Цифровизация агропромышленного комплекса позволяет увеличить эффективность сельского хозяйства на 15–25%. Крупные предприятия АПК, понимая это, активно внедряют современные технологии, однако малые предприятия все еще отстают от среднероссийских темпов цифровизации. Тормозит внедрение новых технологий и сложная геополитическая обстановка, из-за которой сельхозпредприятия не могут в полной мере использовать дроны для отслеживания посевов.
Петр Щербаченко, доцент Финансового университета, рассказал, что в 2024 году правительство РФ выделит более 3 млрд рублей на цифровую трансформацию сельского и рыбного хозяйства. «Учитывая рост населения, к 2050 году потребуется увеличить производство продовольствия на 70%, чтобы обеспечить 9,8 млрд человек. Это требует серьезной модернизации аграрного сектора для повышения его эффективности»,— считает эксперт.
Антон Баланов, советник по экономике и социологии РАЕН, выделяет несколько ключевых тенденций в цифровизации АПК. Во-первых, он констатирует высокую цифровизацию растениеводства и точного земледелия. «По данным Аналитического центра при правительстве РФ, более 60% крупных агрохолдингов и средних фермерских хозяйств используют технологии точного земледелия, включая системы спутникового мониторинга полей, беспилотные летательные аппараты, датчики влажности и плодородия почв. Это позволяет повысить урожайность на 15–20%. Например, в Воронежской области компания "АгроТехника" внедрила комплексную систему точного земледелия, что позволило увеличить сбор зерновых на 17% при сокращении расхода ГСМ на 12%»,— рассказал эксперт.
Вторая тенденция — активное внедрение «умного» животноводства. Согласно исследованию рынка Национального союза агростраховщиков, около 40% крупных животноводческих комплексов оснащено системами автоматического мониторинга состояния поголовья, кормления и доения. Это способствует росту продуктивности на 12–18%. «Так, агрохолдинг "Мираторг" внедрил на своих фермах систему "Умная ферма", которая позволила увеличить надои молока на 15% и снизить расход кормов на 8%»,— рассказывает господин Баланов.
В-третьих, сегодня активно происходит цифровизация логистики и сбыта, 55% сельхозпроизводителей используют цифровые платформы для реализации продукции, 47% — для управления логистикой. Это снижает издержки на 8–12%, подсчитал господин Баланов. При этом он констатирует отставание в цифровизации малых и средних хозяйств. По оценкам Минсельхоза, лишь 25–30% малых и средних сельхозпредприятий внедряют цифровые технологии. «По оценкам Минсельхоза, лишь 25–30% малых и средних сельхозпредприятий внедряют цифровые технологии. Основные барьеры — нехватка финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Так, в Алтайском крае лишь 22% фермерских хозяйств используют технологии точного земледелия из-за высокой стоимости оборудования»,— делится эксперт. По его словам, в последнее время наметился рост господдержки цифровизации АПК.
Без рутины
Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева констатирует: «Сейчас тот момент, когда сельскохозяйственные предприятия четко разделились на тех, кто старается успеть за прогрессом и уже получают отдачу от вложений в цифровизацию, и тех, кто настаивает на старых методах ведения хозяйства».
Цифровизация в сельском хозяйстве призвана решить самые большие проблемы отрасли: предоставить достоверные данные для принятия решений и закрыть проблему дефицита кадров. «Тем не менее сельхозпроизводители говорят еще об одной трудности: о разрыве между ними и IT-компаниями, которые слабо понимают, как будут работать их решения на практике и кто будет ими пользоваться. Разработки должны быть понятны тем, кто работает в поле»,— уверена госпожа Косарева.
Максим Власюк, директор департамента группы Arenadata по работе с промышленным сектором при этом замечает: «Предложения от отрасли IT для АПК в России полностью соответствуют требованиям предприятий. Это касается прежде всего сегмента сбора, хранения и обработки данных. Но дело в том, что на многих предприятиях в сельскохозяйственной отрасли данные еще даже не оцифрованы. Они только приступают к полномасштабному внедрению корпоративных хранилищ данных».
Эксперт полагает, что можно выделить три основные причины, препятствующие внедрению цифровых технологий в АПК. Во-первых, сами предприятия недостаточно активно используют современные решения, и это затрудняет оптимизацию производства и управление ресурсами.
Во-вторых, отпечаток накладывает кадровый голод: на рынке тяжело найти квалифицированные кадры, способные внедрять и поддерживать цифровые системы. Например, закрытие вакансии дата-архитектора может занимать до года. Во многом это обусловлено обострившейся конкуренцией. Остается актуальным обучение персонала и привлечение специалистов в области информационных технологий.
В-третьих, возникает вопрос приоритетов. Часто цифровые решения в АПК ориентированы на контроль и мониторинг, а не на поддержку развития предприятий. Это может замедлить процесс цифровизации и ограничить потенциал сектора.
«Для успешной цифровой трансформации агропромышленного сектора необходимо решать эти проблемы, обеспечивая надежную IT-инфраструктуру, обучение кадров и активное внедрение современных решений»,— полагает господин Власюк.
Все по уму
Госпожа Косарева приводит примеры «умных» разработок, которые уже внедряют сельхозпроизводители. «"Умные" камеры в животноводстве решают проблему себестоимости. Они помогают вовремя выбраковать больных и слабых животных, чтобы не тратить на них ресурсы компании. Технологии неинвазивного взвешивания (например поросят). Процесс взвешивания неприятен животному и причиняет стресс, который, в том числе, влияет на вес. Чем чаще цикл взвешивания, тем лучше можно отследить эффективность новых технологий кормления и ветеринарии. А в данном случае можно отслеживать состояние и развитие животных с любой периодичностью. Сочетание этих технологий принесло рост выручки на 30%, а прибыли — в 2,5 раза за два года»,— рассказывает госпожа Косарева.
Еще одним направлением является автоматизация физически тяжелого, неприятного, рутинного труда — к примеру, забоя скота.
«Сельхозпредприятие — такая же компания, и ей необходима автоматизация всех административных процессов: бухгалтерии, коммерческой и финансовой службы. Внедрение автоматических программ сопряжено с неизбежным сопротивлением тех, кто привык последние 25 лет на этом месте работать вручную. Например, технология "АгроСигнал" для отслеживания состояния растений помогает агрономам планировать свою работу с учетом реальных данных»,— делится эксперт.
Если говорить о мировых трендах, то это применение систем видеонаблюдения с встроенным ИИ для мониторинга полей онлайн. «Система оповещает о нарушителях, приходе диких животных или насекомых, анализирует внешний вид растений и почвы. Отдельные разработки анализируют использование пестицидов и удобрений для повышения урожайности и снижения затрат. Еще одно перспективное нововведение — картирование урожайности. Благодаря сложным алгоритмам на основе больших данных система анализирует данные об урожайности. Это помогает найти закономерности и оценить потенциальную урожайность еще до начала вегетационного периода. Немаловажный сегмент агробизнеса — внедрение систем с ИИ для анализа цепочек поставок сельхозпродукции. Важно сократить потери и как можно быстрее доставить свежую продукцию до потребителя»,— отмечает госпожа Косарева.
Анастасия Четверткова, PR-менеджер TN-Group, рассказала, что в хозяйствах широко развито применение систем спутникового мониторинга транспорта. Это позволяет сократить время и усилия, затрачиваемые на выполнение различных задач в аграрном секторе. «Цифровизация включает в себя автоматизацию процессов посева, полива, удобрения, сбора урожая и обработки продукции. Благодаря автоматизации фермеры и сельскохозяйственные предприятия могут увеличить свою производительность и получить больше продукции за меньшее время. В результате клиенты получают повышение урожайности до 10% и экономию затрат на средства защиты растений, ГСМ и удобрения до 30%»,— указывает она.
Небесные сложности
Михаил Стуколов, заместитель генерального директора ООО «Лазаревское Тех», отмечает, что в современной сельскохозяйственной отрасли у крупных предприятий существует ряд проблем, связанных с мониторингом посевов. «Следить за всходами, за фитосанитарным состоянием растений, минеральным питанием, прогнозированием рисков на больших площадях трудоемко и требует больших финансовых затрат. Также существующие технологии агроскаутинга не могут обеспечить высокое качество анализа ситуации. Агрохолдинг ПХ "Лазаревское" в этом вопросе не исключение. Во-первых, у нас наблюдается дефицит кадров. А во-вторых, мы явно видим цену ошибок по вине человеческого фактора. К сожалению, это происходит, как правило, при подсчетах понесенных убытков и недополученных доходов. Именно поэтому мы решили внедрять у себя современные технологии беспилотной авиации для мониторинга состояния посевов»,— говорит он.
Однако, как рассказал господин Стуколов, при организации мониторинга полей при помощи беспилотника предприятие столкнулось с рядом сложностей. «Первое — выбор модели БПЛА, который бы позволил производить мониторинг больших территорий нашего хозяйства (около 25 тыс. га). Для решения подобных задач обычные квадрокоптеры не подходят из-за малой дальности полета. В результате анализа отечественного рынка был выбран аппарат вертикального взлета и посадки типа VTOL, разработанный центром в университете "Иннополис". Аппараты такого типа, как правило, предназначены для доставки грузов и мониторинга объектов на дальних расстояниях в труднодоступной местности без активного участия оператора»,— поясняет господин Стуколов.
Другая сложность заключалась в том, чтобы получить разрешения на полеты в условиях ограничений, которые установлены на федеральном и региональном уровнях. «Нашими специалистами были внимательно изучены все действующие нормативные акты, регулирующие данную сферу. Нами было налажено взаимодействие на всех уровнях, включая работу с муниципальными и региональными органами власти, а также с государственной корпорацией по организации воздушного движения. В итоге все разрешения были получены, и полеты осуществляются. Для полетов доступны не все районы, что связано с ограничениями, введенными Министерством обороны. К сожалению, на данный момент мы видим очень много административных барьеров для использования беспилотников. Конечно, во многом это объяснимо мерами безопасности с учетом текущей обстановки, мы все понимаем. Но все же степень забюрократизованности очень высока. Мы очень надеемся, что в будущем барьеров в развитии новых технологий станет значительно меньше, а мер поддержки — больше. По оценкам экспертов, рынок использования беспилотных авиационных систем имеет очень высокий потенциал, который на данный момент практически не реализуется,— отмечает господин Стуколов.— Но мы также видим и позитивные сдвиги в этой отрасли. Так, например, с 1 января 2024 года в России запустился национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (БАС). Мы внимательно следим за ситуацией и отслеживаем информацию о мерах по развитию беспилотной авиации в России, в том числе и в гражданских отраслях экономики. Различные меры поддержки, гранты, субсидии могли бы дать значительный толчок для развития сферы применения БАС среди фермеров и малых и средних хозяйств».
На текущем этапе, по его словам, компания планирует активно эксплуатировать имеющийся БПЛА на протяжении всего сельскохозяйственного сезона. «Наша задача — собрать максимальное количество информации по нашим посевам и тщательно ее проанализировать. Ведь на первоначальном этапе особенно важно именно накопление информации»,— подчеркивает эксперт.
Своим путем
Далее «Лазаревское Тех» видит для себя два глобальных направления развитиям в области применения беспилотных технологий: эксплуатация и содержание парка дронов и обработка полученных данных и выработка на основе них решений. «Второе направление также очень важно, ведь без дальнейшего глубокого анализа полученных данных они сами по себе не имеют большой ценности,— указывает господин Стуколов.— Поэтому при масштабировании технологии мы будем инвестировать в средства обработки полученных данных, в том числе планируем разрабатывать программные продукты с элементами искусственного интеллекта. В дальнейшем готовы выйти на рынок с предложением этих услуг другим сельхозпредприятиям».
Йожеф Фекете, заместитель генерального директора по научно-технической деятельности ГК «Прогресс Агро», говорит: «В ГК "Прогресс Агро" внедрение современных технологий можно разделить на два направления: "Цифровизация" и "Генетика". В рамках цифровизации мы реализуем проект "Точное земледелие", в рамках которого мы внедрили такую инновацию, как дифференцированное внесение удобрений: это комплекс мероприятий, который включает в себя спутниковый мониторинг и агрохимическую картограмму. Это позволяет нам не только оптимизировать количество используемых удобрений, но и сохранить почву здоровой. Еще одна программа — "Точный сев" с использованием "умной" техники, она позволяет нам осуществлять сев семян равномерно на одной глубине, что на 15–20% увеличивает получаемый урожай».
По словам господина Фекете, его компания также начинала использование дронов, но в связи с запретом их полетов пока проект отложили. «Это очень важный проект на будущее. Потому что использование дронов при опрыскивании культур позволяет нам избежать уплотнения почвы, так как не будет необходимости заводить на поле технику, сократить количество используемых средств защиты растений и обрабатывать участки поля по индивидуальной программе»,— считает эксперт.
Также «Прогресс Агро» использует программу «Автопилот», которая позволяет проводить сев и уборку культур при помощи компьютера. «Конечно, наличие водителя в кабине еще необходимо, но вождением по большей части занимается автопилот, что позволяет не только работать ночью, но и составлять карту сева, которая поможет при культивации сохранить посевы»,— делится господин Фекете.
По его словам, ГК использует комплексную систему управления растениеводством, отечественная разработка «История поля», позволяет полностью контролировать все процессы растениеводства. «В нее заносится вся информация обо всех произведенных работах на полях, что дает возможность анализировать эффективность работы агрономов и оперативно вносить изменения в нее»,— говорит эксперт.
Господин Фекете также рассказал, что в рамках направления «Генетика» в животноводстве компания применяет генотипирование крупного рогатого скота и получает генетические паспорта животных, что позволяет эффективно проводить селекционную работу, направленную на увеличения количества получаемого молока. «Что касается растениеводства, то мы построили молекулярную лабораторию, которая помогает нашим специалистам в селекции семян. Внедрение современных технологий в АПК открывает большие возможности перед бизнесом в этой сфере. Необходимо понимать, что и вызовы перед отраслью стоят непростые. В первую очередь необходимо обеспечить АПК России отечественными средствами защиты растений, что даст большой толчок развитию отечественного сельского хозяйства. Развивать роботизацию, которая позволит решить вопрос с кадрами. А также, в связи с изменением климата, важно активно внедрять влагосберегающие технологии»,— перечисляет господин Фекете.
Решать в комплексе
Анастасия Четверткова считает, что одна из основных проблем, мешающая цифровизации в аграрном секторе,— это финансовые вложения на первоначальном этапе. Несмотря на программы господдержки и хорошую окупаемость, недостаток финансовых возможностей остается одной из ключевых причин, тормозящих «цифру». «Консерватизм сферы сельского хозяйства — еще одно препятствие при внедрении цифровизации. Фермерам может не хватать знаний и навыков для использования новых технологий. Также сказывается и сопротивление изменениям, так как некоторые предпочитают вести хозяйство по старинке»,— полагает она.
Александр Наумцев, генеральный директор BIA Technologies, добавляет: «В связи с уходом иностранных поставщиков ПО российские производители потеряли доступ ко многим проверенным технологиям, включая APS-решения и генетические модели». Впрочем, по его словам, отечественные разработчики активно заполняют освободившуюся нишу.
Таким образом, цифровизация сельского хозяйства в России демонстрирует неравномерный, но в целом позитивный тренд. Наиболее успешно она реализуется в растениеводстве и животноводстве крупных агрохолдингов. Вместе с тем сохраняется отставание малых и средних хозяйств, что требует дополнительных мер господдержки. «В целом цифровизация позволяет повысить эффективность сельхозпроизводства на 15–25%, что особенно важно в условиях возрастающей конкуренции на агропродовольственных рынках. Ключевые проблемы, сдерживающие более активную цифровизацию АПК, включают недостаточное развитие цифровой инфраструктуры в сельской местности, нехватку квалифицированных кадров, а также отсутствие комплексной государственной стратегии и механизмов поддержки внедрения передовых технологий. Решение этих задач является важным приоритетом государственной политики в сфере цифровизации сельского хозяйства»,— резюмирует господин Баланов.