Посевная кампания, начавшаяся во многих регионах страны еще в марте, вызывала опасения у экспертов и обычных россиян. Немалый объем семян, которыми засеиваются наши поля, составляют импортные. Из-за нарушения поставок такие семена могут не попасть в Россию. Но, как рассказали нам эксперты, дефицит семян и продуктов стране не грозит.
К посеву — готов!
Аграрии подготовились к севу этого года еще в 2021-м. Запаслись семенным материалом, удобрениями. "Сейчас у сельхозпроизводителей полностью закрыта потребность в семенах зерновых, зернобобовых культур, сои. По другим сельхозкультурам обеспеченность также высокая и будет приближаться к 100% к периоду активного сева", — рассказали в Минсельхозе РФ. Кроме того, по информации министерства, поставщики импортных семян подтвердили готовность выполнять условия заключенных контрактов.
Если какой-то маршрут поставки семян был нарушен, проблемами это не грозит. Компании оперативно меняют логистические пути или находят альтернативных поставщиков.
"В этом году вопрос обеспечения семенным материалом не стоит — все подготовлено заранее", — утверждает Елена Хлесткина, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.
Толчок к развитию
В России, как и во многих других странах, существует Доктрина продовольственной безопасности. Она отражает цели и задачи, которые ставит государство в соответствующей сфере. Согласно этому документу, не менее 75% семян основных сельхозкультур должны быть отечественной селекции. Но как достичь такого большого показателя?
Еще в 2000-х годах отечественное семеноводство столкнулось с жесткой конкуренцией с глобальным рынком, а затем еще и с санкциями 2014 года. По словам Хлесткиной, в этом были свои плюсы: российское производство мобилизовалось и активно развивалось. Государство инициировало крупные программы по развитию отечественного семеноводства, такие как Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы. Ее основная задача — сократить зависимость от зарубежных семян и посадочного материала.
Хлесткина отмечает, что эта программа активно развивается. Открываются подпрограммы по отдельным культурам. Есть культуры, которые были частично "захвачены" импортными поставщиками семенного материала, — это сахарная свекла, подсолнечник. "Сейчас, я уверена, государству достаточно отрегулировать механизмы стимулирования, чтобы наши производители переходили на отечественные семена. Они есть, они хорошего качества", — говорит Хлесткина.
Эксперты уверены, что новые санкции Запада, из-за которых российский рынок не получит в будущем привычного объема семян, послужат толчком для развития отечественного семеноводства.
"Достаточно сложно было в этом сегменте рынка бороться, чтобы продвигать свои семена, — говорит директор института. — Если в условиях санкций вопрос конкуренции снимается, свободную нишу займут семена собственного производства. Работа велась очень интенсивно последние несколько лет, поэтому готовность есть".
Научный подход
Россия обладает достаточным объемом посевных площадей, квалифицированных специалистов и научных организаций для устойчивого развития семеноводства. Кроме того, страна имеет настоящее сокровище — Вавиловскую коллекцию культурных растений, содержащую более 320 тыс. образцов. Ее собрали Николай Вавилов и его соратники по всему миру до эпохи химизации и механизации сельского хозяйства, а более 20% образцов в коллекции уникальны.
"Таким образом, в России есть семена многих десятков тысяч разнообразных сортов продовольственных культур — основа для выведения новых селекционных достижений путем комбинационной селекции, в том числе с применением современных подходов", — пояснила Хлесткина.
Сейчас на базе ВИР им. Вавилова создается Национальный центр генетических ресурсов растений. Центр даст возможность ученым-селекционерам активнее работать с биоресурсными коллекциями, быстрее доводить до потребителей семена новых сортов растений.
Сеть из более 20 научных институтов, которые консолидируют работу по изучению генресурсов растений, будет создана в ближайшее время. Соблюдая единые стандарты работы и регламенты доступа к генресурсам растений, научные институты смогут гораздо быстрее раскрывать потенциал российских биоресурсных коллекций.
Помимо объединения на базе центра, российские институты, предприятия реализуют множество проектов в сфере семеноводства. Один из них — масштабный проект "Хлеба России". Ученые из девяти научных организаций, участвующих в проекте, по его завершении представят обеспеченную современными технологиями, инфраструктурой и кадрами единую платформу устойчивой селекции пшеницы и других хлебных злаков на основе принципов селекции следующего поколения (так называемой next-generation breeding) для обеспечения продовольственной безопасности России.
"Идет второй год проекта, сейчас разворачивается фронт работ в поле. Те экспериментальные посевы озимых, которые были сделаны осенью прошлого года, специалисты сейчас изучают. Не прекращалась работа по выделению ДНК образцов, по их секвенированию и анализу в лабораториях", — рассказывает Хлесткина.
Уже начались экспериментальные посевы хлебных злаков яровых. Впереди — горячая летняя пора с работами в поле. По всей стране — в Омской и Новосибирской областях, в Самаре и Краснодарском крае, на Северо-Западе и в Дагестане — будут изучать экспериментальные посадки, описывать их. А ближе к зиме биоинформатики сведут результаты полевых и лабораторных работ. И в конце года ученые представят первые результаты проекта.
Ленинградский картофель
Одной из культур, где импортозамещение идет наиболее активно, в России является семенной картофель. Ведь мало кто задумывается, покупая весной первый картофель этого года, где он выращен и кем. А ведь вполне возможно, эти картофелины выросли именно в хозяйствах Ленинградской области.
"Ленинградская область входит в тройку лидеров в России по производству семенного картофеля. Мы производим порядка 33% всего отечественного рынка. Семенной картофель из Ленинградской области расходится в более 30 наших регионов", — рассказали в пресс-службе областного правительства.
Ленинградская область, раскинувшаяся вокруг Петербурга, жителям других регионов нередко кажется неплодородным краем. Но на самом деле роза ветров с Балтийского моря создает благоприятный климат для семенного картофелеводства.
Оригинальным и элитным семеноводством заняты в области десять хозяйств. Еще пять работают над первичным семеноводством — поддержанием генотипа сорта. В области даже есть место, славящееся как "картофельная столица" региона, — деревня Терпилицы. Здесь работает хозяйство "Октябрьское", реализующее около 10 тыс. тонн картофеля в год. Картофель из "Октябрьского" поступает в 30 регионов России.
Хозяйства выращивают картофель отечественных сортов и открытых сортов иностранной селекции. Соотношение отечественных и иностранных сортов — 40% к 60%. Как отметили в пресс-службе, это один из самых высоких показателей в России по использованию картофеля отечественной селекции.
Высокий уровень семеноводства области позволил региону стать одним из пяти пилотных субъектов России, определенных правительством РФ для разработки отечественных сортов картофеля. За годы импортозамещения селекционеры вывели два новых сорта картофеля — Чароит, устойчивый к раку картофеля и другим заболеваниям, и Гусар, чья максимальная урожайность выше стандарта и составляет 690 центнеров на гектар.
Ленинградские аграрии помогают проводить посевную своим коллегам. Этой весной сельхозпроизводители Луганской и Донецкой народных республик получили 12 тонн ленинградского семенного картофеля для проведения посевной.
Исследовать и создавать
Селекционеры в регионах России заняты не только картофелем. По словам Хлесткиной, сейчас ВИР им. Вавилова возрождает школу по селекции кукурузы. Ее основы были заложены еще в СССР академиками М.И. Хаджиновым и Г.С. Галеевым.
"Пока у нас в институте продолжателей этой научной школы не так много, но сейчас мы уже передали для госсортоиспытания наши селекционные достижения по такому интересному направлению, как сладкая сахарная кукуруза", — говорит директор института.
Чтобы продолжать исследования на опытных станциях в регионах России, институту нужно формировать селекционные школы. "Мы бы хотели, конечно, чтобы селекция велась на большем количестве наших опытных станций, но тут очень важно, есть научная школа или нет, — объясняет Елена Хлесткина. — Вопрос, как зародить новые школы, мы сейчас обдумываем, наши филиалы активно работают в регионах с селекционными центрами".
Одна из сильнейших селекционных школ института находится в городе Крымске Краснодарского края. Там ученые работают в основном с овощными и плодовыми культурами. Достижения по косточковым плодовым — сливе, черешне, персику и др. — у ученых действительно впечатляющие. Там проводится не только селекция, но и питомниководство: все желающие могут приобрести готовый саженец нужной культуры. Плодовые культуры станции в Крымске пользуются большой популярностью как в России, так и в странах СНГ.
Сейчас институт готовится к экспедициям, работает над несколькими крупными проектами, пополняет семенной фонд. "Наша основная работа сейчас — это инвентаризация нашей коллекции для исполнения указа президента о создании Национального центра генетических ресурсов растений. Этот начальный этап носит пока что больше организационный и аналитический характер, но он очень важен", — говорит Хлесткина.
Забота о продовольственной безопасности в России — многолетняя кропотливая работа. Хлесткина уверена, что страна готова и к изменениям в логистике, отсутствию поставок импортных семян. Могут быть изменены планы по семеноводству отдельных культур за счет переориентации с внешнего на внутренний рынок: если аграрии планировали в следующем году высаживать рапс, востребованный на экспорт, они направят силы на культуры, необходимые в России.
"Санкции послужат, безусловно, толчком к развитию отечественного семеноводства. Сложившаяся ситуация также позволит масштабировать уже имеющиеся разработки. Однозначно по главным продовольственным культурам — пшеница, ячмень, так называемый борщевой набор овощных культур и другое — Россия будет обеспечена семенами и сегодня, и в будущем", — уверена директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.