Счетная Палата: зерновые интервенции в РФ по-прежнему неэффективны
Счетная палата РФ по-прежнему считает неэффективными проводимые в России зерновые интервенции и планирование Минсельхозом РФ затрат на обслуживание интервенционного фонда, говорится в сообщении контрольного ведомства.
Коллегия Счетной палаты 28 декабря 2010 года рассмотрела результаты проверки "Стратегический аудит эффективности госрегулирования рынка зерна, обеспечения развития внутреннего рынка и увеличения экспортного зернового потенциала РФ как основополагающих элементов сохранения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства".
"Продолжает сохранять неэффективный характер и проведение интервенционных операций. Также наблюдается сохранение низкого качества планирования Минсельхозом России затрат на обслуживание интервенционного фонда", - отмечается в сообщении.
Счетная палата отмечает, что в связи с тем, что в едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами-участниками таможенного союза в торговле с третьими странами, отсутствуют зерно и продукты его переработки, меры тарифного регулирования экспортно-импортных операций с зерном в рамках этого союза серьезно ограничены наличием межгосударственных соглашений.
В целях эффективного использования потенциала зернового хозяйства ведомство предлагает сгруппировать проводимые мероприятия интервенций в три блока. Среди них - мониторинг рынков, проведение закупок, обеспечение экспорта зерновых (ОАО "ОЗК"); формирование и проведение национальной сельскохозяйственной политики (Минсельхоз России), а также обеспечение количественной и качественной сохранности запасов интервенционного фонда (Росрезерв).
Аудиторы также выявили, что план мероприятий по реализации положений доктрины продовольственной безопасности РФ содержит в себе только мероприятия общего характера, в общих чертах описывающие задачи повышения уровня продовольственной безопасности государства, не указывая ни конкретных мероприятий, направленных на реализацию целей доктрины, ни ресурсного обеспечения и ответственных исполнителей.
Как отмечается в материалах ведомства, система нормативного и правового регулирования госучастия в управлении рынками зерновых регулируется целой совокупностью законодательных и нормативных актов.
"Однако многие важные с точки зрения развития отрасли меры, предложенные данными законодательными актами, так и не были реализованы", - говорится в сообщении.
Счетная палата решила направить информационные письма в правительство РФ и Минсельхоз России. Отчет и информацию об основных итогах проверки направляется в палаты Федерального Собрания РФ.
Как ранее сообщала Национальная товарная биржа, биржевые торги в рамках закупочных интервенций на российском рынке зерна продолжатся в феврале. Последний раз они проводились 28 января.
Ранее министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник сообщала, что закупочные интервенции будут проходить до конца января. Однако несколько позже она заявила, что государство будет закупать зерно до тех пор, пока не использует все выделенные для этого средства - 9,5 миллиарда рублей. Всего со 2 ноября 2009 года - начала интервенций до сегодняшнего дня закуплено в госфонд 1,71 миллиона тонн зерна на 6,73 миллиарда рублей.
Средневзвешенная цена на пшеницу третьего класса составила 4,1 тысячи рублей за тонну, на пшеницу четвертого класса - 3,53 тысячи рублей за тонну, на рожь - 2,34 тысячи рублей за тонну.
Ранее закупочные зерновые интервенции проводились в России в 2001, 2005 и 2006 годах, а также с 19 августа 2008 года по 21 мая 2009 года. В ходе последних государство закупило 8,06 миллиона тонн зерна на 38,6 миллиарда рублей.