Сегодня, когда Министерство сельского хозяйства России бодро рапортует о рекордном уровне урожая в стране, даже трудно представить, что в скором времени некоторые регионы могут столкнуться с дефицитом хлеба. Впрочем, проблемы урожая к этому не имеют никакого отношения. Просто одну столичную фирму заинтересовал хлебокомбинат в Карелии. Предприятие решено было захватить. Как водится, не обошлось без силового давления, судебных махинаций, продвижения собственных управленцев. И все бы ничего, если б "Кондопожский комбинат хлебопродуктов" не был практически монополистом производства муки и комбикормова Карелии.
В качестве акционерного общества хлебокомбинат был зарегистрирован еще в начале 90-х. Почти половина его акций принадлежит государству в лице Министерства Имущественных отношений, остальное юридическим и физическим лицам. Надо отметить, что достаточно долго комбинат стабильно работал, обеспечивая хлебом больше половины Республики Карелия и снабжая комбикормами практически все республиканские птицефабрики. Однако, чуть больше года назад стабильно работающее и рентабельное предприятие привлекло внимание зерновой компании "Разгуляй", и после этого у хлебокомбината начались неприятности.
Чтобы охарактеризовать ЗАО "Разгуляй", достаточно сказать, что оно очень хорошо знакомо правоохранительным органам Москвы, Карачаево-Черкесии, Воронежской, Пензенской, Свердловской, Курской, Белгородской областей и Краснодарского края. Долги "Разгуляя" бюджетам различный уровней исчисляются сотнями миллионов рублей, а захват, или скажем приобретение чуть ли не каждого предприятия московской компанией заканчивается его банкротством.
Так, в Москве в Арбитражном суде с весны 2000 года рассматриваются иски по фактам невозврата компанией "Разгуляй" кредитов из бюджета на сумму более 1 миллиарда рублей. Постоянно затягивая под разными предлогами судебные разбирательства, за это время "Разгуляй" инициировал процедуру банкротства "Торговой компании "Агропродторг", своего правопреемника, - таким образом, долг в 5 миллиардов рублей (1 миллиард кредита и 4 миллиарда штрафов) государству возвращать уже просто некому, чем бы ни закончились все суды.
А в Карачаево-Черкесии "Торговый дом "Разгуляй" просто взял под гарантии Минсельхозпрода РФ кредит на 25 миллионов долларов якобы для покупки сахара-сырца и его переработки на Эркен-Шахарском сахарном заводе, где сидел в то время, знакомый "разгуляевцам" директор Шовгенов. Был или нет сахар, история умалчивает, но 13 миллионов долларов сгинули бесследно и возвращать их Минфину РФ пришлось из бюджета республики. Поскольку, несмотря на все требования Минфина и решения Высшего Арбитражного суда, "Разгуляй" деньги возвращать отказывается - он просто игнорирует все требования кредиторов.
Кстати, эта же схема была отработана "Разгуляем" и в Пензенской области, где он получил он администрации области 230 миллиардов неденоминированных рублей в 1997 году, вывез из области на 60 миллиардов зерна, продал его - и ни копейки в бюджет не вернул. Правительство области впоследствии вернуло через Арбитражный суд в бюджет области практически похищенные "Разгуляем" деньги - и навсегда порвало с означенным торговым домом всяческие отношения.
В Свердловской области, где в 1997 году Сбербанком был выдан кредит ООО "Разгуляй-Урал" на сумму 12 миллионов рублей сроком на год, и вовсе до сих пор не могут найти должников - в 1998 году общество прекратило свое существование, и до сих пор судебные приставы не могут найти ни его представителей, ни имущество, которое можно было бы арестовать.
Прослеживается известная тенденция в деятельности "Разгуляя" - брать на фирмы-однодневки кредиты или обязательства, после чего и фирма и ее руководство попросту исчезает с хозяйственного горизонта.
А в Краснодарской области так и вовсе бессильны правоохранительные органы, наблюдающие за тем как "Разгуляй" мошенническим путем завладел акциями некоторых заводов и даже налоговая полиция края, которая с удивлением наблюдает за большими объемами поставок сахара-сырца на подконтрольный "Разгуляю" ООО "Интерстрой-2000" - и получает потом от него нулевые балансы...
И нельзя сказать, что в "Разгуляе" не умеют управлять своей собственностью. Наоборот, здесь настолько виртуозно научились выводить активы, брать и не отдавать кредиты, хоть у государства, хоть у частных банков, что из множества уголовных дел возбужденных по фактам деятельности компании или ее аффилированных лиц, еще ни одно не закончено в следствие того, что делаются подобные деяния весьма умело, обставляются с разных сторон юридически грамотными бумагами. Для того, чтобы добраться до сути злых умыслов необходима кропотливая работа компетентных органов, к сожалению, и так перегруженных сегодня. Ведь необходимо распутать огромных клубок финансово-хозяйственных документов, имеющих сквозным действием вывод активов и подведение работающих предприятий под банкротство.
Одной только истории с ОАО "Кшенский сахарный завод", расположенным в Советском районе Курской области, достаточно для иллюстрации. В свое время "Разгуляй", владеющий мизерным пакетом акций предприятия, блокировал проведение дополнительной эмиссии акций, и таким образом, был попросту кинут стратегический инвестор - отраслевик, готовый вложить в свеклозону и само производство миллионы долларов. Завод сегодня - это крупный должник коммерческих структур и бюджета. Однако, несмотря на рекордные подчас прибыли, долги его не только не списываются, но с каждым годом растут все больше. Несмотря на многочисленные решения Арбитражного суда и полученные в конце ноября 2000 года исполнительные листы об аресте сахара и имущества завода, судебный пристав-исполнитель по Советскому району Курской области не предпринимал никаких действий в отношении завода. Районная милиция и прокурор района самоустранились от решения этого вопроса. Более того, районный прокурор фактически оказывал негласное воздействие на судебных приставов с целью вынудить их на бездействие и неисполнение судебного акта. Местные приставы свое бездействие объясняли тем, что им жить в Советском районе и прокурор района - друг директора завода, Коломийца В.Г., что лишает их защиты. Лишь 16 января 2001года наконец был наложен арест на сахар-песок в количестве 1193 тонны. Однако, сахар-песок был спрятан, и Коломиец В.Г. отрицал его наличие. При этом сводная группа приставов дважды выезжала на завод по причине того, что руководство намерено, скрывалось и препятствовало проведению исполнительских действий. В связи с тем, что сахар якобы принадлежал сельхозпроизводителям, местные приставы сняли с него арест и позволили вывезти в неизвестном направлении. В начале 2001 года Коломиец В. Г. осуществил скупку у населения и работников контрольного пакета акций Завода на своих родственников и знакомых.
Источники финансирования скупки не понятны, при этом сплошь и рядом применялись меры психологического воздействия и использования служебного положения. В итоге полученный пакет акций был весной продан группе "Разгуляй". Определением Арбитражного суда Курской области от 23.11.2001 г. по ходатайству прокурора была назначена аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности Завода, производство которой было поручено аудиторской фирме "Демидов и Аксенцев". Работники аудиторской фирмы неоднократно выезжали на Завод для получения необходимых документов и проведения проверки. Однако документы им предоставлены не были под различными предлогами (отсутствие на месте руководителя и главного бухгалтера, все работники в отпуске и т. д.). 26 декабря 2001 г. прокуратуре было отказано в возбуждении по иску в арбитражный суд Курской области дела о банкротстве. В связи с тем, что на все платежи (бюджет и внебюджетные фонды, включая дорожный) Заводом были подписаны реструктуризации. Фактически Суд не учел, что по дорожным фондам отсрочка была аннулирована, аудиторская проверка (назначенная самим судом) не была проведена, осталась не реструктуризованной задолженность в размере около 5 миллионов. 21 февраля 2002 Арбитражным судом Курской области была введена процедура наблюдения в отношении Завода. Временным управляющим Завода был назначен Кулагин Б. Н., сильный антикризисный менеджер, выведшей один из крупных сахзаводов в соседней области из банкротства и имеющий вторую категорию лицензии.
Временный управляющий с момента вынесения определения предпринимал попытки о проникновении на завод. Под различными предлогами ему оказывали противодействие. Противодействие выражается как в организации пьяных митингов небольшой части работников завода, так и предоставлении документов, свидетельствующих о том, что имущество ОАО "Кшенский сахарный завод" выведено на новую компанию ООО "Щигры-сахар". По словам посторонних людей, представляющих по их словам Службу Безопасности ООО "Щигры-Сахар", все имущество завода теперь принадлежит ООО "Щигры-Сахар", спешно зарегистрированной 3 месяца назад. На ОАО "Кшенский сахарный завод" осталось здание бассейна и пара мелких построек.
Часть документов о выводе активов с завода была продемонстрирована 15 марта 2002 года временному управляющему в присутствии приставов. Бывший директор Завода Коломиец В.Г. уже в декабре 2001г. "уволился" (а фактически спешно бежал" с завода и директором "назначен" рядовой специалист (технолог). Ни он, ни главный бухгалтер не в курсе совершенных за их спиной сделок. Они находятся в растерянности и фактически подставлены инициаторами сделки - Коломийцем и группой "Разгуляй" для снятия ответственности с реальных организаторов махинации. 22 мая 2002 года Прокуратура Курской области возбудила уголовное дело по факту незаконного отчуждения имущества ОАО "Кшенский сахарный завод". Дело было передано на расследование следственному управлению УВД Курской области. Учитывая важность дела, оно было поставлено на контроль в Генеральной прокуратуре РФ. Однако, все это ничем не закончилось. Сейчас на заводе назначен новый временный управляющий Грязнов - ставленник группы компаний "Разгуляй-Укррос".
Десятки тысяч граждан - работников завода, колхозников и их семей - абсолютно уверены, что окончательное разграбление и банкротство завода - лишь дело времени. Причем, самого незначительного.
Впрочем, в тех регионах, где "Разгуляй" уже отметился с ним дел предпочитают больше не иметь ни бизнесмены, ни руководителю администраций, поверивших в сладкие посулы. В ряде регионов, как например в Белгородской области, где компания неоднократно предлагала региональному руководству совместные инвестиционные проекты, ей отказывают сразу, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные и безвозвратно утерянные деньги. Силовой захват и обанкрочивание предприятий - также фирменный конек "разгуляевцев". К обанкротившемуся московскому "Агропродторгу" и Эркен-Шахарскому сахарному заводу в Карачаево-Черкесии можно прибавить и Аннинский маслоэкстракционный завод в Воронежской области. Здесь "Разгуляй" самостоятельно провел внеочередное собрание акционеров, провел эмиссию акций завода и внезапно стал владельцем контрольного пакета акций - на удивление остальных крупнейших акционеров. Действующего директора завода И.Бровкина просто выгнали из кабинета, отобрав печать, не без помощи сотрудников вневедомственной охраны УВД и устрашающих джипов местных "братков". Возглавлял эту акцию, к слову сказать, весьма уважаемый человек, генеральный директор ООО "Мист Энд Компани", М.Н.Травкин, сын депутата Государственной Думы РФ Николая Травкина. К чести правоохранительных органов надо признать, что они впоследствии реабилитировались, выгнав с завода представителей "Разгуляя" и возбудив против М.Травкина уголовное дело. Впоследствии господа Травкины разобрались с кем имеют дело и дистанцировались от "разгуляевцев".
Кстати, там же, в Воронежском регионе, в марте этого года "Разгуляй", даже не будучи владельцем контрольного пакета акций, незаконно назначил на Бобровский завод молочных продуктов своего директора, а затем скупил 100 процентов акций предприятия. Сейчас "Разгуляй" пытается теми же методами прибрать к рукам еще одно воронежское предприятие - хлебзавод № 1. Но теперь они действуют осторожно, под прикрытием ООО "Воронеждорснаб" и "Воронежской инвестиционной палаты".
А вот руководство республики Карелия в начале прошлого года было не столь осторожно. Обманутое и прельщенное посулами, оно опрометчиво поверило россказням и уговорами "разгуляевцев" и решило поддержать, затеянную "Разгуляем" смену генерального директора на Кондопожском КХП. Теперь, к сожалению многих, уже невозможно разорвать этот замкнутый круг. Компания "Разгуляй" вновь продемонстрировала чудеса в управлении собственностью: контролируя поначалу лишь шесть процентов акций предприятия, она получила над ним полный контроль. И если в первом полугодии хлебокомбинат, работавший еще со старым директором получил чистую прибыль в десятки миллионов рублей, то закончил год с новым руководством и, в первые за последние годы, с миллионными убытками и резко ухудшившейся структурой баланса. И финансовое состояние предприятия продолжает ухудшаться.
Только за полгода на предприятии на 23% сократились собственные оборотные средства. Дебиторская задолженность по сравнению с концом первого полугодия 2001 года выросла на 67%, кредиторская - выросла почти на 103 миллиона рублей, объемы производства по мельничной продукции сократились на 94%, по комбикормам - на 15%. Причем с середины августа мельничное производство остановлено, а птицефабрики Карелии предупреждены менеджментом КХП о том, что закупать комбикорма им предстоит на других предприятиях отрасли. И это при том что другие акционеры на протяжении всего прошлого зернового сезона стабильно обеспечивали работу производства зерном как по давальческой схеме, так и поставляя сырье по низким ценам на комбинат. Нельзя сказать, что подобная ситуация радует других совладельцев предприятия. Ведь до этого на протяжении года "разгуляевцы" пытались банкротить комбинат, инициируя в излюбленном ими Карачаево-Черкеском суде иски по взысканию дутой задолженности комбината перед никому не известной фирмы "Аленина" почти на миллион долларов. Ни государство, в лице Минимущества, ни другой крупный акционер - питерская корпорация "Евросервис" не в восторге от столь "умелого" руководства предприятием. Однако, парадокс - акционеры, в сумме владеющие почти 80% акций комбината, почти не в силах повлиять на его управление. Свидетельством тому стала история с очередным собранием акционеров, состоявшемся в Кондопоге 15 августа. Неприятности нелояльных "Разгуляю" акционеров начались еще на стадии обсуждения повестки собрания: когда Минимущество попыталось зарегистрировать своего кандидата на должность генерального директора, и.о. гендиректора г-н Калашников отказал ему, сославшись на то, что якобы заявка на 30 минут опоздала к сроку окончания регистрации. Такого нонсенса в отечественной практике еще не случалось. Лишь очень настоятельные убеждения со стороны Министерства вынудили Калашникова признать свою ошибку. Конечно, Владимира Калашникова можно было понять. Он сам, как кандидат "Разгуляя" претендовал на ту же должность. Но раз государство, контролирующее 48,9% акций комбината, выдвинуло своего представителя, значит быть генеральным г-ну Калашникову не суждено. Более того, учитывая деятельность разгуляевской команды, он в лучшем случае может остаться без работы, а в худшем - он, а возможно что и его предшественник Владимир Собинский могут оказаться под следствием за развал предприятия и вывод его активов. Собинский то может и выкрутится, он теперь избранный председатель Петрозаводской городской Думы. А вот Калашникову, который однажды уже развалил аналогичное предприятие в Бугульме (Республика Татарстан) рассчитывать не на что. А потому он продолжил борьбу с государством. Во время регистрации представителя госпакета перед собранием акционеров, в зале заседаний вдруг появился человек, который показал Счетной комиссии общества какие-то бумаги, якобы запрещавшие государству участвовать в собрании. В практике отечественного грин-мэйла подобные случаи не редкость. Но, как правило, подобные документы приносят судебные исполнители в сопровождении, на всякий случай, вооруженных судебных приставов. Счетная комиссия после этого регистрирует оставшихся акционеров и проводит собрание без исключенного пакета. Здесь, все почему-то произошло иначе. Счетная комиссия после знакомства с молодым человеком, не представившим, кстати, ни каких документов удостоверяющих личность, исчезла в неопределенном направлении. Вслед за ней удалились и представители "Разгуляя", а заодно и аффилированное с ним руководство хлебокомбината во главе с г-ном Калашниковым. Впрочем, оставшиеся акционеры, так и не ознакомленные с документами, из-за которых собрание оказалось под угрозой срыва, справедливо усомнились в их подлинности. А учитывая бездеятельность Совета директоров, бедственное положение предприятия и задержку сроков проведения собрания, его все же решено было провести. Тем более, что кворум для этого имелся. Собрание переизбрало Совет директоров, в который вошли представитель Минимущества, три представителя республиканского правительства Карелии, представители других акционеров, и даже представитель "Разгуляя". Был выбран и новый генеральный директор. Им стал Василий Шупыро, работавший в свое время, заместителем Министра и курировавший как раз агропроомышленный комплекс. Однако, говорить о скором выходе Кондопожского КХП из кризиса пока не приходится. Даже несмотря на то, что интересы "Разгуляя" при проведении собрания были учтены пропорционально его доле в собственности предприятия, компания, естественно, осталась недовольна потерей контроля над комбинатом. Владимир Калашников ни в какую не хочет покидать насиженное кресло генерального директора, усиливает охрану предприятия, баррикадируется и готовится к длительной осаде. От его имени комбинат подал на Министерство имущества в суд, требуя признать собрание акционеров не законным. Разгуляй со своей стороны рассылает поставщикам хлебокомбината письма с требованиями не поставлять предприятию зерно и прочее сырье, что лишь усугубляет и без того не легкое положение Кондопожского КХП. В общем, "Разгуляй" собирается еще долго бороться за право разваливать комбинат, а платить за это придется, скорее всего, жителям республики, которые на зиму могут остаться без хлеба и муки и столкнуться с ростом цен на продукцию птицефабрик, которые оказались вынуждены возить комбикорма из других регионов страны.
Казалось бы, используя практику грин-мэйла и закулисных договоренностей "разгуляевцы" должны жить припеваючи. Но этого нет на самом деле. К счастью для обманутых ими собственников и директоров все же в нашей стране есть законность и на борьбу с ней "разгуляевцы" вынуждены тратить значительные средства. Ведь сегодня "обслуживать" затеянные ими процессы обходится все дороже и дороже, и объем этих трат растет прямопропорционально количеству захваченных ими предприятий. Не понятно только, почему банкиры, зная состояние дел по многим их объектам, до сих пор продолжают практику кредитования "разгуляевцев". Или причиной тому ошибки юридических служб банков, выносящих положительное заключение по многим и многим объектам спорной собственности, или банки уже являются сами заложниками ситуации, заложниками выстроенной с их помощью "пирамиды", которая в любой момент может дать трещину и рухнуть под напором справедливости?
Источник: «АФР»