Каждому пятому сельхозпроизводителю в России грозит банкротство
На заседании Комитета Госдумы по собственности был рассмотрен проект федерального закона № 442111-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части увеличения срока наблюдения при осуществлении процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций) (первое чтение).
Законопроект прокомментировал член Комитета по собственности, депутат Госдумы Алексей Плахотников:
Данный законопроект предусматривает увеличение срока наблюдения, являющегося одной из процедур банкротства, в отношении сельскохозяйственной организации до минимум 28 и максимум 36 месяцев.
В то же время, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении всех организаций-должников максимальный срок наблюдения составляет 7 месяцев. Это обусловлено необходимостью рассмотрения в разумные сроки на заседании арбитражного суда дела о банкротстве должника и принятия решения либо об отказе в признании должника банкротом, либо о введении в отношении него внешнего управления, конкурсного производства или заключения мирового соглашения должника с кредиторами
В чем же суть внесенного законопроекта? В настоящее время каждый пятый сельхозтоваропроизводитель находится в процедуре банкротства. Значительная часть из них оказалась в состоянии банкротства вследствие наличия такого признака, как несвоевременное исполнение по своим обязательствам. При этом величина чистых активов у большинства предприятий-банкротов значительно превосходила сумму просроченных обязательств.
Таким образом можно сделать совершенно однозначный вывод, что большинство предприятий-банкротов располагало, как правило, в пассивах достаточными материальными ресурсами для исполнения по просроченным обязательствам и проблема невозможности своевременной оплаты состояла, преимущественно, всего лишь во временном дефиците средств.
Очевиден вывод, что по причине несовершенства действующего законодательства о банкротстве реально вполне благополучные предприятия сельскохозяйственного сектора и агропромышленного производства объявляются банкротами и попадают в процедуру банкротства, что наносит колоссальный вред агропромышленному комплексу, экономике России, ее гражданам, задействованным в сельскохозяйственном производстве, и населению в целом.
Основной причиной, приводящей к вышеуказанным последствиям, является специфика сельского хозяйства, состоящая в сезонности. Практически на всей территории страны сбор урожая осуществляется один раз в год, т.е. 11 месяцев затрат на урожай и 1 месяц материальных затрат в готовую продукцию. Это без учета неблагоприятных погодных условий, когда не бывает урожая.
В законодательстве о банкротстве с момента объявления предприятия банкротом предприятию предоставляется возможность в течение 6 месяцев находиться в процедуре наблюдения, по результатам которой принимается решение о прекращении процедуры, финансовом оздоровлении, внешнем управлении или конкурсном производстве. То есть 6 месяцев дается на поправление дел, а через 6 месяцев решается судьба предприятия.
Комитет по собственности не поддержал концепцию законопроекта по следующим основаниям. Основная цель стадии наблюдения состоит в анализе платежеспособности должника и изучении его финансового положения. При этом согласно действующей редакции статьи 178 упомянутого Федерального закона в процессе наблюдения предусмотрен учет сезонного характера сельскохозяйственного производства.
По мнению депутатов Комитета по собственности анализ платежеспособности должника может быть надлежащим образом осуществлен в течение 7 месяцев, и увеличение этого срока приведет к накоплению задолженности сельскохозяйственной организации перед поставщиками ГСМ, сельхозтехники и т.д., что еще более ухудшит положение должника. С другой стороны длительные сроки наблюдения в отношении сельскохозяйственных организаций, отличающиеся своей продолжительностью от всех остальных категорий должников от трех до пяти раз, затягивание рассмотрения в арбитражном суде дела о банкротстве наносят ущерб кредиторам, поскольку нарушают их право на судебную защиту и могут повлечь за собой, в свою очередь, банкротство кредиторов.
Положения законопроекта о конкретном сроке наблюдения (в рамках интервала от 18 до 36 месяцев) являются крайне неопределенными, поскольку связываются со "сроком до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ и времени, необходимого для реализации произведенной или переработанной сельскохозяйственной продукции". В этой связи в случае реализации такого положения законопроекта срок наблюдения может быть установлен фактически произвольным образом, в том числе с использованием коррупционных механизмов.
Таким образом, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 442111-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" при его рассмотрении в первом чтении.