В конце августа 2017г. цены на отечественную пшеницу в России снизились до трехлетних минимумов. Средние цены на зерно четвертого класса упали на 125 рублей, на данный момент она стоит 7575 рублей за тонну — это самые низкие показатели с осени 2014г. По оценкам «Совэкон», пшеница третьего класса подешевела на 150 руб. до отметки 8500 руб. за тонну, а пятого класса — сразу на 225 рублей (6100 рублей за тонну).
Не лучшим образом обстоят дела и на экспортном рынке: в начале августа стоимость самого ходового типа пшеницы с содержанием протеина в 12,5% составляла 200 долларов за тонну, в конце месяца цены снизились до $185. По информации «Совэкон», к началу сентября цена остановилась на отметке в 182 доллара.
В качестве факторов, влияющих на прекращение падения экспортной цены, эксперты называют стабилизацию мирового рынка, а также внутрироссийские тенденции.
«В первые два месяца сезона аграрии на юге страны реализовали рекордный объем пшеницы, удовлетворив свои первичные потребности в деньгах. Теперь они готовятся к уборке и продаже подсолнечника, сои и кукурузы, а продажи пшеницы придерживают, что и отражается на экспортных ценах», — комментировал ранее «Коммерсанту» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Баланс между рекордами и доходами
Падение цен на зерно происходит на фоне новостей о грядущих рекордных объемах собранного урожая. Как рассказал РБК Юг гендиректор агентства «Прозерно» Владимир Петриченко, в этом году в целом по стране и могут собрать не менее 132 млн тонн зерна. Для России это — исторический рекорд: последний раз близкие по объемам показатели фиксировали в 1978г., когда было собрано 127,4 млн тонн зерна.
Краснодарский край, несмотря на снижение посевных площадей зерновых культур почти на 50 тыс. га, уже собрал более 10 млн тонн, сообщили в Минсельхозе Кубани. В целом, в 2017г. планируется собрать около 15 млн тонн зерна. С учетом кукурузы и риса — это самые высокие показатели в стране, которые дадут региону долю в 12-13% на рынке. Для сравнения, в 2016г. объем собранного урожая составил 13,9 млн тонн.
Как заявил вице-губернатор Кубани Андрей Коробка, курирующий сельскохозяйственную отрасль региона, урожайность озимых на Кубани сейчас является наивысшей в России: 63,3 ц/га в целом по зерновым колосовым и зернобобовым культурам и 64,9 ц/га — по озимой пшенице.
«Отдельные хозяйства края стали регулярно получать более 70 центнеров зерна на круг. Еще пять-десять лет назад мы говорили, что такие показатели недостижимы, а сейчас они практически равны европейским стандартам. К примеру, объем собранного на Кубани урожая пшеницы выше, чем во многих европейских странах», — подчеркнул Коробка.
Рекордсменами по сбору урожая в Минсельхозе Кубани называют КФХ «Плетинь Роман Борисович» Брюховецкого района ( 92,7 центнера зерна с гектара), ООО «Агрофирма Соревнование» Ленинградского района (89,6 ц/га) и краснодарское учебно-опытное хозяйство «Кубань» (83,2ц/га).
По словам вице-губернатора Коробки, такие высокие показатели обусловлены в т.ч. тем, что в 99% случаев используется кубанская селекция. Кроме того, важную роль играет «тесная связь с наукой, которая не оторвана от земли», отметил чиновник.
При этом Минсельхоза РФ озвучивает более скромные ожидания.
«С учетом резкого похолодания, которое уже пришло в ряд регионов нашей страны, мы сохраняем наш достаточно консервативный прогноз: будет собрано порядка 110 млн т зерна. Это меньше, чем в прошлом году, когда урожай составил рекордные 120 млн т, но выше средних сборов за последние пять лет», — рассказал ранее в интервью РБК глава ведомства Александр Ткачев.
По словам министра сельского хозяйства с июля 2017 по июнь 2018гг. Россия экспортирует 40 млн тонн зерна, из которых 30 млн тонн составит пшеница. По информации ТАСС, за аналогичный период 2016-2017гг. российский экспорт зерна составил 35,5 млн тонн.
Хранить нельзя продать
Одна из главных проблем, связанных с избытком собранного зерна, — его хранение. Из-за ненадлежащих его условий часть урожая может быть потеряна, предупреждают эксперты.
«Не дай бог начнутся затяжные дожди. Производителям придется сдавать зерно в элеваторы на сушку, однако их не хватает по стране. Если выстроится очередь длиною даже в несколько дней, зерно начнется портиться. Фермеры окажутся перед выбором: продать его еще дешевле, но хотя бы частично отбить свои вложения, или стоять и ждать очередь с неясными перспективами», — считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин.
О возможной потере урожая из-за нехватки элеваторов и неправильного хранения говорит и старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. В то же время, она выражает надежду, что российское зерно окажется востребованным на экспортном рынке.
«Часть будет продана, еще часть пойдет в резервы и будет перевезена в среднюю полосу для хранения и постепенной продажи. Будем надеяться, что свой привычный объем зерна выкупит Египет, если не возникнет сложностей по содержанию спорыньи — там очень внимательно относятся к этому грибку. Турецкий бизнес тоже проявляет интерес к нашему урожаю.Может быть, в этот раз политика останется за скобками торговых отношений», — прокомментировала Бодрова.
Вице-губернатор по АПК Андрей Коробка, в свою очередь, обещает, что в Краснодарском крае проблем с хранением зерна не будет. По его словам, общая мощность единовременного хранения в регионе составляет 12,7 млн тонн. Из них 4,1 млн тонн принимают 44 хлебоприемных предприятия, еще порядка 8,6 млн тонн – сельхозпроизводители края.
Рынок спасут интервенции
Наиболее эффективным решением, которое позволит стабилизировать цены на рынке зерна специалисты называют вмешательство государства и проведение интервенций. Процедура, которая осуществляется в России с 2001г., при высоком урожае позволяет снять излишек рынка и стимулировать рост цен, а аграриям — избежать убытка.
О возможном проведении интервенций глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев заявлял еще в начале 2017г. В конце августа он рассказал, что ведомство может провести их в сентябре.
«Интервенции в отличие от других мероприятий однозначно положительно отражаются на рынке. С другой стороны, зерна в этом году на рынке много — это хорошо, но объемы вливаний для того, чтобы снять профициты с регионов, будут довольно существенные», — отмечает Павел Скурихин из НСЗ.
В настоящее время Минсельхоз обсуждает и альтернативные сценарии стабилизации падающих цен на зерно. По словам Александра Ткачева, правительство может отказаться от зерновых интервенций в пользу стимулирования экспорта — при условии обнуления ставок РЖД на перевозку.
«Мы ставим вопрос, чтобы тариф был практически нулевым, но это касается РЖД. Тариф компаний-перевозчиков, конечно, останется. Но мы будем и их стимулировать снижать», — заявил министр в интервью ТАСС.
Умеренный оптимизм
Итоговые прогнозы участников рынка на конец сезона достаточно оптимистичные. Так, Анна Бодрова из «Альпари» уверяет, что существенного падения цен на зерно как внутри страны, так и на международном рынке не ожидается.
«Конкурировать за рубежом российские аграрии в этом сезоне почти не могут из-за укрепившегося рубля, демпинг в таких условиях неэффективен. Поставлять на внутренний рынок больше, чем есть спрос, тоже неэффективно. Все будет, как заведено: что можно сохранить, сохранят, остальное продадут», — считает она.
В Минсельхозе Краснодарского края также полагают, что о критическом падении цен говорить рано: в ведомстве заявили, что «пока будут оптимистами» в этом вопросе.
Дмитрий Рылько из Института конъюнктуры аграрного рынка уверен, что ситуация с ценами могла быть еще хуже, если бы у всех стран урожай был настолько большим, как в России. Однако во многих государствах в текущем сезоне наблюдаются серьезные проблемы с объемами собранного зерна, что позволяет держать мировые цены на достаточно высоком уровне.
Кубань эксперты называют регионом, который нынешнее падение цен на зерно перенесет едва ли не легче всех в стране.
«Краснодарский край — это основной поставщик зерна на экспорт, поэтому судьба зернопроизводителей напрямую зависит от того, как будет работать экспортный поток. Исходя из последней статистики, сейчас этот поток идет с огромным опережением. Здесь в первую очередь будет влиять уровень мировых цен и соотношение курсов национальных валют. Если будет недостаточно экспортного пылесоса, тогда возможно включение интервенций – такие прецеденты тоже были», — комментирует Павел Скурихин из Национального союза зернопроизводителей.
Владимир Петриченко («Прозерно») отмечает, что провалы цен для сельхозпроизводителей края не критичны — во многом из-за больших объемов собранного зерна.
«Для юга в целом близость экспортных площадок — это колоссальное преимущество. Если сравнивать Кубань, с Верхним и Средним Поволжьем или Центральным Черноземьем — это небо и земля. Там цены падают намного сильнее и для этих регионов оно гораздо более критично», — считает он.
Как сообщал РБК Юг, экспорт зерна через морские порты «Ейск», «Кавказ», «Новороссийск», «Тамань», «Темрюк» и «Туапсе» в Краснодарском крае за восемь месяцев 2017г. составил 16,741 млн тонн.Всего за этот период было отгружено 765 судов с зерном и продуктами его переработки. Доля пшеницы от общего объема составила более 12,756 млн. тонн – 428 судов.
По словам Владимира Петриченко, экспортная цена пшеницы зафиксируется на уровне 182 долларов за тонну, однако неизвестно, насколько продолжительным будет этот процесс.
«Не факт, что это будет дно в сезоне. Оно может оказаться локальным: потом будет отскок, а затем новое падение и так несколько раз. Мы сейчас находимся в начале сезона, прошло только два месяца, поэтому сейчас сложно говорить о росте цен. Да, он будет, но когда это произойдет, мы будем обсуждать позже. Естественно, что до Нового года будут определенные движения вверх и вниз», — резюмирует он.