Предприниматели хотят от чиновников не послаблений и помощи, а простых и стабильных правил игры, но сами не уверены, что власть их услышит
Две недели назад РБК запустил опрос предпринимателей, чтобы узнать, что больше всего мешает им вести бизнес и каких действий, чтобы исправить ситуацию, они ждут от руководства страны. В голосовании приняли участие более 17 тыс. читателей, а свои предложения и идеи в редакцию прислали свыше 300 представителей малого и среднего бизнеса (мы просили указывать ОГРН или ОГРНИП, чтобы отделить предпринимателей от обычных граждан).
Итоги опроса говорят сами за себя: главные проблемы бизнесменов, по мнению участников опроса, – высокие налоги, неопределенность экономической ситуации и неподъемные ставки по кредитам: каждый из этих пунктов отметили более 9000 человек или более 50% проголосовавших (см. график). «Кредиты в 40% годовых отработать на производстве нереально. Скоро рухнем мы, а за нами рухнут банки», – предупреждает владелец компании «Амурский осетр» Юрий Морозкин.
Больше стабильности
А вот главная просьба малого бизнеса к власти, которая указана в каждом четвертом письме предпринимателей в редакцию, связана далеко не с экономикой и рыночной конъюнктурой: бизнесу нужны понятные и стабильные правила игры. Государству, которое постоянно меняет требования, никто не верит, пишут предприниматели. Власти надо «перестать лгать» и «отвечать за свои слова», советует руководитель производственной компании из Санкт-Петербурга. «Законы должны быть одинаковы для всех, включая высшую власть – иначе это не законы. Само понятие законности у нас теряет всякий смысл, так как власть всегда выворачивает закон наизнанку в свою пользу», – подчеркивает он.
С каждым годом отчетности все больше, а порядка – меньше, отмечает Андрей Федотенков из Москвы, и такое бессмысленное заполнение листов по-настоящему не нужно ни предпринимателям, ни государству. «Сейчас весь объем обязанностей предпринимателя разбросан по тысячам постоянно меняющихся нормативных актов, законов, писем, инструкций, и узнать его просто невозможно, чем пользуются чиновники и проверяющие, как фокусники из рукава вытаскивающие одну многостраничную бумажку за другой, – вторит ему самарский торговец. – Мелкий предприниматель не в состоянии знать и выполнить все это бюрократическое безумие». «Какой смысл выпускать инструкции, если их невозможно прочесть?» – подытоживает гендиректор сыктывкарской компании.
Стабильность законодательства – ключевое требование предпринимателей. «Нужно принять правила по начислениям налогов и платежей в фонды, которые стабильны и не меняются каждый год вместе с формами отчетности и предоставления документов, – требует Игорь из Пензы. – Этот бардак уже измучил бухгалтеров».
Меньше регулирования
Но и само госрегулирование предпринимательской деятельности стоило бы значительно сократить, уверены представители малого и среднего бизнеса. «Любой бизнесмен скажет, что работать ему мешает государство, в первую очередь своим желанием все проконтролировать через всевозможные лицензии, сертификации и согласования, – пишет Виктор Крылов из Санкт-Петербурга. – Если власть перестанет относиться к предпринимателям с позиции презумпции их виновности, снизит количество контролирующих органов и их сотрудников, то в результате будет скачкообразный рост производительности труда по всей стране практически без всяких бюджетных вложений и без всяких пустых разговоров про «модернизацию» и «импортозамещение».
С большими трудностями предприниматели сталкиваются при кадровом учете наемных сотрудников, при осуществлении строительства и получения различных сертификатов и разрешений при производстве чего-либо. Так, индивидуального предпринимателя Андрея из Москвы больше всего удивляют сложности, с которыми ему пришлось столкнуться при найме сотрудника. «Необходимо завести карточку сотрудника, хранить копии его диплома и еще 12 документов и даже вести учет военнообязанных, – возмущается он. – Для этого есть военкомат, но государство предпочитает перекладывать свои функции на работодателя». Кроме того, предприниматель должен провести инструктажи сотрудников по технике безопасности, вести несколько журналов по различным видам безопасности, журнал переводов с рабочего места и т.д. и т.п. «А работать-то когда? – риторически спрашивает Дмитрий Абраменко, занимающийся полиграфическим бизнесом в Красноярском крае. – Поэтому в малом бизнесе 99,9% предприятий нарушают трудовое законодательство в том либо ином виде. Мы все поголовно преступники? Или что-то не так с законом?»
Будет гораздо легче, если также упростить найм и увольнение сотрудников и снизить количество документов кадрового учета. Работающего в торговле Дмитрия Смирнова из Волгореченска Костромской области возмущает бессмысленность процедуры аттестации рабочих мест. «На вопрос: «Зачем это?» от чиновников получаешь саркастический ответ: «Поддержка малого бизнеса», – делится он своим опытом. – В итоге, отдаешь 15 тыс. руб. за каждый торговый объект и получаешь пачку бумажек». Многие предприниматели отмечают, что процедура найма и увольнения чрезмерно усложнена, и чтобы вести кадровый учет правильно, нужно нанимать отдельного человека. «Это могут позволить себе крупные компании, но для малого бизнеса с 2-5 работниками – это излишняя волокита и повод для придирок госорганов», – отмечает Смирнов.
Олег Ефремов из Ярославля решил построить на собственном участке земли вместо сарая магазин автозапчастей. «Я больше года добивался разрешения на строительство: проблема в том, что на каждую бумажку в департаменте строительства требуют другую бумажку в департаменте архитектуры, а там – в Роспотребнадзоре и так почти до бесконечности, – делится он. – Каждая бумажка выдается месяц, и вся жизнь проходит в ворохе бумаг».
Владелец станции техобслуживания автомобилей из Сибири, попросивший не раскрывать своего имени из-за конфликта с госорганами, рассказал РБК о несправедливости природоохранного законодательства. «Требования к нам и к огромной ТЭЦ одинаковые: я должен сделать лимиты по выбросам в атмосферу, лимиты по мусору, рассортировать этот мусор по классам опасности и в результате заплатить налог, – перечисляет он. – Мы потратили на документацию 150 тыс. руб., а сборов получилось на 1,5 рубля в год! Но если бы этого не сделали, то природоохранная прокуратура грозила штрафом в несколько миллионов рублей».
Игорь Проценко, владелец хлебокомбината в Калужской области, рассказывает о внезапном требовании Ростехнадзора, который вдруг обнаружил, что площадь остекления предприятия должна быть в четыре раза больше. «Они постоянно приходят и все время что-то находят, – пишет предприниматель. – Необходимо провести масштабную ревизию существующих положений по технадзору с целью их упрощения и в дальнейшем не допускать их изменения (не чаще раза в 10–15 лет), чтобы можно было один раз привести все в соответствие и забыть о проверках хотя бы лет на десять».
Ниже налоги на оплату труда
«Необходимо уменьшить начисления на заработную плату хотя бы до 20%, – предлагает Игорь Дюков из Самары. – Малые предприятия в основном работают в сфере обслуживания – торговля, рестораны и кафе, автосервисы и т.п. Подобная специализация подразумевает большое количество персонала, которое практически невозможно уменьшить путем автоматизации. Учитывая, что при благоприятных условиях малый бизнес будет генерировать большое количество рабочих мест, он вполне заслуживает подобной лояльности от государства». В таком случае малый бизнес сможет платить 100% белой зарплаты, а не работать всерую, как делают сейчас многие предприниматели, отмечает Владислав, занимающийся торговлей в Москве. «Я готов платить 100% белой зарплаты и с нее небольшие налоги, чем показывать ползарплаты и не платить половину налогов», – признается он. Сергей Каменев из Энгельса (Саратовская обл.) предлагает переложить бремя налогового агента по уплате НДФЛ с предпринимателя на работника и аналогично поступить с платежами в ПФР и соцфонды. «Подобное решение будет способствовать проявлению гражданской активности работников, которым будет небезразлично, куда, зачем и сколько они платят денег из своего кармана», – поддерживает инициативу Александр Лукин из Москвы.
Больше знаний
«Необходимо перевести контролирующие органы из разряда карательных в разряд направляющих и обучающих для малого бизнеса, – предлагает Александр Волик, владелец и гендиректор московской компании «Партнер Сервис», оказывающей услуги по обслуживанию офисной техники. – Основная задача бизнеса – создавать, а не соответствовать каким-то нормативам, поэтому контролирующие органы должны в первую очередь помогать малому бизнесу правильно вести учет, соответствовать нормам закона, учить». Он приводит в пример налоговую службу Китая, которая, по его информации, вместе с малым бизнесом анализирует допущенные в учете ошибки, помогает их исправлять, а не просто организовывает проверки и начисляет пени и штрафы.
Доступ к госзаказу
Премьер-министр Дмитрий Медведев уже несколько лет говорит о необходимости довести долю малого бизнеса в госзакупках до 25%, но это не удается сделать. «Оплата в 70% случаев происходит после выполнения работ по госконтракту, но малый бизнес не может и не должен кредитовать крупную компанию, – объясняет одну из причин главе правительства глава небольшой IT-компании «АСД Технолоджиз» Дмитрий Малин. – Гарантия участия сделки – в размере до 5–10% – также ограничивает доступ малого бизнеса к тендерам».
Покупатели от госкомпаний также не хотят видеть малый бизнес среди своих поставщиков уже вполне по экономическим причинам, утверждают предприниматели: им не удастся зачесть НДС, поскольку большинство представителей малого бизнеса – «упрощенцы», и этот налог не платят, а значит, выставляют счета без НДС. «Было бы неплохо продумать взаимодействие компаний, работающих с НДС и без НДС», – предлагает индивидуальный предприниматель Игорь Ивлютин из Москвы, занимающийся торговлей текстильными товарами. Тверичанин Николай Анисимов, занимающийся торговлей компьютерной техникой, предлагает предоставить «упрощенцам» право выставлять счета с НДС, предоставив им простую форму по отчету и уплате этого налога.
Многие предприниматели, приславшие свои предложения РБК, убеждены, что ничего не изменится. «Глупо ожидать, что «пчелы будут бороться против меда», – говорит Виктор. – Наивно ожидать, что Госсовет или какой-то иной совет сможет и будет что-то изменять: он будет только давать советы типа «быть здоровым и богатым лучше, чем бедным, но больным». Тот, кто знаком с теорией систем, знает, что структура любой системы может быть изменена либо за счет внешних сил, либо за счет истощения (отмирания) внутренних связей. Так что тем, кто еще жив и не уехал, остается ждать или отмирать».