17.08.09
Казалось бы, не так давно компания, арендовав землю, начала с производства сельхозпродукции в нескольких хозяйствах. За 18 лет она прошла все основные звенья производственно-логистической цепи: расширила площади своих хозяйств до 70 тыс. га, обустроила элеваторы общей емкостью 750 тыс. тонн, затем — запустила в работу морской перегрузочный терминал с техническими возможностями по отгрузке до 25 тыс. тонн в сутки. Теперь строит собственный флот и речные элеваторы вдоль Днепра, которые должны стать основой общегосударственной программы «Украинское зерно». В случае успешной реализации масштабного проекта труженикам села не нужно будет тратиться на 300—500-километровые автомобильные перевозки или оплачивать монопольные тарифы «Укрзалізниці», резко снижающие конкурентоспособность отечественного зерна. Ведь на работу выйдет широкий и могучий Днепр, если, конечно, чиновники не будут ставить и ему палки в колеса…
Не благодаря, а вопреки
Что-то в последнее время не слышно от чиновников транспортного министерства даже громких обещаний восстановить украинский флот. О спуске на воду более-менее солидного судна вообще речь не идет. (Импорт яхт для олигархов и толстосумов за миллионы долларов не в счет.) Зато то и дело СМИ сообщают об очередном захвате пиратами иностранных судов с украинскими моряками на борту. На чем им еще плавать?
Говорят, кризис на дворе. Даже Европа ныне не строит корабли. Если в прошлом году в мире было подписано около 2800 контрактов на строительство плавсредств, то, к примеру, в первом квартале 2009-го — только девять. В их числе заказ аграрной компании «Нибулон». Оригинально, не правда ли? Те, кто должен заниматься делами государственными, кивают на кризис и спешат достроить свои коттеджи-дворцы в Конче-Заспе под Киевом. А бизнес, вопреки всем сложностям, ищет возможности для развития.
В данном случае инвестпрограмма создания речного флота предусматривает строительство 24 барж общим водоизмещением 108 тыс. тонн, а также строительство и приобретение 14 морских буксиров. Кроме того, будут введены в эксплуатацию семь элеваторов и речных терминалов с общим объемом одновременно хранящегося зерна 300 тыс. тонн и перспективой удвоения их емкости до 1 июля 2010 года.
Вот что по поводу кризиса и реализации масштабных проектов говорит Герой Украины, генеральный директор «Нибулона» Алексей ВАДАТУРСКИЙ:
— За свою восемнадцатилетнюю историю наше предприятие пережило минимум четыре кризиса: 1) распад Советского Союза и гиперинфляцию; 2) финансовый кризис 1998 года; 3) выборы 2004 года, когда мировая банковская система ограничила выделение средств работающим в Украине субъектам; 4) нынешний мировой финансовый кризис. Во время каждого из этих кризисов мы начинали серьезные инвестиционные проекты. В этот раз считаем, что в состоянии освоить 150 млн. долл. Это заемные деньги. Их дают благодаря безупречной кредитной истории нашего предприятия, устойчивому финансовому состоянию. Мы работаем прозрачно и открыто, регулярно проходя международные аудиторские проверки. Выполняя все их строгие требования, мы зарабатываем доверие. Когда-то я впервые получил кредит Всемирного банка. Тогда мне сказали: «Алексей Афанасьевич, у тебя всегда будет нормальное финансовое состояние, а банки будут доверять, если ты и твоя команда будете работать, как швейцарский хронометр». А спустя несколько лет добавили: «Иногда и швейцарские банки уже не работают, как хронометр, а вы работаете и развиваетесь». Когда слышишь такое от первоклассных западных банков, появляется гордость за наш профессиональный коллектив.
Действительно, несмотря на кризис, приобретение современного оборудования для строительства «Нибулоном» семи элеваторов обеспечивает Экспортно-кредитный фонд Дании под гарантии и по инициативе датского правительства, которое даже покрывает 95% страховки по этому контракту. Размер кредита — 20 млн. евро, срок возвращения — пять лет. Есть и другие кредиторы. В частности, в ходе реализации проекта Всемирный банк обратил на него внимание и через Укрэксимбанк выделяет 10 млн. долл.
День рождения украинского речного флота
В музее завода «Океан» (так называют николаевцы ОАО «Вадан Ярдс Океан») его генеральный директор Герой Украины Николай Романчук продемонстрировал макет баржи, которую в далеком 1953-м строили усилиями всего Советского Союза. Ее водоизмещение 400 тонн. Затем отметил, что Алексею Вадатурскому приходится строить одному баржи дедвейтом в 10 раз большим — 4500 тонн. При этом длина баржи — 90 м, ширина — 16 м, высота борта — 5,2 м, максимальная осадка — 3,7 м, емкость трюмов — 5800 м3.
Корпус судна предусматривает эксплуатацию в мелкобитом льду толщиной до 30 см. Естественно, эти баржи не боятся морских глубин, рассчитаны на проходы через шлюзы, швартуются к причалам. Одна из их особенностей — зерновые лючки, в комбинации с погрузочным механизмом позволяющие не останавливать погрузку в дождь и снег. Все суда отвечают требованиям Международного кодекса по безопасным перевозкам зерна насыпью, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. Ходить будут под украинским флагом, зарегистрированы — в Николаеве.
О масштабности проекта свидетельствуют такие цифры и факты: всего используют 23,5 тыс. тонн специальной кораблестроительной стали, что по объему соответствует 350 железнодорожным вагонам или по площади 37 футбольным полям, т.е. 262 тыс. м2. Во время строительства сварщики высшей квалификации выполнят 360 км сварных швов. Длина всего каравана судов — почти 3 км.
11 июля первенец «Нибулон-001» вышел из дока завода «Океан» и направился прямо на погрузку. Перед ним стоит задача по догрузке прямо в море зерновоза водоизмещением 50 тыс. тонн, направляющегося в Бангладеш. Но сначала он пройдет ходовые испытания при полной загрузке, непрерывно находясь в море четыре дня. Как говорится, семь футов ему под килем.
Снижение расходов и демонополизация рынка
Пустые разговоры о низкой цене украинского зерна набили оскомину. Проект же, инициированный компанией «Нибулон», обеспечивает принципиальное решение этой проблемы. Так, вдоль реки Днепр строятся современные элеваторы и терминалы, которых так не хватает стране-экспортеру, занимающей второе место в мире после США. Это позволит свозить зерно при наименьших транспортных расходах, доводить его до требуемых кондиций и продавать в момент наилучшей ценовой конъюнктуры.
Сплав по реке большими баржами предоставляет возможность с минимальными финансовыми затратами доставить зерно на погрузку в порты. А при необходимости, если судно нельзя загрузить в порту из-за недостаточной глубины, баржа класса река—море может быть отбуксирована для догрузки в море.
Снижение расходов на логистике будет способствовать получению отечественными зерносеющими хозяйствами справедливой цены за их труд. Ведь не секрет, что сегодня логистическая составляющая цены в Украине достигает 35—40%, а в экономически высокоразвитых странах — 12—16%. Эта разница в 20% как раз то, что недополучает сельхозпроизводитель.
По оценкам г-на Вадатурского, аграрии охваченных проектом областей (Полтавской, Черкасской, Запорожской, Днепропетровской) получат дополнительно к цене в среднем по 50—70 грн. на каждой тонне. Это должно стимулировать других элеваторщиков и трейдеров к изысканию резервов и усовершенствованию своей деятельности. В результате, на местах будет осуществляться демонополизация зернового рынка.
Дноуглубление — опять узкое место
Смущает специалистов в этом без преувеличения грандиозном проекте лишь то, что за годы независимости Украины безработный Днепр обмелел на метр. Чтобы он трудился в полную силу, требуются пресловутые дноуглубительные работы в районе Днепропетровска. Иначе из-за недостаточной глубины русла баржи будут идти до Днепропетровска полузагруженными.
Дноуглубление — это дело государственное. А опыт, в частности и «Нибулона», показывает, что высокопоставленные чиновники и руководство морских портов очень болезненно относятся к этому вопросу (см. «ЗН» №26 от 11.07.09г.), который, судя по всему, задевает их личные бизнес-интересы. Шутка ли, из-за настойчивости в своих просьбах на получение разрешения для проведения дноуглубительных работ на арендованном участке и за свой счет Герой Украины Алексей Вадатурский с подачи бывшего руководства Минтранссвязи попал в поле зрения прокуратуры? Доходило до абсурда — компанию пытались даже обвинить в намерении присвоить акваторию Бугского лимана, что сродни приватизации воздушного пространства.
Хотя обвинения оказались беспочвенными и несмотря на поддержку премьера Юлии Тимошенко в решении этой проблемы, вопрос до сих пор стоит на якоре.
Видимо, для того, чтобы Украине действительно лучше жить, нужно наконец сломать коррумпированную систему, в которой все вращается вокруг чиновников. Это они должны вращаться вокруг тех, кто созидает, и не мешать реализовывать масштабные проекты.
Комментарии
— Я волнуюсь, потому что до сих пор мы строили элеваторы, обрабатывали землю, покупали трактора, комбайны, а теперь спускаем на воду морские суда. Благодаря поддержке губернаторов Николаевской, Полтавской, Черкасской, Запорожской областей и мера города Николаева Владимира Чайки, мы уверенны, что сможем возобновить перевозку зерна по Днепру.
В ходе реализации проекта были обеспечены работой более 10 тыс. строителей. Самостоятельно организовали около 1000 рабочих мест на вводящихся в эксплуатацию объектах. Дали работу кораблестроителям и их смежникам. В данный момент аграрный сектор — локомотив развития Украины, которая обречена на успешный экспорт. Если бы государство в полной мере этим воспользовалось, мы бы как страна жили лучше других в мире.
А проблемы с дноуглублением, которые могут появиться в ходе реализации инвестпрограммы, будем преодолевать. На последнем совещании в Полтавской области, обращаясь к и.о. министра транспорта и связи Владимиру Шевченко, Юлия Владимировна сказала: «Мне уже неудобно перед этой компанией за Минтранспорта и связи, которое не выполняет свои обязательства перед премьером в части выдачи разрешения на выполнение дноуглубительных работ».
Такие сложности еще раз показывают, что наша компания развивается не благодаря поддержке профильного министерства, а вопреки. Нас проверяли Генпрокуратура и СБУ, у них нет замечаний к нашей деятельности. Вчера я (10 августа. — Ред.) говорил премьер-министру: «Юлия Владимировна, у меня и так проблемы с Минтрансом, представляю, что будет, когда я начну возрождать Днепр как судоходную реку». Она назначила на ближайшее время совещание с участием «Нибулона» и ведомств, от которых зависит решение всех вопросов.
— Весь металл для 16 плавучих единиц заказа завезен и находится на заводе, все комплектующие в полном объеме. Из них 70% украинского производства, остальные — из Румынии, Польши, Дании, Голландии, Испании. Сегодня в производстве 12 барж.
Валерий АСАДЧЕВ, глава Полтавской облгосадминистрации:
— Начата уникальная отечественная программа «Украинское зерно». Активно развивается зерновая инфраструктура. Только в этом году на Полтавщине планируем построить 12 элеваторов. Из них пять нибулоновских, включая два терминала на реке Днепр. Т.е. мы открываем мощнейшую речную транспортную артерию, которая станет конкурентом железной дороге. Уникальность программы в том, что она будет практически бесконечной. Ведь Украина стала крупным зерновым трейдером. Естественно, это влечет за собой заказы как для аграрного комплекса, так и корабелов. Двигателем программы стало предприятие «Нибулон».
Уверен, сюда приедут президент и премьер, потому что это как раз пример того, как нужно строить внутренний рынок.
Владимир ЧАЙКА, мэр г. Николаева:
— Единственный проект в стране, который два Героя Украины объединили в одну большую программу государственности. Это люди патриоты, они не повезли заказы в Голландию или Норвегию, а создали такие условия, чтобы и рабочая сила, и металл, и все оборудование для этих барж обеспечивали стабильность в нашем регионе.
Виктор БОЙКО, замминистра Минагрополитики:
— Чем только не занимаются сельхозпроизводители: и сеют, и убирают, а теперь им приходится экспортировать и завоевывать международные рынки. Правительству необходимо поддерживать такую инициативу компании «Нибулон», за этим будущее страны. Украина вышла на второе место по экспорту зерна, и это не предел. Это конкурентный рынок, но украинцы знают, как выращивать и как продавать, как удешевить логистическую составляющую в стоимости зерна.
Владимир КЛИМЕНКО, президент Украинской зерновой ассоциации:
— Каждый мой приезд в Николаев по приглашению компании «Нибулон» связан с событиями, аналогов которым на Украине нет. Наш великий безработный Днепр со спуском этих барж начнет трудиться. Думаю, это главное следствие сегодняшнего события. Все агрохозяйства, расположенные вдоль Днепра, получат лучшую на 10—15 долл. цену за тонну зерна, что даст им основу для развития. Тем более, что в планах выход как минимум на уровень 70 млн. тонн к 2015—2016 годам.
Владимир СИРЕНКО, первый заместитель председателя Агентства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины:
— Мы давно мечтали, чтобы на наших заводах строились суда по заказам наших украинских заказчиков. И благодаря Алексею Вадатурскому это становиться явью. Мало того, что этот человек решает грандиозные задачи в зерновой отрасли, теперь он, по сути дела, дает работу нашим судостроительным заводам.
Зеркало недели
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью