28.09.09
В этом году на юге России собран один из самых высоких урожаев за последние годы — 26 млн тонн зерна. По сравнению с прошлогодним, рекордным, валовый сбор оказался меньше лишь на 7,7 млн тонн — в связи с падением урожайности. Снижения урожая из-за засухи в начале лета опасались во всём мире, но теперь оказалось, что настоящая беда совсем иная — перепроизводство и снижение потребления. В странах-экспортёрах собраны большие урожаи зерновых. Традиционные же импортёры российской пшеницы — страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии — уменьшили объёмы закупок: экономический кризис сократил потребление зерна и продуктов из него, да и в самих этих странах собран неплохой урожай. На 40% меньше контрактов заключил Египет — основной покупатель российской пшеницы. Цены на мировом рынке на 30–40% ниже прошлогодних. В России в целом и на Юге падение такое же. Поддержать рынок должны государственные интервенции, но их старт откладывался уже несколько раз.
По консервативным прогнозам Минсельхоза, в стране в этом году будет намолочено 85 млн тонн зерновых. ИКАР и «СовЭкон» прогнозируют урожай в 91–97 млн тонн. Есть ещё 20 млн тонн зерна прошлогоднего, из которых 8 млн тонн закуплено в ходе интервенций. Учитывая, что России на собственные нужды нужно 70 млн тонн зерна, на экспорт может быть отправлено около 20 млн тонн. По данным Российского зернового союза, в прошедшем сезоне Россия экспортировала 22,4 млн тонн зерна, в нынешнем надеются продать 15–19 млн тонн. В июле, по данным Минсельхоза, на экспорт было отправлено 1,1 млн тонн, в августе — 2,2 млн. По словам зернотрейдеров, объём контрактов, заключённых на сентябрь–ноябрь, значительно меньше прошлогоднего. В последующие месяцы объёмы экспорта будут скорее снижаться. По мнению аналитиков, снижение цен продолжится, сезонное дно может быть достигнуто лишь в середине осени.
Мифические интервенции
В июне на семинаре для сельхозпроизводителей ЮФО директор департамента регулирования агропродовольственного рынка Министерства сельского хозяйства Валерий Мовчан заверял, что «интервенции обычно начинаются при падении рыночных цен ниже объявленных государством». Когда интервенционные цены объявили в марте, это стало ориентиром для сельхозпроизводителей при выстраивании сбытовой политики. Однако уже с начала уборки цены стали ниже государственных, а старт интервенциям до сих пор так и не дан. Прежде Минсельхоз планировал начать их в конце августа. На заседании правительства 4 сентября старт интервенций опять был отложен — теперь до октября; точная дата не определена.
При этом закупить государство планирует небольшие объёмы: выделенных 20 млн рублей хватит на покупку 4–5 млн тонн зерна — против 9,6 млн тонн в прошлом году. Сузился и список закупаемых на интервенциях зерновых — в нём уже нет ячменя, фуражной пшеницы. В рамках госинтервенций закупочные цены объявлены на пшеницу 3−го класса — 5500 рублей за тонну, 4−го класса — 4900; на продовольственную рожь группы А — 3900 рублей.
Примечательно, что инфраструктура интервенций в этом году подготовлена как никогда прежде — ММВБ-ЮГ, кроме торгового зала, имеет 6 центров удалённого доступа (ЦУД), а в этом году к ним присоединились ещё и мощности региональных отделений Росагролизинга, увеличив число ЦУДов до 13. Кроме того, как обещает Минсельхоз, условия аккредитации будут намного проще, особенно для бывших их участников, значительно сокращён пакет документов. Так что условия созданы, вот только торги никак не начинаются.
И сбытовую политику, исходя из будущих интервенций, в этом году селяне строить не смогли. На спотовом рынке цены упали с началом уборки, и падение продолжается до сих пор. Так, если в прошлом году средняя стоимость пшеницы 4−го класса в Черноморском регионе была 250 долларов за тонну, то в этом — уже 150–160. Низкие мировые цены давят и на внутренний рынок. Даже прошлогодние закупочные цены — 5000–6000 рублей за тонну пшеницы 3–4−го класса — на которые год назад сетовали производители, в этом сезоне выглядят очень привлекательно. Сегодня закупочные цены зернотрейдеров на условиях франко-элеватор намного ниже. Так, в регионах, близких к портам, пшеница 3−го класса закупается по 4500–4800 рублей за тонну, 4−го класса — по 3900–4400, фураж — по 2900–3600 рублей за тонну. А в Волгоградской области и Ставропольском крае эти цены ниже как минимум на 10%. При закупке же в хозяйствах цены опускаются ещё сильнее.
Селяне ждут
Сдвиг сроков интервенций ещё больше обрушил закупочные цены. За неделю они снизились на 500 рублей, и у большинства трейдеров закупки пшеницы приостановлены. При этом с высоких трибун уже не раз уверяли, что интервенции должны проходить точечно, и даже если южнороссийское зерно будет закупаться, то квоты ожидаются небольшие. Ждать интервенций, надеясь продать зерно по государственным ценам, могут себе позволить не все сельхозпроизводители. В первую очередь это хозяйства, у которых есть финансовые средства для текущей деятельности, а также те, у кого существует возможность держать урожай в собственных хранилищах или оплачивать услуги элеватора.
Президент холдинга «Урал-Дон» Александр Ярошенко говорит: «Основной канал реализации зерна для нас — продажа трейдерам. В этом году, как, впрочем, и прежде, мы намолотили 120 тысяч тонн зерна. Продали в августе часть пшеницы 3−го класса по 4900 рублей “Астону”, а остальное заложили на хранение в элеваторы. Ждём повышения цен».
Ждать позволяет качество зерна, свою положительную роль сыграло и жаркое лето — зерно в этом году сухое, которое сможет пролежать долгое время и не портиться. С другой стороны, часть зерна производители реализуют — нужны деньги для текущих выплат, для проведения осенних посевных работ, уплаты кредитов. Причём каналы реализации находят разные. Руководитель Ассоциации сельхозпредприятий восточной зоны Ставропольского края, финансовый директор ООО «Плюс» Гасан Гасанов рассказывает: «Около 20 процентов объёма урожая приобретают переработчики. Фураж закупают комбикормовые заводы края, часть идёт на спиртозаводы Северной Осетии. Кроме того, начинаем экспортные поставки в Иран, заключив прямые договоры. Тем не менее, большая часть зерна ещё не реализована. Производители согласны продать пшеницу по 4000–4500 рублей, но сейчас таких цен у нас в регионе нет. Хозяйства придерживают зерно в расчёте на старт госинтервенций. Средняя себестоимость пшеницы в регионе — 3700 рублей за тонну, но даже по этой цене хозяйства не могут её продать».
«Себестоимость пшеницы 3−го класса, которой мы собрали в этом году 90 тысяч тонн, составила четыре рубля за килограмм, — сетует директор агрофирмы “Топаз” (Ростовская область) Сергей Свитенко . — Поскольку в районе закупочные цены практически такие же, то получается, что пшеницу мы реализуем на уровне себестоимости. Урожай из-за засухи получили на 40 процентов меньше, а цена не только не поднялась, а, напротив, снизилась по сравнению с прошлым годом». Но даже при этих низких ценах компании-зернотрейдеры закупают зерно с гораздо меньшей активностью, чем в прежние сезоны. В следующем сезоне «Топаз» уменьшит площади посевов озимых с 30 тысяч до 20 тысяч гектаров.
По мнению министра сельского хозяйства Ростовской области Игоря Кузнецова , в сложившихся условиях у селян один путь — повышать производительность. «Для этого сельхозтоваропроизводителям, — считает г-н Кузнецов, — необходимо соблюдать правила рационального использования сельхозземель, больше внимания уделять внесению удобрений и качеству семян. Известно, что даже один шаг — применение семян высшей репродукции — даёт прибавку к урожаю до 30 процентов, да и на мировом рынке высокосортная пшеница более востребована».
«Несмотря на перепроизводство, в нашем регионе селяне всё равно будут выращивать именно озимую пшеницу, так как она — одна из немногих рентабельных культур в засушливой зоне, — уверен Александр Ярошенко. — И мы планируем в будущем выращивать пшеницы больше, чем прежде, но при этом снижать себестоимость. Конечно, не за счёт сокращения применения удобрений, так как иначе получим низкокачественное, а значит, не востребованное рынком зерно. Будем повышать производительность труда. Зерновой рынок развивается по спирали, и кризис перепроизводства закончится. Низкорентабельные зернопроизводители не только в России, но во всём мире уйдут с рынка, останутся крепкие хозяйства».
Трейдеры на грани рентабельности
Большая часть зернотрейдеров, работающих в ЮФО, периодически прекращают закупки. «Закупка временно приостановлена» — всё чаще можно видеть такую формулировку вместо цен. Связано это, в первую очередь, с недостаточным количеством заключённых контрактов, а также с постоянным понижением внутренних и мировых цен. «В этом сезоне мы работаем на краткосрочную перспективу, — как, впрочем, и большинство трейдеров, — говорит Павел Бердутин , заместитель директора ООО “Юг-Зерно-Т”. — Совершаем небольшие спотовые FOB-сделки как в порту Новороссийска, так и в мелких портах — Таганроге, Азове, Ейске. Объёмы небольшие, так как экспортных контрактов мало. Закупки идут трудно — производители ждут старта госинтервенций, и, как следствие, повышения рыночных закупочных цен. Сегодня даже о приемлемой прибыли трейдеров говорить не приходится — цены на внутреннем рынке находятся на уровне себестоимости, дальше снижать их просто некуда, а на внешнем они тоже низки».
Винить трейдеров в низких закупочных ценах не стоит — они сами работают на грани рентабельности, а порой и в убыток. Николай Демьянов , заместитель гендиректора Международной зерновой компании, отмечает: «Снижение спроса, цен и ухудшение конъюнктуры для российского зерна привели к тому, что экспортные поставки стали убыточны для трейдеров. Внутренние и мировые цены оказались практически на одном уровне. О какой прибыли говорить, если купить зерно в России в августе можно было по 165–170 долларов за тонну, а продать на мировом рынке по 160? Компании будут работать на отрицательной марже, чтобы закрывать продажами взятые на себя обязательства по контрактам».
В расчёте на перспективу трейдерские компании сейчас закупают зерно для хранения на элеваторах с целью продажи в будущем и заключения большего числа экспортных контрактов. Так, недавние закупки Египтом российской пшеницы внушают некоторый оптимизм. Кроме того, достигнута договорённость о долгосрочных поставках российской пшеницы в Египет между правительством этой страны и Объединённой зерновой компанией (ОЗК), которая и была создана с целью структурирования и стимулирования экспорта.
Эксперт Он-Лайн
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью