22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
"Будущее сельского хозяйства - за мощными агрохолдингами"

20.09.05


Петр Светличный, генеральный директор ООО "Кубаньзернопродукт".

Я с удовольствием прочитал это интервью и полностью согласен с Батуриным. Я запомнил его фразу, что аналитиков, работающих в "Интеко", пришлось собирать по всему миру. От себя могу добавить, что специалист такого уровня, возможно, на рынке труда сейчас стоит не меньше пяти тысяч долларов. И еще попробуй найди. Для компании он зарабатывает гораздо больше, да еще, как это нередко случается, тянет за собой целый коллектив.

Приведу такой пример: в Новокубанском районе раньше было 14 колхозов, которые сейчас АО. Так вот, восемь из 14 председателей - выходцы из одного-единственного колхоза "Родина". А почему? Да потому что раньше там была "селекция" кадров на руководящие должности. А колхоз - из лучших. Вот и район поэтому до сих пор один из лучших в крае. Увы, во властных структурах мне специалисты такого уровня не известны. Отсюда - бесконечные эксперименты, метания: то мы сою выращиваем, то все вместе переключаемся на животноводство, то еще какое-нибудь занятие находим, а через несколько месяцев забываем его.

Уверен, будущее в сельском хозяйстве - за мощными агрохолдингами. Такими, как "Интеко". Да, будут маленькие хозяйства. Но все они должны быть встроены в мощные производственные цепочки от поля до прилавка. Только так можно получить наибольший эффект. Сегодня в сельском хозяйстве самое главное - ноу-хау и ресурсосберегающие технологии. Как-то, помню, была заметка: журналисты подсчитали, что для чистки зубов в среднем мы тратим 33 литра воды. Мы перепроверили, цифры подтвердились. Так вот, пока мы будем тратить десятки литров воды на чистку зубов, жечь тысячи "лишних" тонн солярки на выращивание урожая и т.д., мы никогда не будем конкурентоспособны.

Особо хочу сказать о поверхностной обработке почвы. Полностью согласен с Батуриным, что необходимо не перелопачивать ее, не гробить природу, а воспроизводить жизненный цикл, придуманный ею же. Биологически активный слой в земле не превышает 10 сантиметров. Здесь идет зарождение жизни, процессы фотосинтеза. Здесь все питательные элементы. Здесь происходят все химические реакции, превращая энергию Солнца и жизнедеятельность бактерий в энергию роста растений. Все остальное находится в состоянии анабиоза. Плюс вода. И вот эти 10 сантиметров необходимо беречь, холить и лелеять. В США и европейских странах, например, пашут раз в 4 года. Что выросло наверху - листья и другая биомасса, измельчается и возвращается обратно. Образуется перегной, где идет та же самая биологическая жизнь. Не нужно вносить органические удобрения, насиловать природу. Зачем? Она не дурнее нас, сама все сделает.

В свое время те же идеи предлагал и внедрял на практике в нашей стране известный хлебороб Мальцев. Да и сейчас кое-кто их применяет. Но в большинстве хозяйств ежегодно почва перепахивается на 25-30 сантиметров. Переворачивается самый плодородный слой. Иными словами мы наносим огромный вред земле, выполняя для этого самую энергоемкую, тяжелую работу. Не зря слово "пахота" стало уже нарицательным. Отсюда огромные затраты на горючее, оплату труда, запасные части для тяжелых тракторов и прочей техники.

Что происходит во время пахоты? Мы рыхлим землю и одновременно ее трамбуем, ибо колесо "Кировца" продавливает почву на глубину до 50 сантиметров. Так происходит каждый год на площади полтора миллиона гектаров. После такого пресса не только убивается жизненно важный слой, но и вода лишается нормального доступа к корням растений. Идет засоление почв. Более того, какой-то умник придумал перед вспашкой поджигать стерню. Результатом этого является выгорание почвы на глубину 2 сантиметра. Так что из 10 сантиметров почвы, где имеется активная жизнь, 2 самых активных у нас попросту сгорают. После этих огромных усилий каждый год проводится не менее колоссальная работа по возрождению биомассы: вносятся удобрения, проводится цикл других агротехнических мероприятий. Такая глупость возможна только тогда, когда на земле нет хозяина, а есть временщики. Мы с упорством, достойным лучшего применения, прем куда-то, а потом ничего не получается и начинается поиск врагов, виноватых в провале.

А какую технику используем? Есть ведь прекрасные роторные комбайны белорусского производства "Полесье". Они не срезают колос, а как бы вычесывают его. Их можно использовать 6-7 месяцев в году не только на уборке, но и на севе самых различных культур. Тем не менее, уже много лет идет широкая рекламная компания "КЛААСов". Туда направляются все льготы, преференции, ресурсы. А ведь комбайны этой фирмы, которые недавно начали выпускать в Краснодаре, могут работать 1-1,5 месяца в году. Сейчас, кстати, все они стоят на приколе. Кроме того, по информации господина Батурина, немцы вообще ухитрились нам "втюхать" устаревшую модель. Специалисту подобное вообще не понять. Думаю, что тут не обошлось без политических решений. Ведь мы получили жутко дорогой комбайн, который даже теоретически может окупиться только за 6-7 лет при условии урожайности не менее 60 центнеров с гектара и цене на пшеницу на уровне мировых стандартов. (Для сравнения тонна пшеницы в крае сейчас стоит 2100 рублей - примерно 70 долларов, а в мире - $ 120).

Кстати, о цене. Почему, как мне кажется, у "Интеко" есть возможность получать на пшенице до 300 процентов прибыли? Сейчас у нас в крае себестоимость зерна примерно 1200-1400 рублей за тонну, а продается оно за 2600-2800 рублей. Так вот технология, о которой говорил Батурин, дает возможность уменьшить себестоимость зерна до 700 рублей за тонну. Отсюда, как мне кажется, и рентабельность.

Меня, как специалиста, потрясают, скорее, даже не эти цифры, заоблачных для нас показателей рентабельности в "Интеко", а та незаинтересованность, с которой многие наши хозяйственники "развивают" экономику. Ведь агрофонд Кубани, даже при нынешних технологиях, если ничего не менять, работает до половины от своих возможностей. А самое печальное, что мы уже превратились в чисто сырьевой регион. Ведь даже в Алтайском крае до 80 процентов зерна перерабатывается в муку, макароны и другую продукцию, а на Кубани - лишь 15 процентов. Практически ни по одному виду культуры, за исключением разве что подсолнечника, у нас нет законченного цикла производства.

К примеру, патока для производства карамели, которую у нас вырабатывают в большом количестве, производится из кукурузы. Ее закупает в крае американская фирма "Каргилл", везет на свой завод в Подмосковье, после чего опять в переработанном виде возвращает на наши предприятия. Вот это логистика! Три тысячи километров туда-обратно. Та же кукуруза в среднем по краю дает 35 центнеров с гектара, а в Новокубанском районе - 105. Земля одинаковая, все одинаковое, а разница - в три раза. В животноводстве то же самое. Одни доят 2-2,5 тысячи килограммов с коровы, рядом - 6,5-7 тысяч. Современный животноводческий комплекс дает привес в килограммы, а мы имеем в большинстве случаев 300 граммов. Для получения тонны муки наши комбинаты тратят в среднем 100 кВтч электроэнергии, а у других этот показатель вдвое меньше. Но ведь это далеко не предел, для достижения этих "потолочных" результатов не нужно изобретать что-то новое, тратить сверхъестественные усилия, отсылать десятки людей в дорогостоящие загранкомандировки. Всего лишь необходима правильная организация труда да следование технологиям и научным рекомендациям, о которых любой выпускник сельскохозяйственного вуза обязан знать.

Почему у нас мало что меняется в лучшую сторону? К сожалению, селяне раздроблены и ничего противопоставить давлению чиновников не могут. Вот такой пример. На краевом предуборочном совещании приводилась такая цифра: на сегодняшний день в крае 295 хозяйств-банкротов. То есть практически каждое второе хозяйство у нас банкрот. И это число, если посмотреть на динамику последних лет, растет катастрофическими темпами. Но ведь земля банкротов никуда не девается. Почему-то она регулярно засеивается, урожай собирается и продается. То есть никаких процедур финансового оздоровления толком не ведется. Просто уже сформировался слой людей, которым выгодно иметь землю, а, значит, источник обогащения в таком финансово-юридически "подвешенном" состоянии. Работаешь чиновником, прокурором, милиционером - одним словом, имеешь доступ к "административному ресурсу", и можно наживаться, а после нас хоть потоп. Крестьяне же, как я уже говорил, раздроблены, им намеренно не дают объединиться, чтобы они ничего не могли противопоставить произволу.

Поэтому я считаю, что приход таких мощных и финансово независимых структур, обладающих к тому же передовыми технологиями, как "Интеко", - большое благо. Правда, у нас войти в агробизнес весьма сложно. В том числе по причинам, о которых я уже говорил. Повезло Белгороду, Ставрополью, Калмыкии. Хорошо бы у нас в крае таких 5-10 компаний. Глядишь, и мы прекратили бы бег в пропасть, а развернулись бы в другом, более перспективном направлении.

Kuban.info
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: