В современном растениеводстве на первый план выходят технологии и методы т.н. бережливого сельского хозяйства, цель которого — получать больше продукции лучшего качества при снижении потерь и разумном расходовании ресурсов. Как сократить издержки, избежать дорогостоящих ошибок и получить достойный урожай, журналу поле.рф рассказали производители сельхозкультур, умной техники и провайдеры логистических решений для агробизнеса.
Первым делом — анализ
К увеличению себестоимости производства и потерям на разных этапах приводят агрономические промахи, уверен гендиректор компании «Геомир» Илья Воронков. По его словам, неверно выбранные сроки сева или периода проведения защитных мероприятий зачастую требуют пересева, повторных обработок, не говоря уже о прямых потерях в урожайности. Причиной ошибок часто служит человеческий фактор, нивелировать негативное влияние которого можно с помощью цифровых технологий.
«Современная техника и технологии позволяют повышать производительность труда и качество агротехнических операций, снижать расход товаров сельхозпроизводства, а также исключать человеческие ошибки», — говорит эксперт.
По мнению эксперта, выбор технологий для оптимизации производства сельхозпродукции следует начинать с комплексного анализа производственных процессов и выявления «слабых звеньев» цепи. В этом помогают автоматизированные системы управления (АСУ), например, сервис «История поля».
«Автоматизированные системы управления, собирая в одном месте данные обо всех этапах производства и анализируя пласты такой информации, выявляют проблемные места, помогают управленцам найти и корректировать пути их устранения, осуществлять оперативный контроль и последующую оценку результатов», — рассказал поле.рф Воронков.
Одна из распространенных проблем, ведущая к росту издержек, по мнению эксперта, — деградация и обеднение пахотных земель. Выявить ее позволяет анализ почв.
«Для многих решением становится переход на безотвальные технологии, внедрение в севооборот сидеральных культур. Дифференцированное внесение удобрений с помощью картирования полей и использования техники, работающей по картам-предписаниям, — действенный способ борьбы с истощением почв при разумном использовании минеральных удобрений и бережном отношении к окружающей среде», — считает он.
Стоимость внедрения цифровых технологий «под ключ» для предприятий сегодня составляет около 100 рублей на один гектар посевных площадей, что является незначительными затратами по сравнению с теми же статьями расхода на товарно-материальные ценности, отмечает Воронков. Срок окупаемости вложений зависит от начального состояния хозяйства и составляет в среднем один сезон.
Агродроны экономят ресурсы
Развитие сельскохозяйственной техники не стоит на месте, современные технологии шагнули вперед, говорит директор департамента промышленных решений Skymec Антон Ларсен.
«Появление беспилотников для агросектора заметно упростило обработку полей на всех этапах жизнедеятельности посевов. Сельскохозяйственные дроны могут разбрасывать удобрения как до сева, так и после, производить посев, затем обрабатывать всходы средствами защиты растений», — рассказывает он.
Помимо того, что дроны сейчас обладают широким набором функций — опрыскивают и разбрасывают СЗР, удобрения, семена, — они также проводят аэрофотосъемку, создают карты засеянных площадей, отмечают потенциально проблемные зоны. С помощью некоторых моделей беспилотников можно определить объемы как собранных культур, так и потерь.
«Внесение СЗР или удобрений с помощью беспилотников хорошо и тем, что за счет возможности регулировать размер капли и площади разброса действующие вещества могут попадать не только на верхнюю сторону листа, но и на нижнюю. Кроме этого, так как дроны летают на предельно малых высотах, нет сноса раствора на соседние площади — нет растраты СЗР или удобрения», — обращает внимание Ларсен.
Эксперт уверен, что беспилотники во многих аспектах гораздо более удобны, чем наземная техника или традиционные методы обработки полей. Агродроны заметно сокращают время обработки полей, не травмируют посевы, снижают трудозатраты. Кроме того, они экономят такие ресурсы, как топливо и вода. Ларсен приводит данные, предоставленные компанией-производителем дронов XAG: в 2017–21 годах 103 млн предприятий в мире с общей площадью угодий 66 млн гектаров использовали 82 371 дрона. За это время было сэкономлено 360 млн литров топлива, что эквивалентно исчезновению на год 600 тыс. автомобилей. Также дроны помогли сэкономить 30,6 млн тонн воды — это годовой расход на 420 тыс. человек.
Топливо под контролем
Еще один способ снижения издержек — использование инструментов для контроля расхода топлива. В этом сезоне, особенно в период уборочной и сева озимых, аграрии отмечали не только рост цен на топливо, но и его дефицит. И в такой ситуации вопрос сокращения затрат крайне актуален.
Эксперт-аналитик комплексной цифровой платформы управления агробизнесом «АгроСигнал» Юрий Куликов отмечает, что датчики расхода ГСМ выполняют несколько функций. Одна из них — предотвращение хищения топлива.
«В сельском хозяйстве механизаторы часто сливают дизельное топливо, используя солярку для личных нужд или перепродажи, — знает эксперт. — Объем бака трактора варьируется от 500 до 800 литров и более. До появления мониторинга техники и датчиков IoT (Internet of Things, интернет вещей. — Прим. ред.) за одну смену часто сливалось (похищалось) до 20–30 литров топлива. В период почвообработки, когда расход топлива высок, слитые объемы маскировались под работу. Если переложить эти 20 литров за каждую смену на весь сезон, пока техника работает ежедневно, то получаются очень значительные суммы».
По наблюдениям Куликова, в ряде случаев просто за счет пресечения хищений топлива предприятия двукратно сокращали расходы на ГСМ.
«Кроме того, датчики позволяют экономить топливо при контроле „левых“ рейсов. Например, если механизатор на тракторе отправляется на свидание в соседнее село», — говорит эксперт.
У «АгроСигнала» есть конкретные примеры, когда расход топлива в хозяйствах уменьшился в два раза после внедрения систем мониторинга.
«Этот результат не требует сложных расчетов — достаточно использовать простой калькулятор. Допустим, изначально расход составлял под 100 литров на гектар в год, а после внедрения цифрового контроля он сократился до 50 литров. Если умножить эту разницу на стоимость дизельного топлива, то получим экономию в размере 3 тыс. рублей на каждом гектаре. А если предприятие имеет площадь в 1 тыс. гектаров, то в денежном эквиваленте это приведет к сокращению расходов на 3 млн рублей», — объясняет Куликов.
Существуют и другие способы сокращения расхода топлива. Один из них — предотвращение нецелевого использования техники, когда она выполняет лишние переезды и перегоны. Как отмечает Куликов, экономия достигается благодаря повышению эффективности конкретных управленческих решений. Если у руководства есть достоверная информация о текущем положении дел на предприятии, полученная, допустим, с помощью FMS-системы (Farm Management System — система управления предприятием), то оно может принять верное решение о том, какую задачу и на каком поле нужно выполнить. Это позволит сократить расход топлива на ненужные действия.
Сроки окупаемости топливных датчиков зависят от масштабов предприятия и текущего уровня трудовой дисциплины. Но, как показывает практика «АгроСигнала», чаще всего вложения начинают «работать в плюс» уже после первого сезона.
Оптимизируем логистику
Порой повышенные издержки аграриев могут быть связаны с неправильным планированием — простоями техники из-за пробелов в логистике или несвоевременного обслуживания парка, неравномерной загрузки персонала, говорит гендиректор «Геомира» Илья Воронков.
Важный этап, оптимизация которого поможет снизить затраты, — транспортировка сельхозпродукции. По данным экспертов цифровой логистической платформы Smartseeds, в 2023 году средний рост тариф на перевозку зерна автотранспортом составил 30%. Как пояснили поле.рф в компании, причины вполне объективны: это дефицит транспорта в сезон, рост затрат перевозчиков из-за удорожания ГСМ и запчастей. В этой ситуации особенно актуальным становится вопрос сокращения расходов на логистику.
«Цифровой подход позволяет повысить эффективность автоперевозок по всей цепочке: от подбора транспорта до ритмичной выгрузки в порту. Заказчикам перевозок на платформе Smartseeds интеллектуальные алгоритмы позволяют рассчитать рыночную цену перевозки — с учетом дистанции, сезонности, исторических данных и других параметров. Технологии позволяют быстро и с минимальными затратами охватить большое количество грузоперевозчиков (в Smartseeds их уже более 14 тыс.), а значит — в условиях конкуренции обеспечить оптимальную стоимость перевозки. Сервис электронной очереди, который внедрен на крупнейших зерновых терминалах, позволяет ускорить приемку груза, избегать простоев и очередей, что в конечном итоге ведет к экономии средств аграриев», — отметил генеральный директор компании Антон Кондратов.
У каждого предприятия — свой подход
Сейчас все сельхозпроизводители стремятся к оптимизации процессов производства, делится мнением гендиректор ПХ «Лазаревское» (Тульская область) Кристина Романовская. В «Лазаревском» стараются подходить к вопросу сокращения издержек очень продуманно, чтобы не потерять качество урожая. В частности, компания внедряет новые технологии навигации, которые помогают сократить расход семян, минеральных удобрений, ГСМ и СЗР за счет точного параллельного движения агрегатов с заданной шириной стыковой линии. Кроме того, последние несколько лет компания проводит широкомасштабную цифровую трансформацию хозяйства, в результате которой был запущен собственный стартап «Лазаревское ТЕХ». Его задача, поясняет Романовская, не только разрабатывать инновационные решения для отрасли, но и адаптировать уже существующие инструменты на рынке.
«В ходе такой работы нам как агрохолдингу полного цикла удалось найти технологии, благодаря которым мы видим маршруты движения техники, расход ГСМ, объем выполненных работ, историю полей, а также мы можем отслеживать, сколько внесли на поле удобрений, пестицидов и какая итоговая урожайность с поля», — делится руководитель.
Фермер из Воронежской области Никита Токмаков отмечает, что дифференцированное внесение и оборудование, которое позволяет точечно вносить СЗР и удобрения, прибыльны только на больших площадях. При серьезном масштабе экономия в 3% будет окупать стоимость необходимого для дифвнесения оборудования. Для фермера же с размером пашни до 1 тыс. гектаров такие технологии не подходят.
«Для оптимизации своих затрат я использую автопилоты или, к примеру, датчики почвы, которые измеряют ее характеристики и позволяют своевременно проводить операции по севу и обработке их агропрепаратами», — делится он.
Все полученные данные фермер заносит в таблицы Excel, чтобы отслеживать динамику состояния посевов, но, для того чтобы процесс происходил эффективно, они должны быть правильно настроены, обращает внимание он.
Токмаков уверен, что хорошим способом оптимизации затрат на растениеводство также является индивидуальный подход к каждому полю.
«Большинство предприятий при внесении тех или иных препаратов и подкормок ориентируется на стандартные агротехнологические сроки и нормы. Но при таком подходе зачастую происходят ненужные траты — не только на удобрения и СЗР, но и на расход топлива работающей на этих операциях техники. Не всегда одна и та же проблема существует на разных полях. Гораздо дешевле сделать так, чтобы поля проинспектировал агроном, чтобы было четко определено, какой подход необходим конкретному полю в данный момент», — считает Токмаков.
Кроме того, определенный уровень оптимизации затрат достигается и благодаря многолетнему опыту работы на конкретных полях.
«Например, ежегодно внося фосфорные и калийные удобрения, я в отдельные годы могу взять паузу по их внесению. Однако сэкономить на внесении азота в нашем регионе нельзя — такая „экономия“ может привести к потерям урожая», — говорит он.
Также фермеру позволяет оптимизировать затраты использование собственных семян.
«В этом году я не покупаю „элиту“. Конечно, в таком подходе есть определенный риск недополучить урожай, однако в текущих реалиях мне это видится оптимальным», — уверен Токмаков.
За какими технологиями будущее?
Бережливое сельхозпроизводство и растениеводство в частности — это составляющая часть стратегии устойчивого развития, где речь идет и о повышении урожайности и качества продукции, и о снижении расходной части производства, и о минимизации воздействия на окружающую среду, и, конечно, о росте прибыльности предприятий, говорит Илья Воронков.
Среди глобальных трендов бережливого производства сельхозпродукции эксперт выделяет развитие технологий точного земледелия, автоматизацию и цифровизацию производственных процессов, соответствующую подготовку кадров для АПК и повышение знаний сельхозпроизводителей в области современных технологий возделывания культур, ресурсосберегающие технологии и биологизацию земледелия. Большое будущее в АПК Воронков пророчит технологиям на основе искусственного интеллекта.
Директор департамента промышленных решений Skymec Антон Ларсен отмечает, что производители агродронов тоже делают многое для того, чтобы фермеры могли работать в поле максимально рационально.
«Ожидается улучшение функций и характеристик современных, уже существующих дронов, появление новых моделей с увеличенным объемом бака, а также с большей мощностью аккумулятора, автоматических станций зарядки», — перечисляет он.
Параллельно с этим продолжается совершенствование технологий в области повышения точности позиционирования квадрокоптеров. Ларсен уверен: дальнейшее развитие БПЛА для агросектора (пока полеты агродронов разрешены только в некоторых регионах) позволит еще более эффективно оптимизировать работу на полях.