13 ноября 2024 г., Среда
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Иван Лысенко: «Рост объемов использования биологических СЗР ожидается в следующие 2–3 года»

20.11.23


Специалист компании «Бионоватик» о том, сможет ли Россия обогнать Бразилию в части биологизации земледелия

Биологизация земледелия — новомодный тренд или будущее сельского хозяйства? Какие мифы сдерживают более динамичное развитие биологического метода защиты и питания урожая? Об этом поле.рф расспросил Ивана Лысенко, руководителя регионального представительства «Юг» компании «Бионоватик», российского производителя биопрепаратов, который первым в мире перешагнул отметку в 1 млн гектаров обработанных культур.

— Иван, сравните, пожалуйста, уровень биологизации земледелия в России и за рубежом? Какие страны более всего продвинулись в этом направлении?

— Ввиду своей закрытости и самодостаточности сильно продвинулись в биологизации земледелия Бразилия и Индия. Вопреки расхожему мнению о том, что биологизация — это распространенный европейский тренд, на самом деле здесь она дорогая и развивается преимущественно в закрытом грунте и садоводстве, тогда как в той же Бразилии эта технология в полной мере освоена на экономически значимых для страны полевых культурах — сахарном тростнике и сое.

Россия занимает 3–5-е место по объемам использования биопрепаратов. Страна сильно продвинулась в биологизации растениеводства за прошедшие пять лет: биопрепараты используются в основном в интегрированных схемах защиты, но есть примеры и чисто органического земледелия.

— С чем связаны столь внушительные темпы развития биологического способа защиты в Индии и Бразилии?

— На рынки СЗР этих стран в меньшей степени оказывали влияние транснациональные компании—производители препаратов, чьи компетенции базируются преимущественно на химическом способе защиты. Урожаи в Бразилии и Индии убирают дважды в год. В условиях отсутствия на рынке СЗР страны начали развивать биологический способ как более доступный и дешевый и, надо сказать, преуспели в этом.

В России же рынок СЗР оставался долгое время абсолютно открытым и высококонкурентным, и массовая культура защиты урожая с помощью агрохимии зародилась у нас намного раньше. Кроме того, на протяжении уже многих лет ряд действующих веществ запрещают в Европе, производители химических препаратов находят рынки сбыта своей продукции в странах третьего мира и в России. Если представить, что в России не станет агрохимии и минеральных удобрений, то у нас точно так же начнет динамично развиваться биологический метод.

— Какие сегменты биологических СЗР в России наиболее развиты, а какие незаслуженно недооценены в настоящее время и почему?

— В последние три года серьезно вырос объем использования инокулянтов на сое. Хорошо развит спрос на биофунгициды, а также деструкторы соломы после введения запрета на выжигание стерни.

В то же время биоинсектициды и ускорители питания растений пока мало используются российскими сельхозпроизводителями.

В первую очередь это связано с отсутствием осведомленности и недостатком знаний в этой области. Обучение в аграрных вузах идет в разрезе той технологии защиты, которая уже на протяжении многих лет превалирует в российском сельхозпроизводстве — это химический метод. Отсюда множество мифов вокруг технологий биологической защиты урожая, которые являются главными барьерами ее популяризации.

— Среди таких мифов мнение о том, что биопрепараты использовать затратнее, а результат не всегда предсказуем, если сравнивать с химическими СЗР. Так ли это?

— Чтобы развенчать этот миф, приведу пару примеров из практики «Бионоватик». Стоимость обработки гектара нашим биоинсектицидом составляет 1200 рублей, а одним из распространенных химических инсектицидов — 2100 рублей. Эффективность препаратов составляет 70–95% и 80–100% соответственно. При этом обработки биопрепаратом проводятся дважды, а химическим — четыре раза за вегетацию. При сопоставимой эффективности затраты на обработки химическим инсектицидом будут значительно выше.

Что касается биофунгицидов, в сезоне 2022 года мы проводили обработки пшеницы в промышленном производстве в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. На участках, где были полностью исключены химические препараты, первой обработкой биофунгицидом удалось сдержат корневые и прикорневые гнили, а также другие инфекции вплоть до появления колоса.

— Что, на ваш взгляд, будет стимулировать развитие биологического метода защиты растений у нас в стране?

— Уже сейчас страны—импортеры российской сельхозпродукции проверяют ее на остаточный след от пестицидов, и это способствует развитию интегрированного метода защиты. Кроме того, уже пару лет ассортимент крупных отечественных и иностранных игроков рынка СЗР пополнился биопрепаратами. Добавим сюда тот факт, что Китай пересматривает политику в отношении экспорта действующих веществ, и это приведет к повышению стоимости производства агрохимии: выпускать биопрепараты станет выгоднее. Постепенно все это приведет к переориентации компаний—производителей средств защиты растений и к более активному лоббированию преимуществ биологического земледелия. Полагаю, что уже в следующие 2–3 года в России произойдет кратный рост объемов использования биологических СЗР.

И, наконец, если в крупных сетях повсеместно появятся полки с продукцией органического земледелия и она будут стоить дороже, чем продукты, произведенные с использованием агрохимии, то Россия за несколько лет обгонит Бразилию по объемам использования биопрепаратов.

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: