Концепция развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу (далее – Концепция) представляет собой совокупность взглядов участников аграрного бизнеса (сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, предприятий и организаций хранения, грузоперевозчиков и финансовых институтов) на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по регулированию аграрного сектора экономики страны и рынка зерна, взаимодействию государства с бизнес-сообществом, ориентированных на решение задач устойчивого сельского развития, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие государственно-частного партнерства и саморегулирования субъектов рынка зерна в целях реализации национального агропроизводственного потенциала и обеспечения продовольственной безопасности в интересах граждан Российской Федерации и мирового сообщества.
Концепция является основой для подготовки Российским Зерновым Союзом предложений по разработке нормативных правовых и иных актов, концепций и программ для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, формированию рекомендаций для бизнес-сообщества, определению инструментов и механизмов реализации программ саморегулирования хозяйствующих субъектов в сфере стимулирования производства, повышения качества и конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки.
Цели и задачи концепции развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу
Стратегической целью развития рынка зерна Российской Федерации является максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в продовольственном и фуражном зерне, укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке на основе формирования эффективного рынка зерна.
Основными задачами для обеспечения динамичного развития рынка зерна России вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:
- завершение формирования законодательной базы функционирования рынка зерна;
- расширение масштабов производства, посевных площадей и увеличение урожайности, оптимизация структуры производства зерна и стимулирование эффективного землепользования;
- повышение качества зерна и продуктов его переработки;
- инновационное развитие отрасли и на этой основе снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности российского зерна и продуктов его переработки;
- формирование новых механизмов поддержания доходов зернопроизводителей и переработчиков зерна на уровне достаточном для расширенного воспроизводства и обеспечения ликвидности произведенной продукции;
- реализация экспортного потенциала, позволяющего занять устойчивые позиции на мировом рынке зерна и продуктов его переработки;
- устранение необоснованных административных и технических барьеров;
- повышение инвестиционной привлекательности и расширение возможностей доступа всех участников зернового рынка к средствам бюджетной поддержки агропродовольственного сектора;
- опережающее развитие инфраструктуры рынка зерна, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
- преодоление транспортной изолированности отдельных зернопроизводящих регионов;
- развитие конкурентной среды в сфере оборота зерна и продуктов его переработки;
- обеспечение информационной прозрачности и прогнозируемости рынка зерна;
- расширение прав отраслевых союзов (ассоциаций) в вопросах подготовки и принятия решений органами государственной власти и управления, стимулирование государством развития механизмов саморегулирования на рынке зерна и продуктов его переработки.
Обеспечение динамичного развития рынка зерна России сопряжено с рисками, к ним относятся:
- макроэкономические риски, связанные с темпами роста национальной экономики и доходов населения, тарифной политикой естественных монополий, состоянием конкурентной среды, диспаритетом цен на сельхозпродукцию и ресурсы для сельского хозяйства, курсовой политикой, конъюнктурой мирового рынка;
- конъюнктурные риски, вследствие высокой волатильности цен на зерно;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что зерновое производство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодных условий, а также глобальное изменение климата;
- технологические и агроэкологические риски, связанные с несоблюдением технологических требований производства, хранения зерна и продуктов его переработки;
- торгово-экономические риски, в результате обострения конкуренции на мировом и Причерноморском рынке зерна, расширения в ряде стран масштабов протекционизма, возможности введения ограничений по мерам аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин при вступлении России во Всемирную торговую организацию;
- политические риски, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности, рынка зерна и продуктов его переработки, недостаточном уровне гармонизации национальных и международных требований по безопасности продукции и др.
эффективного рынка зерна
Зерновое производство исторически является основой устойчивого функционирования национального агропродовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной безопасности населения и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства.
Последние десять лет идет устойчивый процесс восстановления национального агропромышленного производства. Благодаря последовательной государственной аграрной политике, активной бюджетной поддержке развития аграрного сектора активизировались процессы привлечения в сельское хозяйство частных инвестиций. Позитивное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, система антикризисных мер, которые формируют предпосылки создания «инвестиционной платформы» развития производства и дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы.
Россия демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, снижается зависимость производства от природно-климатических условий. Отмечается явная тенденция к увеличению урожайности зерновых культур, что указывает на происходящие глубокие процессы перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве.
Российская Федерация из крупнейшего в прошлом импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность, и снята острота продовольственного кризиса.
Наша страна, обладая значительным потенциалом для роста посевных площадей и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна до 120-125 и 30-40 млн. тонн в год соответственно. Вместе с тем потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью - нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, при этом на ее долю приходится 9% текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%. Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающем инвестиции для расширенного производства.
Необходимо признать, что длительное время отрасль характеризовалась низкими темпами структурно-технологической модернизации и обновления основных производственных фондов, особенно в сфере хранения и переработки зерна. Нарастает дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно внедрять новые технологические решения.
В результате широкого использования упрощенных технологий возделывания почвы, пассивности в сфере внедрения инновационных технологий производства, переработки и использования зерновых ресурсов, несбалансированной структуры посевных площадей сохраняется существенный разрыв в урожайности по сравнению со странами с развитым аграрным сектором, далеко не всегда обеспечивается высокое качество производимого зерна, что не позволяет получать зернопроизводителям дополнительную премию за качество и повысить уровень своих доходов.
Дополнительным фактором, сдерживающим расширение производства зерна, является недостаточно эффективное государственное регулирование, в частности, сложившаяся уравнительная система доступа сельхозпроизводителей к средствам бюджетной поддержки, которая не увязана с требованиями расширения посевных площадей и роста урожайности. Несмотря на заявляемые цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, существующие механизмы не ориентированы на стимулирование снижения издержек производства. Значительная часть организаций АПК по существу лишена возможности доступа к кредитным ресурсам. Недостаточные масштабы страхования посевов лишают дохода сельхозпроизводителей при возникновении неблагоприятных погодных условий.
Важнейшим фактором стимулирования зернового производства является высокая ликвидность произведенной продукции и поддержание цен на уровне, обеспечивающем ведение расширенного воспроизводства зерна. Государство уже активно использует один из возможных способов регулирования зернового рынка - закупочные и товарные зерновые интервенции. Интервенции доказали, что являются мощным, но в нынешнем виде недостаточно эффективным и высокозатратным инструментом регулирования рынка. Это требует перехода к комплексной системе регулирования внутреннего рынка, предусматривающей использование более гибких и оперативных механизмов воздействия на рынок.
Другим барьером на рынке сегодня стала неразвитость рыночной инфраструктуры, затрудняющей сбыт производимой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Остро стоят вопросы технического состояния и наличия мощностей для хранения зерна, несоответствия потребностям роста рыночного оборота зерна уровня развития транспортной инфраструктуры (наличие и техническое состояние вагонов зерновозов, подъездных путей, мощности речных портов и речного транспорта, припортовых элеваторов и др.).
Важнейшим фактором развития рынка зерна в последние годы стал его экспорт. Вместе с тем экспорт сталкивается с рядом инфраструктурных ограничений, например, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, усиление административных и технических барьеров не только со стороны стран импортеров, но и со стороны национальных надзорных органов, чрезвычайно высокий уровнь трансакционных издержек, что является следствием неразвитости конкурентной среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам.
В целом можно выделить следующие факторы, ограничивающие рост производства зерна:
- нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста производства зерна;
- несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и меняющейся институциональной структуре производства;
- низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и разработку новых технологий, адаптированных к условиям глобального изменения климата;
- отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки;
- «пожарные» меры в борьбе с диспаритетом цен;
- инфраструктурные ограничения, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки, ведущие к нарастанию транспортной изолированности региональных рынков;
- недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки;
- сохраняющиеся административные и технические барьеры.
Таким образом, системная проблема зернового рынка состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки возможности развития зерновой отрасли будут недостаточны для полного использования агроклиматического потенциала страны, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
Следовательно, аграрная политика, деятельность бизнес-сообщества должны быть направлены на преодоление этих тенденций и формирование развитых агропродовольственных рынков, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня продовольственной безопасности. Роль государства в решении данной системной проблемы определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также рационализации и оптимизации режимов природопользования. Государство должно обеспечить:
- формирование эффективной конкурентной среды;
- поддержание конъюнктуры зернового рынка, обеспечивающей устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;
- благоприятные условия доступа всех субъектов зернового бизнеса на рынки финансовых, материально- технических, трудовых, инновационных ресурсов.
Решение этих задач невозможно без постоянного и конструктивного диалога между властью и агробизнесом в лице Российского Зернового Союза, который представляет все группы участников зернового бизнеса и, в первую очередь, производителей зерна. В этой ситуации миссией Российского Зернового Союза является:
Развитие и обеспечение стимулов для эффективного производства конкурентоспособных зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, формирование благоприятной экономической среды и развитие конкуренции, повышение прозрачности и прогнозируемости рынка зерна и продуктов его переработки, обеспечение продовольственной безопасности страны и усиление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.
Целевые индикаторы развития рынка зерна
и базовые условия их достижения
Целевыми индикаторами состояния производства и рынка зерна России на среднесрочную перспективу являются:
- посевные площади под зерновыми культурами – не менее 50 млн.га;
- доля посевных площадей, на которых продукция производится по инновационным ресурсосберегающим технологиям – не менее 75%;
- урожайность зерновых культур (без кукурузы) – не менее 30 ц/га;
- среднегодовой валовой сбор зерна – 145-155 млн. тонн;
- реализация зерна хозяйствами всех категорий – не менее 75% от валового производства;
- объем залоговых операций с зерном – 15-30 млн. тонн (в зависимости от конъюнктуры рынка и потребности производителей в кредитных ресурсах);
- создание мощностей для глубокой переработки 15-20 млн. тонн зерна в год;
- экспорт зерна – 40-60 млн. тонн;
- экспорт муки и других продуктов переработки зерна (в пересчете на зерно) – не менее 4 млн. тонн
Основными условиями достижения прогнозируемых показателей рынка зерна и продуктов его переработки являются:
- формирование инвестиционной платформы агропродовольственного сектора в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;
- завершение формирования законодательной и нормативной правовой базы функционирования рынка зерна, включая принятие базовых для зернового рынка технических регламентов;
- создание условий для ускоренного перехода к современным технологиям производства и переработки зерна, внедрению достижений биотехнологии, введению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и повышению урожайности зерновых культур;
- формирование субрегиональных производственных кластеров по производству зерна и продуктов его переработки, усиление, через рыночные механизмы, влияния государства на оптимизацию территориального размещения мощностей хранения и переработки зерна;
- реализация системы мер по повышению ликвидности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках, включая государственную поддержку экспорта зерна, продуктов его переработки и продовольственных товаров;
- опережающее развитие рыночной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
- оптимизация межотраслевых экономических отношений и тарифов на услуги естественных монополий, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в агропродовольственном секторе;
- поддержка внутреннего потребления, что требует закрепления нормы о приоритетности закупок отдельных видов отечественной продукции для государственных и муниципальных нужд, организации адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам, реализации программ продовольственного обеспечения учреждений образовательной и социальной сфер, развития глубокой переработки зерна;
- снижение уровня административных и технических барьеров на рынке зерна и продуктов его переработки;
- обеспечение паритетных условий доступа отечественных агропродовольственных товаров на внешние рынки аналогичные уровню доступа импортного продовольствия на российский рынок.
Развитие законодательной и нормативно-правовой базы функционирования рынка зерна
Динамичное развитие отрасли невозможно без полной и ясной нормативной правовой основы. В последние годы принят ряд законодательных актов, которые обеспечили создание благоприятных условий для развития аграрного сектора.
Однако до настоящего времени в ряде законов сохраняются явно устаревшие и неадекватные новым условиям хозяйствования и задачам развития агропродовольственного сектора нормы и положения, ограничивающие инициативу и возможности частных инвестиций в зерновую отрасль, в частности, требуется внесение изменений в Федеральные законы «О семеноводстве», «О карантине растений», «О мелиорации» и др. Не отменен Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который содержит нормы, противоречащие Федеральным законам «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и ряду других.
Безусловно, на первом месте в области законодательного обеспечения аграрного производства стоит земельное законодательство. Сегодня сельскохозяйственные земли не имеют реальной цены складывающейся на рынке, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов производителей, ограничены возможности ипотеки земель сельхозназначения и привлечения долгосрочных инвестиций.
Требуется скорейшее завершение работ по формированию полноценной законодательной и нормативной правовой базы регулирования всего комплекса земельных отношений и оборота сельскохозяйственных земель. Явно недостаточно результативен контроль со стороны государства за рациональным использованием сельхозземель - должны быть установлены простые и ясные процедуры, предусматривающие жесткие меры ответственности за нецелевое, хищническое и бесхозяйственное использование земли, земельные спекуляции.
Из-за отсутствия ясного порядка исчисления и уплаты НДС в отношении сельхозпродукции, приобретаемой у плательщиков единого сельскохозяйственного налога, сельхозпроизводители вынуждены реализовывать свою продукции на 10% дешевле реальной рыночной цены, так как потребитель не может учесть у себя входящий НДС.
Существующий порядок закупок агропродовольственной продукции для государственных и муниципальных нужд ограничивает возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства - необходимо законодательно закрепить преимущественное право на такие поставки для отечественных производителей. При этом одним из условий поставок для госнужд должно стать требование обязательного предъявления участником размещения заказа сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие объекта (товара, работы, услуги) требованиям технических регламентов, что обеспечит поставки безопасной и качественной продукции.
В действующем законодательстве отсутствует понятие «агропромышленный комплекс», которое является базовым для анализа межотраслевых пропорций. Хотя в положении о Минсельхозе России указано, что оно «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса...», но в законодательстве такого объекта госрегулирования нет.
Аналогичная ситуация отмечается в отношении агрохолдингов, которые выступили как точки роста аграрного сектора, обеспечили санацию многих сельхозорганизаций, привнесли в сельское хозяйство новые технологии производства и управления, стали системообразующими звеньями аграрного сектора. Вместе с тем такое понятие как «агрохолдинг» не определено в российском законодательстве, что не позволяет им выступать в качестве субъекта бюджетной поддержки. Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих создание и развитие крупных частных компаний, охватывающих всю цепочку движения сельскохозяйственных товаров и продуктов их переработки от производителя к потребителю, что предполагает отмену всех законодательных препятствий слиянию предприятий, работающих на агропродовольственном рынке, упрощенный механизм передачи разорившихся предприятий в хозяйственное ведение или собственность агрохолдингов, отмену налогов на средства новых владельцев предприятий, идущих на погашение долга приобретенного или полученного в хозяйственное ведение предприятия и перемещения капиталов внутри холдинга.
В институциональной сфере необходимо реформировать политику поддержки ЛПХ дополнив действующие кредитные продукты новыми, направленными на стимулирование преобразования наиболее эффективных ЛПХ в фермерские хозяйства (для того чтобы исключить конфликт экономических интересов для таких новых хозяйств на 5-10 лет необходимо сохранить режим налогообложения аналогичный для ЛПХ).
Требуется более рациональная налоговая политика в отношении инвестиций, полная отмена налогообложения средств, идущих на развитие производства, увеличение производственных мощностей, внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест, предоставление налоговых каникул на период плановой окупаемости проекта для вновь создаваемых и производящих капитальную реконструкцию производственных мощностей предприятий.
Одним из вопросов, требующих законодательного разрешения, является оптимизация межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве. Диспаритет цен между промышленностью и сельском хозяйстве имеет объективную экономическую природу – уровень консолидации предприятий различных отраслей, скорость оборота капитала, продолжительность производственного цикла и т.п. Поэтому меры по смягчению его влияния являются одной из основных задач государства, однако современная политика в этом отношении носит характер единовременных акций по сглаживанию «горящих» проблем. В тоже время многие диспропорции закладываются собственно государственными решениями через систему льгот отраслям, производящим ресурсы для села (например, цена на газ для производства минудобрений, отнесение зерна к 2 тарифному классу при железнодорожных перевозках и т.п.).
Для создания механизма регулирования, который бы позволил при нарушении паритета цен на промышленную продукцию, услуги естественных монополий и сельскохозяйственную продукцию, автоматически включать механизмы компенсации, субсидирования, ограничения и т.п. необходимо разработать Федеральный закон «О регулировании межотраслевых пропорций в АПК».
Крайне важным является разработка и принятие закона «Об общих товарных зерновых складах» как основы формирования стройной системы их функционирования, позволяющей обеспечивать качественное хранение зерновых товаров, создания предпосылки для использования складских свидетельств на зерно, снижения рисков и расширение доступа участников рынка к кредитным ресурсам, создаст благоприятный инвестиционный климат, будет способствовать росту капитализации предприятий.
Поддержка развития производства и повышение качества зерна
Развитие рынка невозможно без динамичного роста производства и повышения качества зерна, оптимизации его территориальной структуры производства с учетом естественных конкурентных преимуществ каждого из регионов. В условиях рынка эти вопросы государство может решать за счет мер финансово-кредитной политики.
Существующая система бюджетного субсидирования аграрного сектора лишь в малой степени оказывает реальное влияние на повышение эффективности хозяйственной деятельности, внедрение современных технологий, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, сохранение плодородия почв и т.п. Фактически равный доступ имеют к бюджетной поддержке хозяйства, которые внедряют инновационные технологии, обеспечивают стабильный рост урожайности сельхозкультур и продуктивности животных и те, кто получают прибыль за счет упрощения технологий, нарушения севооборотов, неисполнения природоохранных требований. В этой ситуации представляется необходимым введение жестких требований на доступ сельхозтоваропроизводителей к бюджетной поддержке исходя из соблюдения ими технологических критериев и параметров производства, обязательств по увеличению посевных площадей, урожайности сельхозкультур и продуктивности животных.
Для оценки результативности работы сельхозпроизводителей по внедрению современных технологий предлагается использовать следующие критерии:
- соответствие применяемого севооборота оптимальному для соответствующей природно-климатической зоны;
- компенсация выносимых с урожаем элементов питания за счет применения удобрений в размере не менее 110%;
- прирост урожайности сельскохозяйственных культур, а также соотношение между декларируемой и потенциальной урожайностью сельскохозяйственных культур.
При этом предлагается использовать организационный механизм, который предполагает согласование технологических карт, декларирование сельхозпроизводителем обязательств по приросту урожайности и посевных площадей как основание для включения в реестр получателей средств бюджетной поддержки.
Государство должно обеспечить разработку стандартных технологий производства и хранения основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории Российской Федерации. Следует отметить, что Европейское Сообщество ведет такие разработки для всех культур, выращиваемых на территории ЕС с 1994г. и на настоящий момент введены в действие 26 стандартных фитосанитарных технологий. Разработка российских фитосанитарных стандартных технологий позволит повысить урожайность на 10-15% и сократить потери урожая на 8-20%, гармонизировать ряд правовых и нормативных актов в области международной зерновой торговли.
Органы управления АПК субъекта Российской Федерации должны быть наделены полномочиями по проведению инспекционного контроля за соблюдением сельхозпроизводителем согласованных технологий, что предусматривает возможность отзыва права на получение бюджетной поддержки сельхозпроизводителем, если он не соблюдает согласованные технологии.
Применение инновационных технологий невозможно без реализации программ технологической модернизации агропродовольственного сектора, что в определенной мере предусмотрено Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Однако для придания системности работам по государственной поддержке инновационного развития следует выделить отдельной строкой средства бюджетной поддержки по субсидированию части затрат по уплате процентов по привлекаемым долгосрочным кредитам на закупку высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий и предусмотреть доступ сельхозпроизводителям, реализующим такие технологии, к необходимым объемам кредитных ресурсов для приобретения средств химизации и высококачественных семян.
Конкурентные преимущества современных агротехнологий в большей степени определяются промышленными условиями производства семян высокоурожайных сортов и гибридов. Инновационный характер новых сортов и гибридов повышает ресурсосберегающий потенциал агротехнологий за счёт их адаптационного потенциала и повышения окупаемости техногенных факторов регулирования продуктивности.
Любые варианты развития отечественной селекции и семеноводства должны предусматривать её развитие как высокотехнологичной, инновационной части биологической науки и сельскохозяйственного производства, что требует решения следующих задач:
- принятие новой редакции федерального закона «О семеноводстве», который должен предусматривать участие государства в защите интересов селекционера, создание условий для привлечения частных инвестиций в селекцию и семеноводство;
- институциональные преобразования путем развития негосударственных форм селекционно-семеноводческой деятельности и стимулирование создания частных селекционно-семеноводческих фирм путем предоставления им на безвозмездной основе земельных участков, доступа к льготным кредитным ресурсам и средствам бюджетной поддержки;
- реорганизация системы оценки новых сортов и гибридов, предусматривая декларирование его полезных свойств и ответственность автором сорта за достоверность информации;
- государственная поддержка создания частных высокотехнологичных центров промышленного производства семян, включая компенсацию затрат на формирование и модернизацию инженерных сетей и др.
Дальнейший прогресс сельского хозяйства, радикальное повышение урожайности зерновых культур, производства зерна с заданными потребительскими качествами, нивелирование последствий глобального изменения климата становится невозможным без применения современных биотехнологий. Однако в этой сфере нарастает отставание России от развитых стран, во многом в результате распространения в обществе спекулятивных заявлений не подтвержденных корректными научными изысканиями. Необходимо совершенствование правовой базы использования и бюджетное финансирование проведения фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных биотехнологий, активная поддержка их практического внедрения, что позволит России реализовать свой интеллектуальный и природно-климатический потенциал. Одновременно необходимо создание эффективной системы контроля за возделыванием и использованием посевов генно-инженерно модифицированных культур и обеспечение прозрачности и достоверности для потребителя информации об их использовании в продовольственных товарах.
Эффективное аграрное производство возможно при оптимизации территориальной структуры производства исходя из естественных конкурентных преимуществ. Перенос принятия оперативных решений в вопросах доступа к средствам бюджетной поддержки с федерального на региональный уровень явился объективной необходимостью, однако он не был в должной мере обеспечен усилением координирующей роли федерального центра в вопросах территориального размещения производительных сил на межрегиональном уровне. Рынки ресурсов и продукции являются межрегиональными, и реализация масштабных проектов неизбежно будет сталкиваться с мощными рыночными ограничениями по доступу к ресурсам и рынкам сбыта. В этой ситуации представляются необходимыми следующие действия:
- разработка системных мер поддержки на уровне экономических районов, включающих субъекты России с близкими агроклиматическими условиями, структурой (по видам продукции) сельского хозяйства и рынкам сбыта;
- разработка рекомендаций для достижения сбалансированного кредитования и инвестирования различных отраслей АПК исходя из прогнозов развития производства и перерабатывающих мощностей, потребления продовольствия как по объемам, так и по структуре на региональном и межрегиональном рынках сбыта;
- координация и стимулирование формирования субрегиональных кластеров. Основой этой работы являются прогнозные балансы спроса и предложения, оценка ожидаемых изменений потребительских предпочтений, рациональное распределение ресурсов и производств в рамках кластера, разработка единого бизнес-плана развития, использование комплексного целевого финансирования НИОКР и селекции на межрегиональном уровне, связанное кредитование производства и переработки, поддержка продвижения продукции на рынки сбыта.
В условиях расширения масштабов применения новых энерго- и ресурсосберегающих современных технологий при производстве зерна и продуктов его переработки возрастает значение кадрового обеспечения производства. Требуются комплексные системные решения по развитию кадрового потенциала аграрного сектора, что должно предусматривать:
- переподготовку проффессорско-преподавательского состава, оснащение учебных заведений современной техникой и оборудованием, использование новых методов обучения и практического обучения;
- организацию целевой подготовки кадров исходя из реальной потребности развития отрасли;
- компенсацию за счет средств федерального и региональных бюджетов части затрат сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка зерна, направляемых на развитие материально-технической базы, обучение, переобучение и повышение квалификации своих сотрудников в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
- привлечение отраслевых союзов (федеральных и региональных) к выполнению работ по организации и проведение обучения и повышения квалификации кадров в вопросах распространения передового опыта и новых технологий, организации и проведение обучения и повышения квалификации;
- включение отраслевых союзов в систему государственного информационного обеспечения и консультационной помощи в сфере сельского хозяйства.
Совершенствование системы кредитной поддержки и управления рисками на рынке зерна
Важнейшим инструментом регулирования производства зерна является государственная поддержка доступности кредитных ресурсов, лизинга и страхования урожая. Основной задачей в этой сфере является обеспечение доступности для большинства сельхозпроизводителей и предприятий по хранению и переработке зерна краткосрочных и инвестиционных кредитов. За последние годы в этом направлении достигнут значительный прогресс, однако круг заемщиков кредитов с субсидированной, за счет средств бюджета, процентной ставкой и страхователей остается достаточно узким, что формирует дополнительные риски для обеспечения должного уровня доходов и ведет к поляризации сельхозпроизводителей. Особую озабоченность вызывают ограничения по доступу к кредитным ресурсам с субсидированной процентной ставкой для предприятий по хранению и переработке зерна, операторов рынка, что ограничивает возможности сбыта зерна сельхозпроизводителями.
Требуется активизация работы по формированию с участием государства прозрачного механизма кредитования сельхозпроизводителей под залог будущего урожая.
Следует отметить несбалансированность структуры инвестиций по отраслям АПК, в которых доминирует сельхозпроизводство, а объемы инвестиций и господдержки в развитие инфраструктуры рынка и переработку сельхозпродукции явно недостаточны. Предлагается устанавливать региональные квоты для субсидирования краткосрочных кредитов на закупку сельхозпродукции у российских производителей для первичной и промышленной переработки. В целях усиления государственного влияния на закупочную политику участников рынка и поддержания доходов сельхозпроизводителей, одним из условий предоставления субсидирования кредитов может быть обязательство организации, закупающей сельхозпродукцию публично декларировать свои закупочные цены и сроки расчетов за приобретаемое зерно.
В части расширения доступности долгосрочных инвестиционных кредитов необходимо сформировать правовую базу для развития ипотечного кредитования, в том числе путем установления Центральным Банком России специальных нормативов на формирование резервов по ипотечным кредитам.
В целях развития лизинга сельскохозяйственной техники необходимо предусмотреть компенсацию за счет средств федерального бюджета части лизинговых платежей частным лизинговым компаниям, в первую очередь лизинговым компаниям заводов - производителей с.х. техники.
Одним из направлений привлечения частных инвестиций является размещение облигационных займов, и для стимулирования этого направления деятельности необходимо предоставлять ограниченные государственные гарантии по займам, привлекаемым для реализации приоритетных проектов в целях развития инфраструктуры рынка зерна, включить их в ломбардный список Центрального банка России и перечень ценных бумаг, которые приобретаются для размещения средств Пенсионного фонда России.
Значимым достижением Минсельхоза России за последние годы стало активное развитие сельскохозяйственного страхования. Страхование является одним из наиболее эффективных механизмов поддержания доходов сельскохозяйственных производителей, однако масштабы и эффективность страхования явно недостаточны. Одним из главных ограничивающих факторов увеличения объемов страхования посевных площадей является несовершенство правовой базы, позволяющее страховым компаниям предлагать к заключению договоры, по которым в принципе невозможно потом получить страховое возмещение, предлагается разработать унифицированный публичный договор страхования, четко регламентирующий взаимоотношения сторон и минимизирующий возможность страховым компаниям уходить от выплат. Необходим переход к обязательному страхованию посевных площадей, созданию с участием государства специального фонда перестрахования рисков и фондов страхования инвестиций.
Государственное регулирование рынка зерна
Эффективное кредитование непосредственно связано с использованием широкого инструментария государственного регулирования зернового рынка, которое сегодня представлено лишь интервенционными операциями. Государственные интервенционные операции доказали возможность активного, и в целом позитивного, воздействия на ситуацию на рынке зерна, однако этот механизм характеризуется высокой бюджетной затратностью, сложностью и длительностью административных процедур, неоптимальным воздействием на рынок. Повышение эффективности регулирования зернового рынка должно быть ориентировано на рост доходов производителей зерна, повышение доступности кредитных ресурсов при минимизации бюджетных расходов.
Механизм государственного регулирования рынка зерна должен быть предсказуем, прозрачен, доступен для большинства товаропроизводителей и направлен на укрепление товарного рынка. Целью такого государственного регулирования должно быть создание стабильного инвестиционного климата, повышение доходов производителей, стимулирование ввода дополнительных посевных площадей, поддержка процессов технологической модернизации, рост урожайности, повышение качества и на этой основе конкурентоспособности российского зерна.
С этой целью предлагается модернизировать действующий механизм государственного регулирования рынка зерна, предусматривая следующее:
1- закупки зерна по минимальным гарантированным ценам для размещения в государственный интервенционный фонд, для обеспечения возможности государственного регулирования цен на хлебопродукты;
2 - проведение «залоговых» операций на рынке зерна, предусматривающих заключение договора поставок с правом обратного выкупа зерна сельхозпроизводителем, если цены на рынке будут выше, чем цены залога или перевод этого зерна в государственный интервенционный фонд при отказе сельхозпроизводителя от обратного выкупа зерна (далее – залоговые закупки).
Залоговые закупки предусмотрены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, но необходимы срочные меры по их внедрению в практику государственного регулирования рынка зерна.
Развитие экспорта зерна и продуктов его переработки
Одним из важнейших условий стимулирования динамичного наращивания производства и повышения качества зерна, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, создания условий для получения дополнительных доходов является экспорт зерна и продуктов его переработки. Причем в перспективе значение экспорта для национальной зерновой отрасли будет нарастать, так как изменение структуры питания, повышение эффективности животноводства будет вести к сокращению темпов прироста внутреннего потребления зерна по сравнению с темпами прироста производства.
Россия вошла в группу ведущих мировых экспортеров пшеницы и муки, однако эти результаты были достигнуты бизнесом практически без поддержки со стороны государства. Россия получила уникальный шанс для привлечения инвестиций, расширения своего присутствия и увеличения влияния на мировом рынке и, как результат, создания стимулов для расширения масштабов производства и ввода в оборот дополнительных посевных площадей, но реализация этих потенциальных возможностей требует ясной и последовательной политики государства во взаимоотношениях с бизнесом, активной работы госструктур по продвижению продукции сельского хозяйства на внешних рынках и развитию экспортной инфраструктуры. Войти и закрепиться на мировом рынке продовольствия, где российских поставщиков ждут мощные финансовые, административные и технические барьеры без активной поддержки государства невозможно. Это требует срочной разработки и реализации системы мер по стимулированию экспорта, что, в частности, предусматривает:
- использование политического ресурса государства - включение в межправительственные переговоры вопросов по доступу российских компаний к рынкам сбыта зерна и продуктов его переработки исходя из условия сбалансированности взаимной торговли агропродовольственной продукцией, расширение возможностей прямых поставок в рамках программ ООН и гуманитарной помощи, активная поддержка и продвижение российской агропродукции на внешние рынки торгпредствами и системой МИДа, создание и продвижение «зонтичных» брэндов, предоставление странам-покупателям связанных кредитов на закупку зерна и других продуктов его переработки;
- расширение масштабов использования программ государственной поддержки промышленной продукции для производства на экспорт муки, включая выделение субсидированных кредитов, предоставление государственных гарантий и страховок;
- переход на заявительный характер возмещения экспортного НДС (реальные сроки возмещения экспортного НДС достигают 6-12 месяцев, вместо декларированных государством 3-х месяцев);
- субсидирование экспорта зерна и продуктов его переработки. Субсидирование экспорта является очень эффективной и сравнительно малозатратной для государства мерой поддержки. Им активно пользуются 35 стран-членов ВТО, а ЕС имеет право субсидировать экспорт до 14,4 млн. тонн пшеницы и направлять на эти цели до 1,29 млрд. евро. Необходимо отметить, что хотя получателем субсидий будут выступать компании – экспортеры, их предоставление обеспечит рост конкуренции, изъятие значительных объемов зерна с рынка, поддержку закупочных цен и соответственно доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- важнейшим ограничителем возможности экспорта является неразвитость инфраструктуры, что ведет к монополизму со стороны организаций, оказывающих услуги экспортерам, необоснованно высоким инфраструктурным издержкам, что не позволяет поддерживать закупочные цены на должном уровне. Ощущается нехватка современных высокопроизводительных портовых мощностей по перевалке зерна. Существующая система контроля за качеством зерна при экспортных поставках де - факто носит фискальный характер, так как выдаваемые ей документы по большей части не используются в практике международной торговли. При этом стоимость таких государственных услуг достаточно высока как с точки зрения финансовых, так и временных затрат и должна быть радикально снижена, а государственные надзорные органы должны занимать активную позицию при возникновении необоснованных претензий по качеству и безопасности российского зерна и продуктов его переработки.
Развитие инфраструктуры рынка зерна
Рост аграрного производства будет определяться возможностями сбыта производимой продукции, что реализуемо при адекватном развитии рыночной инфраструктуры хранения и распределения, расширении масштабов перевозок. Опыт последних лет показал, что существующие инфраструктурные ограничения усиливаются по мере роста производства сельхозпродукции, что приводит к ограничениям возможностей реализации продукции и падению закупочных цен в производящих регионах, а также одновременно к росту цен на зерно и продукцию его переработки в регионах потребителях.
Модернизация существующих и создание новых объектов рыночной инфраструктуры требует значительных объемов инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости, что предопределяет необходимость существенной государственной поддержки как финансовой, так и организационно-технической, которая должна быть реализована в форме государственно-частного партнерства.
Для того чтобы снизить остроту нарастающих инфраструктурных проблем предлагается разработать государственную целевую программу «Развитие инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки» предусматривая массированное строительство мощностей по хранению зерна непосредственно у сельхозпроизводителей, оптимизацию территориальной структуры размещения мощностей линейных и портовых элеваторов, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с прогнозными показателями увеличения объемов внутреннего производства, переработки, реализации и экспорта зерна и продуктов его переработки, предусмотренными средне- и долгосрочными прогнозами развития агропродовольственного сектора.
В целях стимулирования привлечения частных инвестиций в модернизацию инфраструктуры рынка зерна необходимо расширить перечень целевого назначения инвестиционных кредитов следующими направлениями: строительство и модернизация портовых, линейных элеваторов и элеваторов непосредственно в сельскохозяйственных организациях; приобретение вагонов – зерновозов; приобретение специализированного технологического оборудования для модернизации элеваторов и производства комбикормов, упростить и удешевить процедуры отвода земельных участков под их строительство и расширение, компенсировать за счет бюджетных средств затраты на строительство подъездных путей и подключение к энергосетям.
Уже в ближайшее время должны быть приняты меры по созданию экспортного зернового терминала на Дальнем Востоке, отсутствие которых ограничивает возможности выхода на Азиатско-Тихоокеанский рынок и формирование устойчивых стимулов к развитию производства зерна в Сибири.
Особую остроту приобретают вопросы тарифной политики на железнодорожном транспорте. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки зерна разрушают единство внутреннего рынка и ограничивает возможности сбыта, а соответственно и увеличения производства в зерноизбыточных регионах.
Государству необходимо комплексно решить вопросы тарифного регулирования на железнодорожном транспорте предусматривая пониженный, по сравнению со средним для грузовых перевозок, уровень ежегодной индексации железнодорожных тарифов, установление дифференцированных понижающих коэффициентов при перевозках зерна и продуктов его переработки железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении и в направлении экспортных портов и сухопутных погранпереходов, перевод зерновых грузов из 2 в 1 тарифный класс, увеличение вагонной составляющей в железнодорожном тарифе на уровне, обеспечивающем окупаемость новых вагонов-зерновозов не более чем за 7 лет.
В целях обеспечения прозрачности ценообразования и развития конкуренции на рынке инфраструктурных услуг должно быть введено обязательное публичное декларирование организациями по хранению, транспортировке, перевалке, оценке безопасности и качества зерна и продуктов его переработки стоимости своих услуг.
Таможенно - тарифное регулирование как механизм расширения внутреннего спроса на зерно
Одним из существенных инструментов формирования благоприятных условий для развития внутреннего производства является таможенно-тарифная политика, которая должна предусматривать:
- ужесточение режима квотирования импорта продукции животноводства – сокращение объемов квот на импорт свинины, говядины и мяса птицы, распространение квотирования на другие виды мяса и мясопродуктов, квотирование импорта молочной продукции, продуктов глубокой переработки зерна что повысит конкурентоспособность отечественной продукции животноводства и на этой основе обеспечит расширение внутреннего спроса на зерно;
- отмену действующих при импорте ввозных таможенных пошлин на белковые компоненты комбикормов, витамины и добавки, объемы внутреннего производства которых не достаточны для производства современных типов полнорационных кормов, одновременно могут быть увеличены ввозные таможенные пошлины на готовые комбикорма, что стимулирует процессы импортозамещения;
- отмену вывозных таможенных пошлин на все виды агропродовольственной продукции, включая семена масличных, что позволит расширить каналы реализации продукции, сформирует конкурентную среду на внутреннем рынке и обеспечит рост доходов сельхозпроизводителей;
- снижения, вплоть до полной отмены ввозных таможенных пошлин на современное высокотехнологичное оборудование для производства и переработки зерна.
Рационализация функций государственного надзора
Формирование развитого рынка невозможно без радикального снижения уровня административных и технических барьеров, многие из которых являются искусственными и не несут государственных функций по обеспечению безопасности зерна и продуктов его переработки для населения.
В этом отношении необходимо предусмотреть:
- радикальное снижение затрат бизнеса на проведение экспертиз в целях получения соответствующих разрешительных документов (сертификатов) в уполномоченных государственных органах и учреждениях;
- демонополизацию рынка услуг по оценке качества и фумигации зерна, предусматривая допуск к этим видам деятельности частных операторов;
- принятие в 2010 году технических регламентов в области обеспечения безопасности пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного из генномодифицированных источников, предусматривая законодательное закрепление в них базовых требований по безопасности и исключить вмешательство государства в вопросах установления требований к качественным показателям зерна и продуктов его переработки, за исключением импортной продукции;
- обязательное привлечение отраслевых союзов к работам по оптимизации тарифов на услуги, оказываемые государственными учреждениями и организациями при обороте зерна, хозяйствующими субъектами, занимающими монопольное положение на рынке.
Интеграционные процессы на рынках зерна ЕврАзЭС и СНГ
В области развития межгосударственных связей необходимо взаимное регулирование зерновых рынков государств – бывших республик СССР, и в первую очередь России, Казахстана и Украины. При этом координация взаимодействия не преследует цели создания картельного соглашения, а призвана обеспечить выработку согласованных принципов предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка зерна; обеспечить оперативное информирование друг друга об изменениях, произошедших в области государственного регулирования зернового рынка и устранение административных и технических барьеров во взаимной торговле зерном и продуктами его переработки; распространение в торговле зерном принципов применения «наилучшей» практики; гармонизацию национальных технических регламентов, стандартов и методов оценки качества зерна, включая взаимное признание документов, удостоверяющих качество и безопасность зерна; расширение международного сотрудничества и реализацию межгосударственных проектов в части селекционной и семеноводческой деятельности, науки, образования, внедрение новых технологий, развитие инфраструктуры рынка зерна, совместные мероприятия по развитию экспортной инфраструктуры.
Повышение прозрачности и прогнозируемости ситуации на рынке зерна
Развитие рынка предполагает наличие и доступность информационных ресурсов о ситуации на рынке зерна. Эффективность государственного регулирования зернового рынка и результаты бизнеса в значительной мере зависят от эффективности информационного обеспечения, от состава, полноты, оперативности, достоверности, доступности и регулярности получаемой информации, тем более что имеются оценки независимых экспертов, подтвержденные анализом данных из официальных источников, позволяющие констатировать недостоверность существующей официальной статистики о реальных объемах произведенного зерна, о производства хлеба и хлебопродуктов. Недостоверность официальной информации о составляющих зернового баланса страны может нанести серьезный ущерб отечественному зерновому производству и зерновому рынку.
Учитывая, что формирование статистических ресурсов осуществляется за счет средств налогоплательщиков, все данные в агрегированной форме, за исключением отнесенных к государственной тайне, должны быть доступны на бесплатной основе всем потребителям. При этом необходимо обеспечить широкое использование средств аэрокосмического мониторинга состояния посевов, что повысит объективность статистической информации.
Важным элементом повышения прозрачности и прогнозируемости рынка зерна стала успешная реализация Российским Зерновым Союзом, Национальной товарной биржей и Группой ММВБ проекта по обращению биржевых фьючерсных контрактов на пшеницу. Дальнейшая реализация этого проекта должна быть направлена на увеличение масштабов и номенклатуры торгов, расширение географии проведения фьючерсных торгов.
Развитие механизмов взаимодействия государства и бизнес-сообщества
Реализация предложенной Концепции развития рынка зерна невозможна без развития союзной деятельности, без конструктивного диалога власти и бизнес- сообщества.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы предусмотрено участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики, что является признанием их роли как одного из элементов гражданского общества и преследует цели согласования действий бизнес – сообщества и органов государственного управления в формировании современного и эффективного аграрного сектора экономики, повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Государственной программой определен вполне обоснованный и достаточно широкий спектр задач, к решению которых должны быть привлечены отраслевые союзы и предусмотрены соответствующие бюджетные средства для их реализации.
Для достижения поставленных целей необходимо активное вовлечение в деятельность союзов максимально возможного числа сельхозпроизводителей, что возможно при создании региональных зерновых союзов (при этом следует учесть опыт США, где любой производитель зерна в обязательном порядке является членом зернового союза соответствующего штата).
В целях развития отраслевых союзов и повышения их роли в формировании и реализации государственной аграрной политики необходимо, в частности:
- законодательное закрепление нормы обязательности согласования проектов нормативных актов, касающихся функционирования отрасли - право на проведение и опубликование результатов независимых экспертиз законопроектов, нормативных актов профильных министерств и ведомств;
- делегирование органами госуправления отраслевым союзам части полномочий в вопросах предоставления рекомендаций по ценам закупок сельхозпродукции в региональные фонды, отбора и экспертизы инвестиционных проектов, по которым предусмотрена бюджетная поддержка и т.п. Следует отметить, что такой подход создает предпосылки для формирования открытой и гласной системы распределения средств бюджетной поддержки и установления в качестве приоритетных получателей средств производителей, которые внедряют новые ресурсо- и почвосберегающие технологии, используют современные севообороты, обеспечивают стабильный рост урожайности сельхозкультур и расширение посевных площадей;
- передача отраслевым союзам функций ведения реестров производителей и экспортеров соответствующих видов продукции;
- поддержка внедрения систем добровольной сертификации системы менеджмента, услуг зерновых товарных складов, качества продуктов переработки зерна, которые является значимым фактором стимулирования как совершенствования системы управления качеством на предприятиях, так и ориентиром для потребителей при выборе поставщиков;
- стимулирование развития саморегулируемых организаций;
- привлечение отраслевых союзов (федеральных и региональных) к выполнению работ по распространению передового опыта в сфере внедрения современных эффективных технологий производства зерновых культур, организации и проведение обучения и повышения квалификации их включение в систему государственного информационного обеспечения и консультационной помощи в сфере сельского хозяйства.
Последовательное осуществление комплекса государственных мер по стабилизации зернового рынка и росту зернового производства, созданию условий для развития зернового рынка, предусматривающего рациональное участие государства в формировании и регулировании рынка зерна, финансировании, кредитовании, страховании и льготном налогообложении предприятий АПК, защите интересов отечественных товаропроизводителей зерна при осуществлении внешнеэкономической деятельности, внедрении достижений научно-технического прогресса в сферу агропромышленного производства, обеспечении повышения платежеспособного спроса, позволит добиться динамичного развития агропродовольственного сектора, улучшения социально-экономического положения, обеспечит устойчивое развитие сельских территорий и укрепит продовольственную безопасность России.