Предприниматели просят Кабмин смягчить нормы по "зерновому" НДС
Украинская аграрная конфедерация (УАК) обратилась к Премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой рассмотреть возможность смягчения норм Налогового кодекса (НК), вступивших в силу с 1 января 2011 г, связанных с изменениями в налогообложении НДС внутренних и экспортных операций с зерном и техническими культурами. Об этом сообщает УАК.
Президент УАК, глава Совета предпринимателей при Кабмине, Леонид Козаченко обратился с письмом к главе правительства поручить срочно рассмотреть вопросы, связанные с необходимостью отсрочить до 1 июля 2011 года вступление в силу нормы НК об отмене налогообложения НДС операций с зерном при его последующей продаже, как это сделано в НК в отношении отмены нулевой ставки НДС по операциям с экспортом зерновых, тем самым дав возможность закончить все операции с зерном урожая 2010 года на условиях налогообложения 2010 года.
Также зерновики просят возобновить внутреннее налогообложение НДС операций по продаже рапса и нулевую ставку по операциям, связанных с его экспортом.
Так, по подсчетам УАК, отмена налогообложения НДС операций с зерновыми и масличными культурами вместе с отменой нулевой ставки налогообложения НДС операций, связанных с их экспортом, приведут, в расчете на средний годовой урожай зерновых в объеме 40 млн. тонн и 1,5 млн. тонн рапса, к потерям производителей зерна на сумму 10-12 млрд. грн. ежегодно.
В число посредников, последующая продажа зерна которыми, после его первой покупки у товаропроизводителей, не облагается НДС, попали и учреждения, которые по законодательству должны осуществлять ценовое регулирование на рынке зерна путем его продажи во время товарных интервенций (Аграрный фонд), а также те, которые покупают зерно в госрезерв и продают его из такого резерва с целью освежения запасов (Госрезерв).
Таким образом, утверждают в УАК, будет складываться абсурдная ситуация – Агрофонд при продаже зерна, купленного в 2010 году, при товарных интервенциях, например, с целью снижения цен на рынке Украины, фактически будет вынужден делать это за счет ресурсов, которые с 1 января 2011 г. в один момент подорожали на 20%.
Такие же последствия предполагаются для продажи зерна в ходе освежения Госрезервом. "Но сможет ли он (Госрезерв, - ред.) достичь цели, продавая его по неконкурентной цене, так как параллельно с этим потенциальные покупатели смогут покупать зерно у товаропроизводителей на 20% дешевле?" – сомневаются эксперты Конфедерации.
Таким образом, предупреждают предприниматели, сегодня искусственно создана ситуация, при которой и Агрофонд, и Госрезерв, и некоторые другие госоператоры, чтобы выполнять свои функции должны продавать зерно в убыток.
Л.Козаченко также обращает внимание на то, что при такой "анти-посреднической" норме фактически становится невозможным и такой вид деятельности, как формирование элеваторами товарных объемов зерна за счет покупки за собственные оборотные средства у производителей, которые поблизости производят его мелкими партиями, с последующей его продажей переработчикам и/или экспортерам.