Украина: Депутаты вновь меняют правила экспорта зерна
Депутаты продолжают экспериментировать, определяя оптимальный способ регулировать экспорт зерна. В парламенте зарегистрирован очередной законопроект, реформирующий правила международной торговли сельхозпродукцией.
Законопроектов, которыми власти намерены монополизировать экспорт зерна стало вдвое больше.
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №8163 о внесении изменений в Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» (относительно зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам). Документом предлагается ограничить право экспортировать сельхозпродукцию только непосредственным ее производителям, госагенту, а также компаниям, которые проинвестировали в выращивание этой продукции не менее 50% от ее стоимости. Законопроект внесен в парламент 25 февраля.
Авторы проекта – депутаты Инна Богословская (ПР), Марина Перестенко (КПУ) и Иван Сидельник (БЮТ). Любопытно, что двое последних – члены аграрного комитета парламента и соавторы другого одиозного законопроекта - №8053 (о внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования), который фактически монополизирует экспорт зерна.
Старая идея на новый лад
Новый проект очень схож с законопроектом №8053. В обоих документах право экспорта предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям зерна в объемах собственного производства и Государственному оператору по обеспечению экспорта зерна.
Однако новый проект делает послабление в отношении частных зернотрейдеров – документом оговаривается, они могут экспортировать сельхозтовары в объемах предусмотренных договорами (контрактами) с сельскохозяйственными товаропроизводителями на выращивание зерновых культур, если инвестировали в выращиванием этих партий авансом. Сумма этих платежей не должна быть менее 50% цены соответствующей продукции, сложившаяся на биржевом рынке Украины. Срок такого авансового платежа – несколько месяцев, «не меньше вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры», говорится в документе. Последнее условие введено для того, чтобы исключить возможность мошенничества – ведь иначе зерноторговые компании могли бы предоставить «аванс» аграрию за день до осуществления сделки по купле-продаже зерна и таким образом получить право на экспорт.
Также новые законопроект вносит ясность в то, кто такой - "государственный оператор по обеспечению экспорта зерна", а то время как законопроект 8053 ответа на этот вопрос не давал. Итак, госоператором по экспорту зерна может стать государственное предприятие или хозяйственное общество, доля государства в уставном фонде которого 25% и более, которое определено на конкурсных началах Кабинетом Министров Украины. Под это определение попадает компания «Хлеб Инвестбуд», доля государства в которой по словам министра агрополитики и продовольствия Николая Присяжнюка составляет 61%.
Текущий год станет переходным – в законопроекте №8163 оговаривается, что 2011 году разрешается в виде исключения субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке зерна, засчитывать в объемы экспорта, объемы озимых зерновых культур, авансовые платежи по которым осуществлены не позднее 15-ти дневного срока со дня вступления настоящего закона.
Все в поле
«Принятие указанного проекта позволит защитить интересы отечественных производителей зерна и интересы государства за счет непосредственного их выхода на внешние рынки» - говорится в пояснительной записке к документу.
Однако как минимум в части возможностей для сельхозпроизводителей по выходу на внешние рынки документ вряд ли достигнет цели. Маловероятно, что аграрии смогут активно заниматься внешней торговлей – она по плечу только крупным аграрным холдингам, которые и так этим в большинстве своем занимаются напрямую.
Минагропрод уже несколько месяцев прозрачно намекал зернотрейдерам, что ждет от них активного участия (финансового) в посевной кампании. Использование ресурсов зерноторговых кампаний в условиях ограниченного государственного финансирования и неохотного кредитования аграриев банками является реальным источником насыщения капиталом агросектора накануне посевной. Минагропрод предлагал профинансировать посевную кампанию пропорционально объему зерна, который трейдеры планируют экспортировать в следующем сезоне - денежными средствами или минеральными удобрениями, средствами защиты растений и другими ресурсами. Однако большинство компаний (за исключением тех, кто и без дополнительных стимулов вкладывал в агропроизводство ранее) не увидели смысла в финансировании посевной. Среди основных рисков вложений в будущий урожай - неопределенность с возмещением НДС и его упразднением в новом маркетинговом году, продажа квот на экспорт зерна на аукционах, кроме того, в результате инвестиций в посевную трейдеры получат на руки зерно, которое спустя несколько месяцев могут и не суметь реализовать.
Однако теперь чиновники кажется нашли способ согнать торговцев в поле. Если законопроект будет принят, то авансовое финансирование партий будет единственным способом участвовать в экспорте.
СПРАВКА
В парламенте также зарегистрирован законопроект N8053 от 2 февраля 2011 года. Авторы законопроекта: Виталий Борт (Партия Регионов), Марина Перестенко (Коммунистическая Партия), Сергей Терещук (Блок Литвина), Иван Сидельник (БЮТ). Согласно законопроекту, экспорт объектов государственного ценового регулирования предлагается осуществлять сельскохозяйственными товаропроизводителями таких объектов в объемах собственного производства и Государственным агентом по обеспечению экспорта объектов государственного ценового регулирования. Перечень таких объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины ежегодно по результатам мониторинга аграрного рынка.