Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров во время своего визита в середине февраля в Италию договорился с руководством местной компании Laverda о развитии производства итальянских комбайнов на одном из предприятий Ставрополя. Если эти планы осуществятся, Laverda станет второй после Case New Holland зарубежной фирмой, начавшей сборку собственных комбайнов в России. Российские производители, правда, уверяют, что продать итальянцам ничего не удастся. Те, напротив, обещают через два года завоевать существенную долю на российском рынке, который оценивается примерно в 500 млн долларов.
По данным холдинга «Новое содружество» (куда входит крупнейший производитель, «Ростсельмаш»), на сегодня главными игроками на российском рынке комбайнов являются «Ростсельмаш» (60% рынка) и «Сибмашхолдинг» (30% рынка). Остальные 10% приходятся на небольшие отечественные машиностроительные предприятия и зарубежных производителей – Case New Holland, Claas и John Deer. При этом сборочное производство в России (завод «Инмаш» в Башкортостане) на сегодня имеет лишь Case New Holland – мировой лидер в производстве тракторов и комбайнов с оборотом примерно 10 млрд долларов в год. Claas и John Deer пока что лишь заявляют о намерениях открыть сборку в России. После визита г-на Черногорова в Италию к ним, судя по всему, присоединится Laverda – крупнейшая в Италии и третья в Европе компания по производству комбайнов (800 машин в год).
Судя по всему, в правительстве позитивно относятся к планам иностранных фирм. «В условиях рыночной экономики открытие предприятий зарубежных производителей в России выгодно прежде всего российским потребителям, – сказал РБК Владимир Сушков, начальник отдела по координации производства и поставки техники Департамента технической политики Минсельхоза РФ. – Потребительские свойства – это обязательное условие при выборе комбайнов. У итальянских комбайнов они лучше». Российские производители с этим сравнением, правда, категорически не согласны. По словам представителя «Нового содружества» Александра Савостьянова, отечественные комбайны по основным параметрам не уступают импортным. «Западные машины превосходят отечественные по обеспечению комфорта для комбайнера и по наработке на отказ (то есть усредненное время работы до первой остановки – будь то поломка двигателя, выход из строя какого-либо узла и т.д.). Что же касается соотношения цена-качество, срока окупаемости, возможности сервиса, нагрузки на износ – по всем этим характеристикам отечественные комбайны импортным не уступают», – сказал РБК г-н Савостьянов.
Причем, по его информации, импортные комбайны окупаются только при высокой урожайности – не менее 40 центнеров с гектара, в России же средняя урожайность – 19 центнеров. К тому же стоимость их обслуживания в три-четыре раза выше. «Российский сельхозпотребитель от прихода Laverda на российский рынок ничего не выиграет. Дело в том, что требуются запасные части, но из-за слабого присутствия компании на рынке с ними, безусловно, возникнут проблемы. Не выиграет и сама фирма: снижение цены комбайна из-за того, что он будет произведен в России, невелико. Ввозная пошлина на комбайны составляет всего 5%. Это не та сумма, ради которой стоит вкладываться в производство здесь. Laverda упустила момент, когда зарубежные производители комбайнов входили на российский рынок, и ей очень сложно будет конкурировать с ними», – полагает Александр Савостьянов.
Российские конкуренты итальянцев сохраняют пессимизм по поводу планов Laverda, несмотря даже на очевидную поддержку со стороны губернатора Ставрополья. Александра Черногорова. «У заявления Черногорова о начале сотрудничества с Laverda могут быть три причины: стереотип «западное – значит отличное», создание новых рабочих мест и, самое главное, – развитие благоприятного инвестиционного климата», – говорит Александр Савостьянов. Другими словами, планы Laverda в Ставропольском крае, по его мнению – всего лишь еще одна декларация о намерениях. «При цене в 120–150 тыс. долларов за комбайн, у Laverda вряд ли получится конкурировать, например, с наиболее востребованными на рынке комбайнами среднего класса Case New Holland стоимостью 120 тыс. долларов. Поэтому разговоры о начале производства комбайнов Laverda в России закончатся ничем», – резюмирует г-н Савостьянов.
В московском представительстве компании Laverda РБК, между тем, сообщили, что открытие производства зерноуборочных комбайнов в Ставрополе, благодаря поддержке губернатора Ставрополья, произойдет возможно уже в 2004 году. «В России на сегодняшний день продано больше 200 комбайнов компании Laverda, причем фирма пришла на российский рынок два года назад, -- сообщил представитель компании. -- Рынок производителей комбайнов в России очень узкий. Здесь порядка десятка местных производителей комбайнов и, кроме того, можно говорить о конкуренции с тремя-четырьмя производителями из Европы и Америки. Однако наши комбайны стоят примерно на 25% меньше, чем комбайны других иностранных производителей, при этом качество техники очень высокое, а сравнивать качественные характеристики комбайна Laverda с российским комбайном, некорректно – все равно, что сравнивать Lamborgini с «Жигулями»». Вложения итальянцев в завод представитель компании в разговоре с корреспондентом РБК оценил в сумму порядка 30 млн долларов. «Ставрополье – это самый лучший регион для организации производства комбайнов, ведь там сосредоточены потенциальные потребители нашей техники. Именно исходя из подобных соображений в 2002 г. было открыто производство комбайнов Laverda в Казахстане», – сообщил он.
Между тем, прогнозы экспертов свидетельствуют о том, что в 2003 году перспективы у производителей комбайнов – как отечественных, так и зарубежных – не очень радужные. В последние годы потребность в комбайнах снизилась в России с 10 тысяч до 7 тысяч единиц. «Во-первых, прошел эффект импортозамещения при девальвации, который стимулировал быстрый рост агросектора и, соответственно, обеспечивал там достаточные финансовые возможности для обновления парка, -- поясняет представитель «Нового содружества». -- Во-вторых, прошлогодний кризис на рынке зерна привел к резкому падению рентабельности у хозяйств, которые сократили свои траты, в том числе и на новую технику. В-третьих, лизинговый механизм пока не дал возможности вовлечь значительное количество участников в подобные схемы, то есть не самортизировал «просадку» рынка». В итоге, резко упал спрос на дорогие комбайны, и сейчас наблюдается активизация спроса на комбайны среднего ценового сегмента класса «Дон-1500Б» стоимостью 60 тыс. долларов. Кроме того, после двух урожайных лет ожидается неурожай, и уже наблюдается резкое сокращение посевных площадей. Вдобавок, агрохолдинги проводят ревизию своих инвестиций в АПК. Все это явно не приведет к росту закупок сельхозтехники».
Отдел компаний
Андрей Сердечнов