23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Батон национального масштаба

24.03.08


Рынок хлебобулочных изделий растет, несмотря на снижение потребления.


Батон национального масштаба

Производство хлеба в Украине из года в год снижается. В последнее время оно стабилизировалось на отметке в 2 млн. тонн, что в 3,5 раза меньше, чем в 1990 году. Операторы оценивают загрузку хлебозаводов в 70—80%. А вне мегаполисов этот показатель "сползает" до 30—40%. Самое парадоксальное, что при падающем производстве и малозначимых пока объемах импорта рынок хлеба должен постоянно "сужаться". Так происходит, например, в России. Однако, к удивлению маркетологов, украинский рынок хлеба растет, причем довольно бурно: примерно на 20% в год.

Общая картина. Основные особенности хлебобулочного рынка — государственный контроль за стоимостью продукции и постоянная борьба финансово-промышленных групп за комбинаты, следствием чего становится концентрация производства. Операторы жалуются на постоянные ревизии и придирки со стороны чиновников. Более всего их раздражает "ценовой потолок" на основные виды хлеба. Госструктуры же вынуждены останавливать самовольное повышение цен и раскрывать сговоры хлебных монополистов. За последние год-два не менее чем в пяти регионах имели место скандалы и антимонопольные расследования.

Однако, несмотря на старания властей, цены потихоньку растут. За 2007 год они выросли примерно на 10—15%, в том числе в Киеве, крупных городах, на западе и юго-востоке страны. Анализируя данные экспертных изданий, можно выделить три группы регионов по ценам на хлебопродукцию. В число самых дорогих попадают Киев и область, а также Луганская, Волынская, Черновицкая, Винницкая и Житомирская области — 2,2—2,5 грн./кг. Средние цены — 2—2,2 грн./кг характерны для Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Тернопольской, Сумской и Хмельницкой областей. Наиболее дешевый хлеб — 1,8—2 грн./кг — в южных регионах: Одесской, Николаевской, Херсонской областях и Крыму, а также в Черниговской и Черкасской областях.

Производители. В каждой области насчитывается свыше 100 крупных производителей. Они выпускают порядка 800 типов хлебопродукции, при внедрении в среднем 200 новых рецептур в год. Типичный крупный производитель сейчас — это концерн из группы заводов с прибылью $1—2 млн. и объемами в 0,1—0,2 млн. т в год. Так, львовская группа "Хлебпром" (свыше 15 хлебозаводов и комбинатов в 5 областях) ежегодно наращивает показатели в 2—3 раза и планирует в ближайший год вдвое повысить свою долю на рынке — до 9%. В прошлом году "Хлебпром" приобрел пакет акций львовской корпорации "Эколан", в состав которой входят Львовский ХК, способный выпускать 250 наименований продукции суммарным объемом 60—75 тыс. т/сут.

Луганское ОАО "Каравай" включает 9 хлебопроизводств, недавно на их модернизацию было выделено 5 млн. евро. Крупнейшая столичная структура "Киевхлеб" состоит из 14 хлебокомбинатов Киева и области. Из них только один — ХК №10 — производит свыше 40 наименований хлебобулочной продукции, около 25 видов тортов и пирожных — всего до 220 т/сут. Днепропетровский ХК №2 имеет 22 линии, производит в сумме свыше 230 т/сут и включает в себя несколько местных хлебозаводов и пекарен. Последнее время проводит активную модернизацию оборудования. У Киевского ХК №2 — не менее 6 линий. Среди лидеров производства также — "Донбассхлеб", "Житомирхлеб", "Хлебные Инвестиции", "Одесский каравай", "Винницахлеб", Черкасский ХК. Немало и средних предприятий, производственные показатели которых примерно на порядок ниже крупных.

Наиболее эффективными можно считать модернизировавшиеся хлебопекарные предприятия столицы и ряда региональных центров. Киевская, Донецкая и Днепропетровская области выпекают примерно по 10% всего украинского хлеба, еще по 4—6% — Харьковская, Луганская, Одесская, Винницкая области, Крым.

Признаком времени является концентрация хлебопроизводств в руках мощных бизнес-групп и связанные с этим захваты предприятий. Хрестоматийным стал дважды проводившийся захват Черновицкого ХК корпорацией "Укрзернопром". Затем подобное пережил "Дніпромлин". В сентябре 2007 года обострилась ситуация вокруг земли хлебокомбината "Кулиничи" на Харьковщине: губернатор передал ее часть посторонним структурам. Переделы возникают и между высокими инстанциями. Можно вспомнить трения между Госкомрезервом и ГАК "Хлеб Украины". Последняя попыталась вернуть контроль сразу над 28 хлебокомбинатами.

На фоне таких битв гигантов обычным делом стали закрытия "неперспективных" хлебозаводов, соответственно, с увольнением рабочих. Как правило, такие "оптимизации" настигают маломощные и малорентабельные предприятия в пригородах. Но страдают даже вполне рентабельные производства в центре мегаполисов (в последних случаях их нередко ликвидируют для высвобождения земельного участка). В частности, компания "Киевхлеб" закрыла убыточный с ее точки зрения ХК №1, а ХК №4 и №6 будут присоединены к прибыльным ХК №10 и №11.

Относительно судьбы мелких предприятий мнения экспертов расходятся. Одни (представители крупных пекарен) считают, что в массе они уйдут из конкурентного поля — возможно, в незанятые или ненужные крупному бизнесу ниши: период бума мини-пекарен прошел, крупные полугосударственные заводы "задавили" мелких конкурентов своей продукцией, выпускаемой на дотационной муке и при меньших затратах. Другие эксперты (независимые) более оптимистичны. Они говорят, что у малых пекарен свои преимущества — гибкость ценообразования, мобильность ассортимента, небольшое количество персонала и оборудования. Переход на новые технологии позволяет им держать невысокую цену (в основном за счет энергоэкономии, продуктивности труда и быстрого замеса) и конкурировать с продукцией крупных операторов. Доля мелких пекарен сейчас оценивается в 10—25%, они работают во всех регионах . В целом развитие этой сферы связывают с расширением европейских технологий. Причем перспективность их оценили даже крупные продуценты. Например, своя мини-пекарня с новейшим итальянским оборудованием работает на Киевском ХК №2: долю ее продукции планируется поднять до 5—10%.

Спрос. Одной из причин роста рынка при сокращении производства считается высокое потребление хлеба украинцами: в 2 с лишним раза больше европейцев (до 0,3 кг/сут). При этом наша продукция почти в 10 раз дешевле европейской: порядка $0,4/кг, тогда как в ЕС — до $3/кг, в России — до $1/кг. Вторая причина — свыше трети потребления обеспечивается теневым рынком (мелкие торговцы в розничных точках, на вокзалах, в переходах, райцентрах), а в селах — домашним производством. Официальное производство — порядка 50 кг/чел. в год — в итоге составляет величину, вдвое меньшую установленной в качестве официального минимума (порядка 100 кг/чел.).

Почти половину рынка продолжает удерживать пшеничный хлеб. Но высока и доля ржаного — около трети. Булочная продукция занимает примерно 1/6 рынка. Остальным (хлебцам и др. видам продукции) остается 4—5%. Аналитики отмечают расширение потребительских запросов. Считается, что спрос на традиционные марки хлеба ежегодно уменьшается примерно на 10% за счет появления новых. В частности, это новые сорта булок, предлагаемые частными пекарнями (в том числе сетевиками) и "европейские" марки (например, багеты, круассаны, бриоши, шоссоны). Так, если в 2004—2005 годах доля элитных и европейских марок хлеба оценивалась в 3—5%, то в 2007 году уже свыше 9% рынка.

В понятие элитных включают и недавно возникший "класс" замороженных хлебопродуктов. По этому направлению пошли до 90% европейских хлебопеков, что связано с нехарактерной для стран СНГ традицией транспортировать хлебопродукты на дальние расстояния. Учитывая, что в Украине доминирует европейское оборудование, интерес к данному направлению хлебопроизводства вполне объясним. К его плюсам можно отнести повышенный срок хранения при улучшенной технологии сбережения полезных свойств; к минусам — энерго- и трудозатратность производства. В данном направлении сформировался свой "бомонд" из специализированных производителей ("Левада", "Дольче Вита" и др.) и даже импортеров (немецких, польских и китайских). Но доля таких хлебопродуктов пока слишком мала, чтобы быть ощутимой даже в столице. Например, долю такого хлеба в Киеве оценивают в 10—15%, в то время как в Москве — вдвое выше.

При всей перспективности спроса на "элит-хлеб" наиболее популярной продукцией даже в мегаполисах остаются советские батоны, арнауты и знаменитый "украинский". Они занимают 2/3 рынка. Правда, традиционные рецептуры претерпевают изменения, а продукция — рестайлинг. Так, по оценке руководства КХК №2, в последнее время ржаной хлеб ("Украинский") заменен более "мягкими" типами, например "Чумацким", а ряд сортов белого хлеба стали выпускать овальной формы.

Есть и региональные различия по спросу. Так, в столице сдобные изделия предпочитают не более 20% потребителей, а во Львове — свыше 90%. В целом, чем дальше в регионы, тем больше доля "социальных" сортов.

Поставщики оборудования и компонентов. Модернизация крупных и развитие малых производителей требуют нового оборудования. Из поставщиков импорта доминируют итальянские компании, которые специализируются на поставках тяжелого и вспомогательного оборудования, но игнорируют сегменты химических добавок и компонентов. Их долю на рынке хлебопекарного машиностроения (печей, линий, тестообработчиков, миксеров, транспортсистем) оценивают не менее чем в 25—30%. Скажем, компания Danzi-Forni предлагает печи, миксеры, раскатки, резки, тележки. Minipack-Torre и PFM — термоусадочное и другое упаковочное оборудование. Canol — оборудование для выпуска теста и хлебоизделий. Castel — системы заморозки.

Из других европейских компаний шире всего представлены группы французских, австрийских, немецких, голландских и чешских компаний. Французы поставляют программированные камеры (Hengel), печи (Tibiletti), пекарские модули (Batinox). Австрийская Backtech производит оборудование для производства мелкоштучных хлебобулочных изделий. Печи поставляют голландская Werner&Pfleiderer, немецкая Wiesheu и чешская Jovak. Чехи также изготовляют тестомесы Topos, Liberecke и линии для хлеба Mopos. Видное место вскоре могут занять и турецкие поставщики. Некоторые из них, например крупный мировой производитель оборудования хлебозаводов и мельниц Hurmak, уже вышли на украинский рынок.

Производителями ингредиентов выступают в основном компании "неконтинентальных" европейских регионов, например скандинавские и британские. Норвежская Borregaard предлагает более пяти сортов ванилина; датская Danisco поставляет ферменты и "улучшители". Компании из Великобритании Pritchits, GB Ingredients и др. завозят сырье для хлебокондитерских изделий, дрожжи, ферменты. А вот поставку специй наладили в основном польские фирмы.

Национальное хлебопекарное машиностроение пока характеризуется эпизодическим развитием. Есть некоторые крупные предприятия, например, ОАО "Укрпродмашбуд". Сейчас это — ведущий производитель хлебопекарного и кондитерского оборудования, выпускающий свыше 10 его типов (формующие и отсадочные машины, линии, тестообрабатывающее оборудование). В последнее время выпущены новые печи, заменяющие дорогие итальянские аналоги. Авторитетом на рынках СНГ и Европы пользуется продукция (дрожжи) львовского ЗАО "Энзим". ЧП "Фабрика кондитерських прикрас" предлагает ароматизаторы, пасхальные украшения, ванилин, "Екотехніка" конкурирует с поляками на рынке специй.

P. S. В общем, рынок хлебопродуктов продолжает развиваться — за счет стабильного потребления традиционных "социальных" сортов и роста потребления продукции по евротехнологиям. Однако работа в условиях жесткого госрегулирования приводит к износу оборудования, а цены на землю подталкивают к закрытию малорентабельных производств.

Экономика
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: