Международную конференцию "Зерновая Сибирь" на прошлой неделе впервые принимал Барнаул. Момент для обсуждения наболевших вопросов регионального агропродовольственного рынка выбран как нельзя кстати. В настоящее время и сельхозтоваропроизводители, и переработчики Сибири, и в частности Алтайского края, имеют целый клубок запутанных проблем — это низкие цены на продукцию, сужающиеся рынки сбыта, отсутствие должной транспортной инфраструктуры. Но, несмотря на все негативные тенденции, рынок живет в ожидании положительных изменений.
Немного позитива
Конференция дала возможность участникам в очередной раз обсудить насущную тему железнодорожных перевозок. Напомним, на протяжении последних месяцев зернопереработчики региона испытывали нехватку крытых железнодорожных вагонов для доставки продукции. С начала реформы "РЖД" эта проблема постепенно нарастала, а в сентябре текущего года достигла своего апогея. Именно тогда на складах мукомольных предприятий скопилось более 100 тыс. тонн произведенной и уже проданной продукции, вывезти которую не было возможности.
Сейчас эта проблема, судя по всему, начинает решаться. "Сложившуюся ситуацию следует рассматривать в контексте недостатка мощных зерновых элеваторов в российских портах и нежелания зерновых трейдеров инвестировать средства в эти объекты, — высказал свою позицию на "Зерновой Сибири" Павел Захаров,заместитель руководителя "Федерального агентства железнодорожного транспорта". — За последние 20 лет в России не было построено ни одного зернового терминала за исключением Новороссийска. В этих условиях оптовые экспортеры организуют отгрузку "с колес", то есть прицепные вагоны превращаются в квазиэлеваторы. Несмотря на все трудности, я могу заверить, что никакого коллапса в регионах не было и нет".
Тут же он привел сводку "с железнодорожных магистралей". По данным на 14 ноября, по "Западно-Сибирской железной дороге" для перевозки зерна поставлено 183 вагона при плане 120. По "Красноярской ЖД" подан 31 вагон при плане 17. Судя по тому, что из зала не послышалось ни одного недовольного высказывания или каверзного вопроса, цифры эти соответствуют действительности.
Надо сказать, что решение проблемы с вагонами необходимо алтайским производителям как воздух. Без подвижного состава зерно и мука, по сути, оказываются запертыми внутри Алтайского края. Теперь же у продукции есть шанс, если не быть вывезенной на экспорт, то хотя бы дойти до потребителей Забайкалья и Дальнего Востока, не обеспечивающих себя зерновыми и продуктами их переработки. Присутствовать на этих рынках алтайским производителям необходимо, иначе в скором времени они могут оказаться занятыми. К слову сказать, желающих сделать это в нынешнем сезоне предостаточно.
Еще один позитивный аспект российского зернового рынка отметил Олег Суханов, ведущий эксперт "Института конъюнктуры аграрного рынка" (ИКАР). По его словам, впервые за долгое время правительство России четко обозначило свою позицию в отношении экспорта зерна. На протяжении нескольких месяцев представители федеральной власти говорили о возможном введении пошлин на вывоз зерна. Рынок нервно реагировал на такие заявления. Еще бы, учитывая большой урожай зерновых и существенные переходящие остатки, экспортоориентированность внутренних цен становится все заметнее. Теперь, когда решением сверху вывозу зерна из России дан зеленый свет, эта зависимость станет еще более явной. И если экспорт продолжит расти, сохраняется вероятность, что цена на зерно пойдет вверх сначала на юге и в центре страны, а потом, возможно, в Сибири.
Пока же этого не произошло и стоимость пшеницы в СФО остается самой низкой в стране, Минсельхоз предложил новый вариант решения проблемы. 28 ноября в регионах Сибири и Урала начинаются зерновые залоговые интервенции. Отношение к этому у экспертов конференции оказалось двояким. С одной стороны, не может не радовать, что данный механизм, применяемый во многих развитых странах, начнет работать и в России. С другой — предельный уровень цен на закупаемую сельхозпродукцию невысок: 4,7 тыс. рублей за тонну пшеницы III класса и 4,4 тыс. рублей за тонну IV класса. Это может привести к тому, что некоторые зернопроизводители откажутся от участия в интервенциях и, как говорится, "сядут на запасы". Но Олег Суханов уверен: определенная часть профицитного зерна в Сибири и на Урале все-таки будет выведена с рынка. А значит балласт, который сейчас тянет цены вниз, окажется меньше.
В тесноте и в обиде
В качестве негативного фактора, влияющего на местный рынок, большинство экспертов "Зерновой Сибири" называли значительные объемы зерна в мире, внутри России и у ближайших соседей — Казахстана и Украины. Именно эти страны могут стать нашими главными конкурентами на мировом рынке. "В начале года были заявления, что вернуться на рынок после запрета экспорта российским поставщикам будет сложно. Все это глупости, — высказал свое мнение Олег Суханов. — Определяющим фактором на этом рынке является цена. Россия стартовала с достаточно низких ценовых уровней. Этим на 90% определяется наш рекордный экспорт в этом году. Но, не желая отдавать все контракты России, на рынок вышли Украина и Казахстан".
По некоторым оценкам, объем экспорта зерна из страны в ближайшее время может снизиться. В хозяйствах юга России практически не осталось дешевой пшеницы, которая была бы конкурентоспособной в мире. А везти ее с Урала или тем более из Сибири трейдеры не отважатся: слишком высоки транспортные расходы.
В этом случае возникает резонный вопрос: куда же пойдет сельхозпродукция из этих регионов, ведь вывозить ее в любом случае необходимо? Зерновой профицит Сибири в текущем сезоне составляет 5,5 млн. тонн, Урала — 4,4 млн. тонн. Ответ неутешительный: большая часть этих объемов, скорее всего, ляжет мертвым грузом.
Причина в том, что с каждый годом рынки сбыта зерна в СФО сужаются. В Сибири практически все регионы вышли на уровень самообеспечения. Красноярский край, например, его не только преодолел, но и стал основным поставщиком зерна в соседние субъекты. Учитывая тот факт, что урожайность у них 26 ц/га, а в Алтайском крае 11 ц/га, мы им уже не конкуренты. Притесняет местных производителей и Казахстан. "В этом сезоне республика может вывезти порядка 10 млн. тонн зерна. Около 2 млн. из них пройдет транзитом через Россию в порт Новороссийска, часть будет отправлена в Ирак и Иран", — отметил Олег Суханов. Все же остальное зерно может оказаться в Сибири, уверены другие эксперты.
Негативные процессы происходят и на рынке муки. Поставлять продукцию зернопереработки на экспорт местным производителям все так же сложно. Тут свою роль играют высокая конкуренция на мировом рынке готовой продукции и непосильные транспортные расходы. Сибирский рынок — тоже не подарок. Виктор Фоминых,президент краевого Союза зернопереработчиков, на прошедшей конференции констатировал: алтайская мука оказалась практически не нужной в Сибирском федеральном округе. Если еще пять лет назад Алтай кормил Кемеровскую область хлебом, то теперь регион в состоянии делать это сам. За это время здесь появились и свое зерно, и свои мельницы.
Существует еще один аспект. На протяжении нескольких месяцев в регионах России идет планомерное снижение цены на муку. По данным ИКАР, уже сейчас в центральной части страны мукомолы имеют в лучшем случае нулевую рентабельность. И рано или поздно это дойдет и до Сибири. В таких условиях местные переработчики будут вынуждены либо повышать стоимость своей продукции (что в нынешних политических условиях вряд ли возможно), либо снижать закупочные цены на зерно и требования по его качеству. И то и другое больно ударит по крестьянину.
Надо признать, что в этой неоднозначной ситуации на зерновом рынке сложнее всего выживать именно рядовому аграрию. Как ни крути, сильного объединения, которое бы лоббировало интересы сельхозпроизводителей, нет. Отсюда недостаток достоверной информации и разобщенность действий местных производителей. И сейчас многие из них просто не знаю, что делать.
Зернопереработчикам Алтая в этом отношении гораздо легче. Имея крепкий союз, они продолжают продвигать продукцию на экспорт, участвуют в гуманитарных программах, отстаивают свои интересы на федеральном уровне. В этом году в очередной раз был установлен понижающий коэффициент 0,5 на перевозку зерна и продукции перемола на расстояние свыше 1 тыс. километров. Но алтайские мукомолы хотят большего. По мнению Виктора Фоминых, только коэффициент 0,3, действующий с первого километра перевозки, сможет переломить ситуацию. Но будет ли он когда-либо принят, этот вопрос остается открытым.
Баланс ресурсов и использования зерна в РФ, млн. тонн
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 (прогноз ИКАР) |
|
Начальные запасы |
19,5 |
22,9 |
16,8 |
Валовой сбор после доработки |
97,0 |
64,5 |
91,5 |
Импорт |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
Ресурсы всего |
117,0 |
88,2 |
109,0 |
Из них: |
|||
Внутреннее потребление |
72,5 |
67,0 |
69,0 |
Экспорт |
21,6 |
4,4 |
24,0 |
Использование всего |
94,1 |
71,4 |
93,0 |
Конечные запасы |
22,9 |
16,8 |
16,0 |
Из них: интервенционный фонд |
9,6 |
6,7 |
6,7 |
Свободный рынок |
13,3 |
10,1 |
9,3 |
Динамика российского экспорта, тыс. тонн
Сезон 2009/2010 |
Сезон 2011/2012 |
|
Июль |
1342 |
2517 |
Август |
2194 |
3282 |
Сентябрь |
2357 |
3785 |
Октябрь |
2267 |
2815 |
Ноябрь |
1876 |
672 |
Декабрь |
1538 |
|
Январь |
1550 |
|
Февраль |
1100 |
|
Март |
1976 |
|
Апрель |
1845 |
|
Май |
1758 |
|
Июнь |
1554 |
Региональный баланс зерна в РФ, тыс. тонн
Центральный федеральный округ. Запас: 3200, производство: 17 000, потребление: 18 300, профицит: 1900
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Запас: 4500, производство: 31 500, потребление: 13 500, профицит: 22 500
Северо-Западный федеральный округ. Запас: 500, производство: 630, потребление: 1900, дефицит: -700
Приволжский федеральный округ. Запас: 3300, производство: 21 000, потребление: 19 500, профицит: 4800
Уральский федеральный округ. Запас: 1800, производство: 7100, потребление: 4500, профицит: 4400
Сибирский федеральный округ. Запас: 3500, производство: 14 700, потребление: 12 500, профицит: 5500
Дальневосточный федеральный округ. Нет данных.
Факт
По данным Минсельхоза США, в сезоне 20112012 годов в мире произведено 683 млн тонн только пшеницы. Это рекордный показатель за 10 лет.