Группа крупнейших европейских банковских групп вот-вот окажется в центре очередного громкого политического скандала. Несмотря на режим жестких санкций, которые были введены против Российской Федерации, а также международное эмбарго на экспорт товаров из Крыма, оказавшегося "серой зоной" вследствие его аннексии, западные финансовые группы поддерживают и финансируют огромные объемы экспорта зерновых с территории спорного полуострова на международные товарные рынки.
… зерно из … Крыма, под видом продукции российского происхождения, течет на мировой рынок при финансовой поддержке швейцарских банков BCP и BCV, а также французской транснациональной группы Societe Generale.
Режим санкций в отношении России, а также эмбарго на экспортные поставки из Крыма, обязывают западных финансистов следить за происхождением своих клиентов и блокировать их операции.
Но европейские банкиры не замечают, либо делают вид, что не замечают очевидного: компания российского происхождения из Объединенных Арабских Эмиратов в огромных объемах поставляет на мировой рынок зерно, выращенное в "сером пограничье" на аннексированном полуострове Крым. Простая перегрузка зерна с судна на судно позволяет зернотрейдеру скрыть происхождение своего товара.
Так простые логистические хитрости в портах позволили непрозрачной "темной лошадке" ворваться в топ-3 рейтинга российских экспортеров зерна. Еще год тому назад мало кто знал о самом существовании ростовской компании "Торговый дом "Риф". Сегодня эта компания - экспортер №1, которому удалось обойти крупные транснациональные компании.
Российские СМИ прозрачно намекают: компания имеет серьезных покровителей в российской власти. Иначе она не сумела бы так оперативно развернуть экспорт с сомнительной территории, а также четко, как по часам, получать возврат экспортного НДС.
Даже пристальное внимание российских деловых СМИ к собственной "серой лошадке" зернового рынка и потенциальный громкий международный политический скандал не останавливают ни "черного экспортера", ни его европейских банков-партнеров, которые поддерживают очевидно сомнительные торговые операции.
В частности, свежие документы о логистических фокусах в портах с крымским санкционным зерном торгового дома "Риф" датированы уже началом августа. Впрочем, "Васька, слушает, да ест!".
Но самое интересное в данной истории - вся информация имеется в открытом доступе. В нашем расследовании мы ее лишь систематизировали и сопоставили.
Санкции не для всех: "Риф", Крым и "Кавказ"
Итак, неожиданный лидер экспорта российского зерна, ростовский торговый дом "Риф", - непрозрачная компания с темным прошлым и, как стало известно РБК-Украина, темным настоящим.
2015 год
12 июня. Судно Petra I (Panamax, грузоподъемность - 42 263 тонны) встало на рейд в порту "Кавказ".
19 июня. Евросоюз продлил срок действия санкций, принятых годом ранее в связи с аннексией Крыма. В частности, был продлен запрет на импорт товаров крымского происхождения в страны ЕС и любое обслуживание таких торговых операций. К этому эмбарго присоединились Япония, США, Норвегия, Австралия, Швейцария и другие страны.
20 июля. По итогам сельскохозяйственного года 2014/2015 МГ, сообщило агентство Bloomberg, первое место в рейтинге крупнейших экспортеров зерна занял мало кому до сих пор известный торговый дом "Риф" из Ростова-на-Дону. Он опередил многолетнего лидера отрасли - "Международную зерновую компанию", филиал известного мирового трейдера Glencore.
24 июля. Судно Petra II (Panamax, грузоподъемность - 42 284 тонны) встало на рейд в порту "Кавказ".
Темное прошлое
На сайте дубайской зернотрейдинговой компании GTCS Trading, тексты на котором написаны на русском и английском с огромным числом грамматических ошибок, есть раздел "Достижения и награды".
Этот раздел содержит три благодарственные грамоты. Одна - от компании BestandOnly, то есть от самих себя.
Другие две - от компании "Промэкспедиция", которой принадлежит крупный зерновой терминал на Азове, а также торгового дома "Риф". Обе организации благодарят зерновых трейдеров из ОАЭ за плодотворное сотрудничество.
Нигде больше на сайте, в том числе, в разделе "Партнеры", "Промэкспедиция" и "Риф" не фигурируют. Правда, в разделе "Инфраструктура" своего сайта GTCS пишет о сотрудничестве с "крупными портами в Азове, Ростове-на-Дону и Керчи".
Однако игроки и эксперты российского рынка прекрасно знают: "Промэкспедиция", "Риф" и GTCS - практически одна и та же компания.
Например, в публикациях часто встречаются "сдвоенные" названия, обозначающие крупнейшего экспортера российского зерна:
- "Торговый дом "Риф" ("Промэкспедиция")", - авторитетный ресурс "Русагротранс", июль 2015 года;
- "ТД "Риф" (GTCS Trading JLT)", - специализированный индустриальный ресурс "АгроАМ", апрель 2015 года;
- "GTCS (RIF)", - швейцарский зерновой трейдер СвитунСтилл, июль 2015 года.
По факту, это части постепенно расширяющегося уже мультинационального холдинга, который почему-то очень стесняется признаться в том, что он - холдинг.
Началась история зерноторгового конгломерата (для удобства назовем так эту группу компаний) в 2002 году, когда в Азове (Ростовская обл.) было основано ООО "Промэкспедиция" - для занятий погрузочно-разгрузочными и транспортно-экспедиционными работами и услугами.
В 2004 году компания пришла в зерновой бизнес - построила терминал на 30 тыс. тонн в Азовском порту.
В 2010 году в Ростове-на-Дону был основан торговый дом "Риф". Согласно данным официального сайта компании, основные направления его работы - закупка и экспорт пшеницы, кукурузы, ячменя, а также бобовых и масличных культур.
В 2012 году появилась частная зернотрейдинговая компания Best&Only со штаб-квартирой в Дубае (ОАЭ). Впоследствии она поменяет свое название на GTCS Trading.
В 2012-2013 маркетинговом году компания "Риф" вышла на экспортный рынок, по итогам которого вывезла за рубеж скромные 200 тыс. тонн и заняла 13 место в списке российских экспортеров зерна.
Уже в следующем году "Риф" экспортировал 1,95 млн тонн. То есть, почти в 10 раз больше, чем годом ранее. "Риф" тут же вырвался на третью строчку в рейтинге крупнейших экспортеров зерна в РФ и обошел таких крупных игроков рынка, как "Юг Руси", LouisDreyfus и "Астон".
Эксперты видели немаловажную причину такого стремительного роста в логистике, которую наладил "Риф". Во-первых, утверждал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, использовалась следующая схема: малые суда из Азовского порта доходили до керченского порта и порта "Кавказ", где перегружались на большие суда. Такой метод позволял "Рифу" закупать зерно по привлекательным для контрагентов ценам.
Во-вторых, поделилась инсайдом газета "Ведомости", "Рифу" удалось очень хорошо наладить автомобильные поставки. Скорее всего, с привлечением админресурса, который также был использован и для своевременного возврата экспортного НДС.
Представители "Рифа" приводили другую причину этого скачка. И, и тем самым, впервые обнаружили тесную связь между "Промэкспедицией" и "Рифом".
Гендиректор "Рифа" Вадим Саркисов объяснял успех своего торгового дома тем, что "Промэкспедиция" в 2013 году реконструировала свой терминал. Его емкость увеличилась с 30 тыс. тонн до 108 тыс. тонн зерна, и тот стал крупнейшим зерновым терминалом по перевалке на малой воде в Азове.
Примечательно, что в 2014 году компания GTCS Trading заняла второе место в рейтинге крупнейших трейдеров, торгующих российским зерном. Глава торгового отдела компании Олег Крюковский сообщил в интервью Business Recorder следующее: быстрый рост торговых оборотов был связан с тем, что емкость их терминала в порту Азова выросла с 30 тыс. тонн до 108 тыс. тонн.
При этом, ни "Промэкспедицию", ни "Риф" Крюковский здесь не назвал. Хотя в этом же материале Business Recorder сообщил, что GTCS - не грузоотправитель, а агент, работающий, преимущественно, с торговым домом "Риф".
Но более важным стало другое открытие 2014 года. В связи с вхождением "Рифа" в топ-3 экспортеров российского зерна агентству Bloomberg дал интервью некто Петр Ходыкин, впервые рассказавший о том, что именно он - владелец торгового дома "Риф" и компании "Промэкспедиция".
По словам Ходыкина, он пришел в зерновой бизнес в 2004 году, когда был построен терминал "Промэкспедиции". На тот момент у него было 20% акций этой компании. В 2011 он приобрел контроль над портом.
О компании GTCS по-прежнему ни слова.
Скрытные связи
Единство руководства "Промэкспедиции", "Рифа" и GTCS - "секрет Полишинеля" для российской агроиндустрии. Но компании все равно тщательно избегают раскрытия структуры собственности, управления и системы своих взаимоотношений.
О руководстве GTCS известно только, что Олег Крюковский, закончивший в 2001 году Ростовский государственный экономический университет, возглавляет торговый отдел компании.
"Промэкспедиция", по данным "СПАРК-Интерфакс" (международная база данных конечных бенефициаров компаний), принадлежит кипрской компании HamaikoLtd, гендиректор - Игорь Сичкарев.
ТД "Риф" принадлежит Grain International HoldingsInc. с Британских Виргинских островов (через кипрскую "Лепаркан инвестментс лимитед"). При этом, конечный бенефициар в документах не указан, гендиректор - Вадим Саркисов.
Владелец обеих компаний, как выяснилось в 2014 году, - Петр Ходыкин.
Однако и с руководством "Промэкспедиции" и "Рифа" не все однозначно.
По словам члена ростовского клуба финансистов Михаила Акопьяна, компания "Промэкспедиция" принадлежит, как писал "Коммерсант" в 2010 году, "достаточно мощной ростовской бизнес-группе, к которой имеет отношение семья Вертий".
В 2014 году газета "Ведомости" передавала информацию от игроков рынка: и "Риф", и "Промэкспедиция" принадлежат Оксане Вертий. В 2015 году издание по-прежнему утверждало то же самое.
Газета пыталась связаться с самой Вертий. Но ни в "Рифе", ни в "Промэкспедиции", ни в адвокатcкой палате (официальном месте трудоустройства) найти ее не удалось.
Когда газета обратилась за комментарием к гендиректору "Рифа" Вадиму Саркисову, тот о структуре руководства компанией говорить отказался. В интервью donnews.ru Саркисов утверждал, что "семейство Вертий к компании "Риф" никакого отношения не имеет", и что он сам "является учредителем торгового дома, а в 2013 году продал свои активы иностранному инвестору", которого называть не стал.
Что же это за "семейство Вертий"? Оксана Вертий - дочь Юрия Вертия, бывшего начальника УВД Ростова-на-Дону. В конце 1990 годов Юрий Вертий был фигурантом громкого коррупционного дела, имевшего резонанс по всей стране.
В ходе процесса над главой фирмы "Фаворит" Аркадием Габрельяном, Вертий был назван в числе высокопоставленных служащих правоохранительных органов Ростовской области, которым Габрельян давал крупные взятки.
Возможно, вот он, тот самый "административный ресурс", который, как утверждал источник "Ведомостей", помог "Рифу" наладить автомобильные поставки и быстро вернуть экспортный НДС.
И еще один интересный факт о семье Вертий. Муж Оксаны Вертий - уже упоминавшийся Петр Ходыкин, владелец компаний "Промэкспедиция" и "Риф".
Темное настоящее
В 2014 году, уже после введения санкций Евросоюза против России, Саркисов сказал в интервью "Деловому кварталу": "В июле этого года меня пригласили на конференцию в Симферополь, где собирались представители ведущих экспортеров зерна России. Я увидел, что в Крыму отличный урожай зерна, прекрасные погодные условия. Но закупать их зерно мы не можем, потому что эти территории, а, следовательно, и их товар, западные компании не примут... мы пытаемся найти пути, как исправить эту ситуацию. Пока безуспешно".
Судя по всему, этот путь со временем был найден.
Как уже говорилось выше, в сезоне 2013/2014 МГ зерноторговый конгломерат освоил логистическую схему отгрузки зерна через порт "Кавказ". Из Азова малые суда "река-море" отгружают зерно в транзитный порт напротив Керчи, где кранами переправляют его на крупные суда, которые уже везут груз получателю. Либо перегружают его на так называемые "накопители", стоящие здесь на рейде, после чего груз повторно перегружается на крупногабаритные суда, которые отправляются с зерном в пункт назначения.
Это выгодная и потому очень распространенная схема. И это не секрет.
Не являются секретом и ежедневные графики движения и расстановки судов в порту "Кавказ". Они находятся в открытом доступе. По правилам сайта, данные видны только за текущий день, а на следующий день уходят в архив. Но РБК-Украина располагает скриншотами графиков за предшествующие числа (см. в конце текста).
В этих графиках фигурируют суда Petra I и Petra II, которые принадлежат зерноторговому конгломерату.
По этим графикам видно, что 25 июля 2015 года в 15:00 судно "Родонит" пришло в порт "Кавказ" с грузом "ячмень". В графе "От" (то есть, происхождение груза) написано "Севастополь" - тот самый город, который расположен на юго-западе аннексированного Крыма.
После этого крымский ячмень был погружен на судно MTKT, а оттуда - перегружен на судно Petra I.
И это не единичный случай: аналогичные операции были совершены 18 июля, 23 июля (трижды), 24 июля, 28 июля и 29 июля (дважды), 31 июля и 1 августа. И это только исходя из графиков, которые зафиксировало РБК-Украина.
Так, изданию известно, что уже более 50 тыс. тонн крымского ячменя так были перегружены на суда Petra I и Petra II. Также известно, что сейчас зерноторговый конгломерат активно закупает и крымскую пшеницу для последующего экспорта.
Посредством таких нехитрых перегрузочных манипуляций 50 тыс. тонн крымского зерна оказалось на судах зернового экспортера из России.
Понятно, что происходит дальше. Осуществляется поставка на условиях FOB или CIF добросовестному покупателю, который не знает точно о крымском происхождении зерна. При этом, все операции по закупке и доставке зерна финансируются и кредитуются банками, которые, можно допустить, также не знают о крымском происхождении зерна.
Темное будущее
GTCS Trading, дубайская ипостась зерноторгового конгломерата, на своем сайте написала, что сделки компании финансируют и кредитуют надежнейшие банки Европы.
Действительно, в разделе "Партнеры" фигурируют швейцарские BCP и BCV и французский SocieteGenerale - известные организации и опытные игроки рынка.
И они должны знать, что банки не могут финансировать платежи по нелегальным торговым и экспортно-импортным операциям, например, по экспорту крымских товаров в Европу. Они должны такие платежи блокировать немедля, как только становится известной противозаконная природа этих транзакций.
При этом, все данные, подтверждающие нелегальный характер этих операций, как показано, находятся в открытом доступе.
Следовательно, встает вопрос: в чем причина того, что эти операции российского зернового экспортера беспрепятственно финансируются и осуществляются? На этот вопрос есть два варианта ответа:
- Злой умысел со стороны европейских банков.
- Непрофессионализм со стороны европейских банков.
Какой вариант хуже? Непонятно. Но оба варианта - не из приятных для самих банков, в первую очередь. Так, BNP Paribas может многое рассказать об участии в сделках, нарушающих международные торговые санкции.
Здесь встает еще ряд вопросов.
1. Работают ли вообще международные торговые санкции?
2. Почему экспортер зерна из России, прямой конкурент украинских зерновых компаний, вывозит крымский ячмень за рубеж, нанося тем самым непосредственный ущерб экономике Украины?
3. Почему наши европейские партнеры бездействуют?
По итогам российского сельскохозяйственного 2014/2015 МГ за рубеж было вывезено почти 31 млн тонн зерна. Компания "Риф" с показателем в 2,55 млн тонн стала крупнейшим экспортером, ненамного обойдя таких многолетних лидеров, как Glencore (2,54 млн тонн), CargillInc и Olam International Ltd.
То есть, получается, что на европейском и мировом рынках зернового экспорта скоро разразится серьезный скандал. Ведь нарушает торговые санкции, наложенные Евросоюзом, США и мировым экономическим сообществом, не мелкая сошка, а крупнейший экспортер на одном из важнейших мировых рынков зерна.
Или не разразится?
К моменту публикации данного материала редакция нашла более свежие документы, которые свидетельствуют о почти аномальной гиперактивности новоявленного лидера российского зернового экспорта.
Судно МТКТ с регулярностью ушлого челнока фигурирует в логистических портовых фокусах "крымского экспортера" арабского происхождения с российскими корнями. С завидной регулярностью в графике работы портов МТКТ отмечена по отправке из порта Севастополя с перегрузкой на все те же Petra I и Petra II.
Документы, находящиеся в открытом доступе на сайте портов, свидетельствуют: санкционные ограничения на экспорт крымского зерна на мировые рынки никого особо не пугают и не останавливают.