооборота эта проблема возникнет снова
Следует отметить, что в следующей культуре севооборота возникает серьезная проблема падалицы подсолнечника, устойчивой к гербицидам — ингибиторам ALS. А это значит, что для ее контроля аграрий не сможет применять бюджетные варианты: сульфонилмочевины, флорасулам, флуметсулам, на основе которых сделано большинство популярных зерновых противодвудольных гербицидов. Придется использовать гормональные препараты в повышенных дозировках, которые дороже и у которых уже «окно» применения. К тому же, в условиях Юга России в последние несколько лет наблюдается очень быстрый переход из зимы в лето, что сужает это «окно» до минимума. В итоге приходится применять гормональные гербициды в ущерб урожайности зерновой культуры.
Впрочем, нельзя забывать, что борьба с сорняками — это комплексное мероприятие, которое должно включать в себя не только химические, но и агротехнические меры борьбы (севооборот, обработка почвы). Только комбинация этих мер обеспечит чистоту посевов.
Заразиха наступает
По наблюдениям экспертов, заразиха подсолнечника за последние годы не только значительно эволюционировала, но и расширила ареал своего распространения, захватив новые области. «По распространенности заразихи всю страну можно условно разделить на три зоны, — рассказывает Елена Пчелинцева. — В северной зоне (Курск, Орел) заразиха почти не встречается, здесь возможно выращивание гибридов, не имеющих к ней устойчивости. В центральной зоне (Воронеж, Пенза, Тобольск, Краснодар, Барнаул) присутствует заразиха до расы F включительно. В южной зоне (Ставрополь, Волгоград, Ростов, Оренбург, Саратов, Самара) заразиха распространена до расы G и, возможно, дальше. В этих двух зонах рекомендуются гибриды, устойчивые к расам F и G. Однако наш последний мониторинг показал, что раса G уже появилась на границе Воронежской области с Саратовом, то есть она постепенно движется к центральной зоне. Из центральной же зоны также идет перемещение на север, где подсолнечник пока от этого паразита свободен. В Курской и Орловской областях заразиху также обнаруживают». По мнению специалиста, причина такой миграции агрессивных рас в том, что аграрии часто пренебрегают севооборотом и просто недооценивают вредоносность заразихи у себя на полях. Особенно это актуально для регионов, где урожайность подсолнечника не очень высокая и позволить себе интенсивные технологии сельхозпроизводители просто не могут. «Регулярно наблюдаю в хозяйствах угнетенные растения подсолнечника, буквально облепленные заразихой, и пытаюсь объяснить производителю, что урожая здесь не будет совсем, поэтому необходимо менять технологию — покупать заразихоустойчивые гибриды и соблюдать севооборот. А он уверен, что причина столь плачевного состояния растений — засуха, и не готов ничего менять», — сетует Елена Пчелинцева.
«Часто в хозяйствах аграрии видят заразиху, но не придают ей большого значения, — дополняет коллегу Кирилл Архипов. — При этом, пусть и не превышая ЭПВ, но она распространяется в регионе и эволюционирует. Справиться с ней можно двумя способами: уничтожить гербицидами или попытаться сдержать, используя устойчивые гибриды, но это, опять же, только сдерживание, потому что она постоянно эволюционирует. С заразихой борются, но неэффективно».
Специалист «Сингенты» рассказал, что существует специальный сервис, притом совершенно бесплатный. В нем аграрий найдет рекомендации по гибридам, севообороту и схемам защиты, основанные на конкретной ситуации в поле. «Но этим сервисом пользуются лишь более продвинутые земледельцы, хотя доступен он всем клиентам компании, — сетует Кирилл Архипов. — Люди по старинке выбирают гибриды, которые показали высокую урожайность в прошлом году, и не заботятся при этом о фитосанитарном состоянии поля. Это и становится основной ловушкой. Из-за того, что сельхозпроизводители не всегда имеют возможность и желание обратиться за консультацией к семенным компаниям и экспертам, они допускают много ошибок. Вот и получается, что консервативность аграриев увеличивает семенной банк заразихи в почве».
Однако проблема распространения заразихи кроется, разумеется, не только в консервативности агрономов. Классическая технология защиты от сорняков предполагает применение довсходового гербицида и последующие междурядные обработки в течение вегетации подсолнечника, и это один уровень затрат в виде расходов на семена и СЗР. А технология «гибрид + гербицид» хоть и предполагает повышенные расходы на эти две позиции, но при этом земледелец снижает затраты на амортизацию и использование техники для обработки земли, а также затраты на ГСМ. Как всегда, аграрии боятся «тратить больше», поэтому технология «гибрид + гербицид» может показаться более дорогой. В южных и центральных регионах система «гибрид + гербицид» используется уже давно благодаря высокому потенциалу урожая и необходимости решить проблему заразихи и засоренности полей. В Поволжье и на Севере, где урожайность ниже и ситуация с заразихой не такая острая, проблеме уделяют меньше внимания. И это еще одна причина появления растения-паразита в этих регионах.
Поддержать российскую селекциюРоссийские селекционеры тоже ведут активную работу с подсолнечником, однако, как ни печально, результаты их труда пока мало кто способен оценить.
Этот процесс мог быть более активным — говорит Игорь Лобач, президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника, однако действующая в России нормативно-правовая база в области карантина растений, формирования специальных условий для семеноводства (как в других странах-конкурентах), ввоза/вывоза семян для научных целей (обмена селекционным материалом или его проверки в южном полушарии для ускорения селекционного процесса) ставит отечественные селекционно-семеноводческие компании в неравные конкурентные условия с иностранными компаниями. «Наиболее яркий пример этому — до сих пор действующее письмо бывшего замруководителя ФС Россельхознадзор А. И. Саурина от 29 июля 2011 года № ФС-АС-3/9836: “под личную ответственность обязываю отменить практику оформления и выдачи карантинных сертификатов на ввезенную подкарантинную продукцию при ее перемещении по территории Российской Федерации”, а это значительно упрощает и удешевляет оборот импортных семян на отечественном рынке. Кроме того, Россия — единственная в мире страна, в которой Правительством опекается созданная иностранными компаниями (или их дочками) Ассоциация, задачей которой является поддержка европейского бизнеса. Кто бы нас так поддерживал в Европе», — сетует эксперт.
Тем не менее за последние 15 лет в России появилось несколько частных селекционных компаний, которые не только не уступают государственным селекционными центрами, но и все более успешно конкурируют с иностранными. При этом шесть отечественных селекционно-семеноводческих предприятий совместно с известными иностранными селекционными центрами участвуют в совместных селекционных программах, а двое из них имеют собственные экспортные программы.
И все же, развитие отечественной селекции существенно сдерживает тот факт, что российские селекционные центры не имеют широкого доступа к современным молекулярным и биотехнологическим технологиям, используемых их конкурентами, продолжает Игорь Лобач. «В нашей стране не только нет ни одного комплексного центра по этим направлениям, но и не сформирован механизм координации действий научных лабораторий, работающих в данной области, позволяющий любому селекционному центру воспользоваться услугами последних на экономически выгодных условиях. По этой причине перспективы развития отечественной селекции становятся очень размытыми. К тому же средний возраст сотрудников селекционных центров растет, а существовавшая система кадрового обеспечения в результате малопонятных реформ практически разрушена», — констатирует эксперт.
Что же касается дееспособности отечественных производителей семян подсолнечника, то можно быть уверенным, что они способны в полном объеме обеспечить аграриев семенами собственного производства, убежден Игорь Лобач. И это несмотря на существование сложностей доведения полученных семян до соответствия требованиям ГОСТа, связанных с тем, что значительная доля семян подсолнечника подготавливается малыми предприятиями на устаревшем оборудовании с низкой производительностью. «В современных условиях конкурентоспособные семена должны обладать не только высокой генетикой, но и отличаться качественной их подготовкой, — подчеркивает Игорь Лобач, — поэтому сегодня активно ведется модернизация старых и строительство новых отечественных семеноводческих предприятий. Наличие именно таких селекционно-семеноводческих организаций позволяет нам утверждать, что при сбалансированной государственной политике в области семеноводства отечественные компании смогут в течение 3-5 лет обеспечить 75% потребности российского рынка в семенах подсолнечника. Это особенно важно, поскольку наши гибриды адаптированы к российским почвенно-климатическим условиям и более устойчивы к стрессовым факторам, характерным для нашей страны».