Руководитель отдела маркетинга Bayer CropScience Виктор Борисенко рассказал в интервью ИА РБК-Юг, почему у компании в кризис выросли продажи и каким путем сегодня должен развиваться российский АПК.
Bayer CropScience — сельскохозяйственное направление бизнеса компании Bayer. В РФ компания реализует семена, средства защиты растений и охраны окружающей среды. В 2014г. объем продаж в России составил 95 млн евро. Прирост продаж с учетом корректировки курсов валют достиг 23%.
Виктор, первый вопрос конечно же связан с российским экономическим кризисом и ростом курсов валют. Вы представляете иностранную компанию, которая продает в РФ продукцию, выпущенную за рубежом. То есть для российского потребителя она теоретически могла подорожать в 1,5-2 раза. Как вы отреагировали на валютные колебания?
Наше производство действительно расположена на территории Германии, но у нас также есть 2 продукта, которые выпускаются в России. В декабре 2014г. мы как и все затаив дыхание следили за курсом рубля, внимательно смотрели, что происходит на рынке. И мы приняли решение, хотя оно нам далось достаточно трудно, оставить прайс-лист в рублевых ценах. Не смотря на потерю прибыли, мы решили разделить риски с нашими клиентами поровну. И в конечном итоге для нас это оказалось верным решением, потому что мы таким образом гарантировали стабильность цен для наших потребителей практически до конца года. А значит, сохранили лояльность к нашей продукции.
Как кризис в целом отразился на объемах продаж компании в этом году?
Изменение экономической ситуации в стране в меньшей степени отразилось на рынке средств защиты растений, если сравнивать с другими индустриями. Мы отмечаем увеличение спроса на весь портфель продуктов Bayer, в особенности рост демонстрируют фунгициды для зерновых. Спрос на эту категорию средств увеличился более чем на 25%. В этом году мы вывели на рынок новый препарат для защиты зерновых культур от заболеваний, который внес значительный вклад в рост бизнеса и был востребован российскими аграриями.
Но если говорить о каких-то итоговых цифрах за год... «Цыплят по осени считают». Год еще не завершился. Окончательные итоги мы подведем лишь в 1 кв. 2016г. Но уже сейчас есть стойкое ощущение, что это будет двузначный рост. Я думаю, что это связано с общим подъемом в России агропромышленного сектора.
Вы плотно общаетесь с вашими клиентами — сельхозпроизводителями. Не смотря на общий рост в отрасли, с какими основными трудностями им пришлось столкнуться в этом году?
У аграриев всегда главной проблемой было - где взять деньги? В этом году она стала еще более актуальной в связи с повышением стоимости кредитов с одной стороны, и необходимостью инвестировать в развитие — с другой. Мы попробовали помочь клиентам и взяли на себя часть их проблем: мы начали предоставлять продукцию в беспроцентный кредит. Ситуация оказалась не очень простая: в банках в начале сезона кредитов было практически не взять. И мы почти 70% продукции отдали в беспроцентный кредит. Хоть нам это и не выгодно, здесь получается ситуация, при которой мы либо должны поступать по-партнерски, либо проиграют все. В этом году в России производители семян и средств защиты растений выдали аграриям порядка 70 млрд руб. товарных кредитов. И я думаю, что во многом благодаря этому производителям удалось показать рост.
А насколько легко российские производители готовы переходить на новые для них продукты?
Мы как инновационная компания каждый год выпускаем новинки, которые не имеют прямых аналогов на российском рынке. Это наша миссия. В 2015 году Bayer вывел на российский рынок 6 современных средств защиты растений, направленных на борьбу с сорняками, болезнями и вредителями и призванных повысить эффективность земледелия российских агрономов.
В следующем году мы планируем продолжить укрепление продуктового портфеля. Недавно мы получили регистрацию на долгожданное решение в области защиты сахарной свеклы от комплекса заболеваний. Этот препарат хорошо известен в Европе и уже в сезоне 2016 года будет доступен и для российских аграриев. Также получена регистрация на новые продукты для защиты картофеля. Будут и другие новинки.
И конечно мы хотим, чтобы клиенты сразу же начинали ими пользоваться. Но наш российский покупатель обладает своей особенностью, я называю это «цикл трех лет». Он сначала должен посмотреть, как используется данный продукт. Желательно, у своего соседа-фермера или в соседнем хозяйстве. Потом протестировать его самостоятельно. И только потом, как правило на третий год «знакомства», приобрести его. Поэтому я считаю, что когда конечный потребитель делает выбор в пользу наших продуктов, он уже основывается на своем собственном опыте и это важно. Он уже четко знает, какой результат рассчитывает получить.
Все инновации традиционно связывают с дороговизной. И среди аграриев есть мнение, что в условиях сжатия экономики для снижения затрат и оптимизации процессов нужно отходить от дорогих иностранных продуктов и использовать более дешевые аналоги, или вообще отказываться от каких-то дорогих технологий.
Это стандартное историческое различие между интенсификацией и экстенсификацией. То, что вы описали, это некий экстенсивный путь развития. В целом, чисто теоретически, в России он возможен, потому что не используемых пахотных земель у нас предостаточно. Но вопрос в другом. Если мы сейчас отойдем от современных технологий, сможем ли мы добиться такого же валового сбора при существующих экономических ограничениях? Я не думаю, что Россия с учетом существующей задачи обеспечить страну собственными продуктами питания готова пойти по экстенсивному пути развития агропромышленного комплекса. Напротив, сегодня стоит вопрос об использовании самых современных технологий, которые позволят в короткие сроки увеличить показатели продовольственной безопасности.
Поэтому сейчас нужно более интенсивно осваивать земли, больше инвестировать в новые технологии, которые позволят собирать больший урожай с 1 га земли и в итоге получать большую выгоду.