Русские комбайнеры против американских корпораций
23 ноября министерство промышленности Саратовской области сообщило, что по программе, инициируемой губернатором области Дмитрием Аяцковым, 26 саратовских предприятий будут участвовать в программе изготовления узлов и сборки комбайнов "Кейс". (Договоренность о поставке в Саратов комплектующих для сборки первых ста комбайнов была достигнута еще год назад.)
Сборка машин должна производиться на Саратовском авиационном заводе. Поставку комплектующих и запасных частей для "Кейсов" осуществляет предприятие "Эридан" (г. Аткарск). Общий объем инвестиций в проект должен составить более 2 млрд долларов.
Вести из Саратовской области вновь поднимают так и не решенный до сих пор вопрос о противостоянии российских и иностранных производителей сельхозтехники. Еще при Евгении Примакове Минэкономики России разработало стратегию развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России до 2005 года, в которой основная ставка была сделана на организацию совместных предприятий по выпуску в России западных образцов сельхозтехники. В 1999-2000 годах мировые лидеры отрасли американские компании John Deere и Case New Holland собирались вложить в развитие российского сельскохозяйственного машиностроения и создание в России лизинговых компаний около 2,5 млрд долларов. В частности, John Deere планировала инвестировать 200 млн долларов в предприятие "Ростсельмаш" (Ростовская обл.), а Case New Holland собиралась вложить такую же сумму в Кировский завод (Санкт-Петербург). Однако оба проекта завершились ничем. Стороны так и не смогли договориться, причем на Кировском дело дошло даже до остановки работы и митинга персонала в знак протеста против иностранных конкурентов.
В январе-августе этого года российские предприятия произвели 6650 зерноуборочных комбайнов против 3515 за аналогичный период прошлого года. Специалисты полагают, что всего за 2001 год будет произведено около 9000 машин, что в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Комбайн класса "премиум"
Если тенденция к росту в сельхозмашиностроении действительно сохранится, можно спрогнозировать, что иностранные компании активизируются в России в еще большей степени. Между тем уже сейчас, несмотря на сравнительно небольшую долю импортной техники в общем парке комбайнов страны (см. диаграмму), в силу очевидной разницы в ценах доля затраченных средств на приобретение зарубежной техники составляет более 40 процентов.
Как признают сами отечественные производители, западные компании имеют конкурентное преимущество в качестве и производительности техники. Кроме того, иностранцы предлагают сегодня не просто продукт, но, как говорится, решения, или технологии зернопроизводства и комплексы оборудования, соответствующие этим технологиям.
А вот то, что органы власти поддерживают проекты иностранных компаний, очень сильно задевает российские предприятия. По их мнению, государственная политика должна гарантировать отечественным производителям как минимум равные возможности в конкуренции с западными компаниями.
Однако в принципе можно говорить о том, что российская и импортная техника занимают совершенно разные ниши рынка, а значит, места должно хватить всем - были бы деньги.
В пользу этого говорят многочисленные сравнения, проводившиеся между российскими и импортными образцами комбайнов. Так, стоимость американских машин может "зашкаливать" за 200 тыс. долларов, российские же стоят в 4-5 раз меньше. Уровень шума, температурный режим, запыленность, вибрация, обеспеченность контрольно-измерительными приборами иностранной техники находятся на мировом уровне. Отечественная техника славится своей примитивностью. Производительность зарубежных комбайнов выше, чем у российских моделей, не менее чем на 30 процентов. Но себестоимость тонны зерна, получаемой на комбайнах зарубежных фирм, в 1,5-2 раза выше, чем у отечественных аналогов - дорогие запчасти и сервис. Таким образом, только поверхностное сравнение вызывает в памяти хрестоматийный пример о "Мерседесе" и "Запорожце". И то, и другое - машины, только покупатели у них разные.
Иван Глебов
"Финансовая Россия", №45 от 6 - 12 декабря 2001 г.