На юге России начата кампания по борьбе с ростом цен на продукты
Старт кампании по борьбе с ростом розничных цен на продукты питания дали власти Адыгеи. Президент республики Аслан Тхакушинов подписал указ, который расширяет список социально-значимых продуктов питания. В пресс-службе аппарата главы Адыгеи отмечают, что решение было принято после анализа ситуации по ценам на продукты, входящим в состав республиканской корзины. В новый список социальных товаров были включены, в частности, мука, сахар, рыба, несколько видов овощей, яблоки, крупы. В документе также значатся основные виды мясной продукции, кроме филе: говядина, баранина, свинина и куриное мясо за исключением окорочков.
В управлении государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея пояснили, что в ближайшее время новый список будет направлен в розничные торговые сети, работающие в регионе. Продавцам рекомендуют не превышать наценку более 10%. Кроме того, рекомендации будут отсылаться переработчикам и производителям сельхозпродукции: им чиновники рекомендуют работать с уровнем рентабельности не выше 10%. «Сделать Адыгею островком благополучия мы не сможем, но в наших силах закрепление снижения цен экономическими рычагами. Важно наладить конструктивный диалог представителей бизнеса с главами муниципальных образований», — цитируют в пресс-службе республиканского премьер-министра Мурата Кумпилова.
Вероятнее всего, в ближайшее время список социально-значимых товаров расширит и Краснодарский край, об этом „Ъ“ рассказал источник в региональном департаменте сельского хозяйства. Сейчас на Кубани власти следят за отпускными ценами производителей девяти видов продукции. В их числе молоко, хлеб, растительное масло и куриные яйца. Мясной продукции в кубанском списке пока нет. Источник в департаменте особо подчеркивает, что речь в дальнейшем может идти «только о рекомендациях продавцам и производителям».
Дольше всех под пристальным контролем региональных и муниципальных властей находятся производители хлеба. Представители адыгейских и кубанских хлебозаводов на условиях анонимности отмечают, что за два последних года с момента появления первых списков значимых товаров рентабельность производства самого популярного формового хлеба снизилась до нуля. «Некоторые заводы в региональных центрах могут получить хоть какую-то прибыль за счет выпечки, на которую можно устанавливать произвольную цену. В небольших городах доля выпечки невелика и при заниженной цене на хлеб она не пользуется спросом. Многие работают с убытками, мы уже не индексируем зарплаты рабочим», — говорит руководитель одного из крупных кубанских хлебозаводов.
Эксперты отмечают, что новая вспышка активности региональных властей объясняется близостью выборов федерального уровня. По их мнению, появившиеся в Адыгее рекомендации для производителей мясной продукции превратятся, скорее всего, в формальность — чиновники просто не смогут контролировать уровень рентабельности предприятий. «В социальном плане важно, что в список значимых товаров включено мясо птицы. За два года цена на эту продукцию, несмотря не инфляцию, почти не менялась. Это достижение АПК. Наши переработчики работают с рентабельностью ниже 10%. Поэтому рекомендации, скорее, важны самим чиновникам в предвыборный период», — считает председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.
«Чиновники попросту не смогут правильно посчитать уровень рентабельности работы переработчиков и производителей сельхозпродукции. В лучшем случае будет грубо учитываться уровень наценки, который ни о чем не говорит. Подобные рекомендации не способствуют развитию АПК, власти должны заботиться прежде всего о развитии конкуренции и снижении инфраструктурных и логистических издержек», — полагает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.